pravosudovs wrote in new_rabochy

Categories:

Рок войны в СССР

Этот текст я опубликовал в прошлом году на сайте «Рабкор». В последнее время благодаря Константину Семину активизировались споре о феномене «русского рока». Что это такое, какую роль рок-музыка сыграла в развале СССР? Недавно я прочитал книгу Джоанны Стингрей «Стингрей в Стране Чудес», где она рассказывает о дружбе с российскими (в основном ленинградскими) рок-музыкантами. Некоторые моменты показались интересными. Джоанна пишет, что «подпольные» группы в Ленинграде могли выступать с концертами в рок-клубе, но денег за это им не платили. При этом их регулярно приглашали на беседы в КГБ, куда они без удовольствия, но ходили. Кроме того, представители посольств западных стран регулярно приглашали «подпольных» музыкантов на свои мероприятия, где они могли получить образцы музыкальной, кино и литературной продукции. Начиная с 1984 года Джоанна регулярно прилетала в СССР и привозила советским рокерам музыкальную аппаратуру. По её словам, финансировал всё её отчим. В 1986 году Джоанна вывезла из СССР записи и выпустила в США двойной альбом Red Wave («Красная волна») – с композициями четырёх ленинградских групп: «Аквариум», «Кино», «Алиса», «Странные игры». По её словам, тираж альбома превысил 15 тыс. экз.

После официального выпуска Red Wave на западе, Стингрей послала по экземпляру тогдашним лидерам США и СССР, Рейгану и Горбачеву, с заявлением, что то, чего они не могут достичь на дипломатическом уровне, успешно получается у рок-музыкантов. После этого Министерство культуры дало распоряжение государственной фирме «Мелодия» срочно выпустить пластинку «Аквариума», чтобы создать для мировой общественности впечатление распространённости и доступности в Советском Союзе альбомов советских рок-групп. При этом, Борис Гребенщиков написал заявление, что выпуск диска в США произошёл без его согласия. Хотя все участники проекта прекрасно знали о планах Джоанны. Она провела с ними специальную фотосессию и сняла видео клипы всех четырех групп. В результате в 1987 году «Мелодией» была официально выпущена пластинка – сборник «Аквариума» – так называемый «Белый Альбом». Кроме того, «Мелодией» вскоре были выпущены пластинки «Кино» — «Ночь», «Алиса» — «Энергия» и «Странные Игры» — «Смотри в оба». Заодно «Мелодия» выпустила диск «Белая полоса» ещё одной ленинградской группы – «Зоопарк».

У Джоанны Стингрей были большие планы. Она начала вести переговоры с советскими чиновниками об организации гастролей в СССР Дэвида Боуи и о записи в США диска Бориса Гребенщикова и его «Аквариума». Кроме того, она планировала выйти замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна. Они подали заявление в ленинградский ЗАГС, и Джоанна улетела в США. Через 3 месяца, когда она должна была прилететь на свою свадьбу в апреле 1987 года Джоанне, отказали в советской визе. Ленинградские музыканты сказали Джоанне, что, по их сведениям, против её активности выступили какие-то «официальные» рок-группы. Она не стала разбираться, кто за этим стоит. Задействовав ряд американских политиков в том числе членов Сената, ей удалось получить визу через полгода. Свадьба с Юрием Каспаряном состоялась в ноябре 1987 года в Ленинграде. Гастроли Боуи в СССР так и не состоялись. Кроме того, Джоанну попросили уйти из проекта выпуска диска Бориса Гребенщикова в США. Кто же из «официальных рокеров» стоял за этой историей?

Очевидно, что набольшими связями обладал лидер «официальной» рок-группы «Цветы» Стас Намин (настоящая фамилия Микоян). Песни этой группы «Мелодия» впервые выпустила еще в 1973 году. Его дед Анастас Микоян был членом Центрального Комитета коммунистической партии с 1923 по 1974 год. При этом, отвечал он в советском правительстве в основном за внешнюю торговлю и имел обширные связи за рубежом. Умер Анастас Микоян в 1978 году. Кроме того, отчимом Стаса Намина был заместитель министра культуры СССР – Василий Кухарский.

Именно Стас Намин создал первый в СССР независимый продюсерский центр «SNC». Именно он организовал в 1989 году в Москве первый международный рок-фестиваль Moscow Music Peace Festival (Московский международный фестиваль мира). Он проходил 12—13 августа на стадионе «Лужники» и транслировался на весь мир. Здесь выступили одни из самых популярных в то время западные рок-групп: Bon Jovi, Scorpions, Motley Crue, Ozzy Osbourne, Cinderella, Skid Row. Очевидно, что это был не бизнес проект. «Лужники» в то время мог собрать практически любой из участников фестиваля. Россию на этом фестивале представляли исключительно московские группы из продюсерского центра Стаса Намина: «Бригада С», «Нюанс» и Gorky Park. Последняя пела на английском и была ориентирована на западного слушателя. На сцену музыканты выходили в псевдорусской одежде (шаровары и косоворотки) с гитарами в форме балалаек и размахивали советским и американскими флагами. Стас Намин организовал Gorky Park в начале 1987 года, именно тогда у Джоанны Стингрей возникли проблемы с советской визой. В США Gorky Park имели успех – продали более 300 тыс. экземпляров своего дебютного альбома. Их песни и клипы были в лидерах американских хит-парадов MTV и Billboard.

Вполне возможно, что именно Стас Намин мог тогда помешать Джоанне Стингрей в продвижении на Запад ленинградских рок-музыкантов. В свою очередь Борис Гребенщиков выпустил в 1989 году в США свой альбом на английском языке Radio Silence. Однако он пользовался меньшей популярностью, чем записи Gorky Park. Изначально контракт предполагал, что БГ выпустит 8 альбомов в США, но слабый интерес публики к первому творению привел к разрыву контракта. С другой стороны и Gorky Park не смог закрепить свою популярность.

Можно сказать, что рок-музыка в СССР была «легальной оппозицией». Музыканты могли легко перейти в разряд официальных групп (как это сделала «Машина Времени») и спокойно зарабатывать деньги, как и поп-исполнители. «Неофициальные рокеры» выступали на официальных концертах в «Рок-клубе» и играли подпольные концерты. С наступлением капитализма многие из рокеров разбогатели. Странно слышать упрек со стороны Константина Семина, что рокеры агитировали за Бориса Ельцина на выборах 1996 года. Ведь их жизнь с распадом СССР стала лучше. Кроме того, за концерты в рамках тура «Голосуй или проиграешь» хорошо платили. Нет ничего удивительного и в том, что рокеры не критикуют в своих песнях нынешних «олигархов». Ведь если так делать, то «олигархи» не пригласят тебя выступить на корпоративе.

promo new_rabochy 16:15, yesterday 61
Buy for 10 tokens
Антропогенез совершился без явных границ! Ведь работают и коммуницируют и другие животные... Факт лишь в том, что и то и другое, благодаря эволюции (причём ведь не самой по себе, а от внешнего давления среды), как и с самопроизвольным верхнепалеолитическим культурным всплеском, - всем тем мы…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.