romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:

В американской тюрьме стены толстые, много спичек нужно, брат! (с)

Тов. Редмэй предложил мне написать рецензию на фильм "Брат" Алексея Балабанова. А так как в свое время я был большим поклонником этого фильма и смотрел его неоднократно, то почему бы и нет?

В Питер я приехал в августе 1997 года и в первый же или во второй день, помнится, пошел в кино. В кинотеатр "Аврора" на Невском. За 10000 рублей (почти 2 доллара) купил билет. Я полгода собирался его посмотреть. И кино меня торкнуло от души.
Видимо, не одного меня, потому что фильм стал популярным, хотя второй фильм был еще популярней, оттуда проросли все эти крымско-шовинистические антиукраинские фантазмы.
Первый же фильм был все же произведением искусства, а не кассово-политической поделкой.
Я рассматриваю музыку в нем как внутренний, основной сюжет, чего никто не делает, по-моему.


Начинается фильм с клипа на песню "Крылья".
"Где твои крылья?" - то есть где твоя вера во все хорошее и прекрасное.
И тут вылазит парень в армейском бушлате. Уж какие там крылья!
Дальше он едет в Питер, находит брата, тот дает ему немного денег, он ходит их тратит, звучит песня "Я придумал тебя от нечего делать во время дождя". Может, так все и было, персонаж Бодрова довольно картонный герой, схема, с таких схем Балабанов начинал свое творчество: "Счастливые дни" по Беккету, "Трофим", "Замок" Кафки.
(То, что герой встречает Немца и тот рассказывает ему о городе, который забирает силу - это чепуха. Балабанов мало интересовался диалогами героев, и комментировал речи Немца: "Должен же он был что-то говорить! Вот я придумал ему сказку про город".
Собственно, Немец - алкаш, синяк, почти бомж. Как я некогда читал в методичке на подкурсах МГУ про монолог Сатина в "На дне": "Сатин произносит монолог в момент душевного подъема, так-то он опустившийся человек".
Искать вековую мудрость в речах подобного персонажа несколько нелепо. И главное, что не в диалогах смысл фильмов Балабанова, снимаемых в стиле клипа, отсюда и столько музыки. Помню, включил я ночью телек, а там чувак стреляет из окна под музыку Цоя. Я думаю: "уж не "Кочегар" ли это, больно стиль балабановский". Ну да, он самый.)
Дальше Данила ходит по рынку, планируя убийство Чечена, звучит "Матерь богов", в которой вновь подчеркивается условность происходящего на экране:
Я открою тебе самый страшный секрет
Я так долго молчал, но теперь я готов:
Я создатель всего, что ты видишь вокруг
А ты, моя радость, ты — Матерь богов
Матерь богов, Матерь богов
Это город убийц, город шлюх и воров
Существует, покуда мы верим в него
А откроем глаза — и его уже нет
И мы снова стоим у начала веков.

"Стоим у начала веков" - это опять же экзистенциалистское мироощущение Балабанова, проявившееся во втором фильме в речах Даши про "нечто животное, что мы потеряли, но что есть в неграх".
Или как у Киплинга: "Нет востока и запада нет, если у края мира сильный с сильным рядом встает", как-то так)).
Дальше Данила мастерит глушитель и взрывпакет, звучит песня "Нежный вампир". Она довольно забавная по тексту, но авторам было не до смеха:
"В этой стране, жидкой, как грязь,
Ты можешь стать толстой, ты можешь пропасть"
- ага, в других-то странах такое исключено!)))
Но смысл тут очевиден: низкое социальное положение Данила стремится изменить путем убийства за деньги.
Дальше убийство Чечена, погоня, туда-сюда. Данила со Светой идут на концерт, исполняют "Гороховые зерна" ("Хлоп-хлоп").

Это песня про Данила и подобных ему продуктов призывной системы:
"Из нас выращивают смену
Для того, чтоб бить об стену."
Государство-отчужденная от индивида сущность растило его в своих целях, ну а теперь он маленько "бьется головой об стену" в личных интересах, лоб-то железный (кременный?).
Тут в кулуарах Данила произносит свой антиамериканский монолог:
"Говно ваша музыка американская. Да и сами вы".
Я все же думаю, что Балабанов еще сохранял дистанцию с персонажем и несколько иронически это обыгрывал (поэтому говорит это Данила французу), с другой стороны, он явно противопоставляет старую европейскую культуру (в "Счастливых днях" герой Сухорукова постоянно ходил чуть не на ту же могилу на лютеранском кладбище и слушал классическую немецкую музыку) и неподлинную американскую, где "все несерьезно, кроме денег".


По ходу пьесы Данила сталкивается с Бутусовым и другими музыкантами, видит их дружелюбный мир, но вынужден вернуться к миру бандитов и убийц, хотя этот эпизод не вполне мне ясен: брат направляет его в помощь отморозкам или что? И если в помощь, то не обидится ли брат на такую импровизированную ликвидацию?
...
Дальше происходят "траблы виф май бэйби" и Данила отправляется на последнюю разборку с Круглым. Он пилит обрез, звучат "Черные птицы" и Данила разглядывает себя в зеркале - не слишком ли он изменился?
Возьмите мое золото,
И улетайте обратно.
Нам не нужно твое золото,
Нам не нужно твое золото,
Заржавело твое золото
И повсюду на нем пятна.
Черные птицы из детских глаз
Выклюют черным клювом алмаз,
Алмаз унесут в черных когтях,
Оставив в глазах черный угольный страх.
...
Возьмите мое царство
И возьмите мою корону.
Нам не нужно твое царство,
Нам не нужно твое царство,
Нам не нужно твое царство
И корона твоя из клена.
Возмите тогда глаза мои,
Возмите тогда глаза мои,
Возмите тогда злаза мой
Чтоб они вас впредь не видали.
Нам уже не нужны глаза твои,
Нам уже не нужны глаза твои,
Побывали уже в глазах твоих
И все, что нам нужно, взяли
Я так понимаю, что здесь проводится мысль о тщете усилий Данилы решить все проблемы насилием и деньгами.
На это же намекают его неудачи с женщинами: Света не хочет с ним ехать, потому что не любит его, а готова остаться с раненым Павлом Евграфычем, а Кэт вообще только деньги нужны, Данила ей никуда не уперся.
Одинокий гордый герой бредет по Питеру и какому-то полю, играет "Зверь":
Я смотрю в темноту, я вижу огни,
Это значит, что здесь скрывается зверь.
Он, я знаю, не спит, слишком сильная боль,
Всё горит, всё кипит, пылает огонь.
Я даже знаю, как болит у зверя в груди,
Он ревёт, он хрипит, мне знаком этот крик.

Помнится, в тот период я был увлечен апокрифической христианской демонологией, читал про Антихриста и пытался разобраться с этими смыслами. И тогда мне представлялось, что Балабанов намекает на предание Данилы Зверю: что он прельстился царством земным и стал служить диаволу. Но поскольку дальнейшее творчество Балабанова весьма языческое, видимо, я неверно понял вложенный смысл.
Может, наоборот, Данила озверел (как ранее кот Леопольд) и это, типа, пошло ему на пользу: он всех завалил, "наварил кучу баксов" и даже благородно отпустил с миром бандита на кухне (Игорь Лифанов тогда был никому не известен, так что сыграл и в эпизоде)).
Далее Данила ловит фуру, едет в машине и на фоне титров звучит "Люди на холме":
Мы лежим на склоне холма
Кверху ногами на склоне холма
Люди на холме кричат и сходят с ума
О том кто сидит на вершине холма
Но у холма нет вершины
У холма нет вершины
Он круглый как эта земля
У холма нет вершины
У холма нет вершины
Он круглый как эта земля

Это эгалитарная мысль Балабанова, который в то время крайне мало зарабатывал, был полон мелкобуржуазного протеста и сочинил свой боевик про человека из низов, который "возьмет шпалер и всем покажет". У Брехта есть стишок "Мечты судомойки", он как раз про это:
Господа, сегодня я мою грязные стаканы
И гну спину, белье стирая,
И я каждому молча кланяюсь, получая пятак;
Видят все мои лохмотья и наш пакостный кабак,
И никто не знает, кто я такая.
Но однажды вечером всполошится вся гавань
И пронзительный крик разбудит всех,
И, услышав мой веселый смех на кухне.
Скажут мне: «Что за дурацкий смех?»
И фрегат трехмачтовый,
Сорок пушек по борту,
Бросит якорь у нас...
А наутро молодцы мои в город войдут,
И город задрожит от страха,
И выволокут всех. В кандалы закуют
Мои молодцы, и ко мне приведут,
И спросят: «Всех прикажешь на плаху?»
В это утро будет очень тихо, и спросят
Палачи: «Кому умереть?»
И ответ мой будет очень краток: «Всем!»
И когда покатятся головы, я буду
Приговаривать: «Опля!»
И фрегат трехмачтовый,
Сорок пушек по борту,
Унесет меня вдаль.

Такие садистские мечты свойственны разным униженным и оскорбленным, и мне все эти настроения знакомы. Другое дело, что как только жизнь немного налаживается, весь этот садизм испаряется, поскольку он контрпродуктивен и является чисто эмоциональной реакцией на свое текущее убогое состояние. В дальнейшем Балабанов ничего такого и не транслировал, потому что "Брат" стал его успехом во всех смыслах - ведь еще за полгода до его выхода Алексей Герман называл Балабанова "талантливым режиссером, который делает параллельное кино, которое никому не нужно". После "Брата" Герман, как я понимаю, стал критически относиться к Балабанову, который стал делать не искусство, а китч в значительной степени.
Я смотрел потом "Про уродов и людей", "Брат-2", "Война", "Жмурки", "Груз-200", "Мне не больно", "Я тоже хочу", частично "Кочегара" и даже "Реку", но "Брат", по-моему, остался вершиной его творчества.


"Брат-2" я недолюбливаю и считаю очень удачной пародию из "Кукол", хотя тут еще на покойного Шандыбина:
Tags: кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
"Я способствовал энергично и активно... выдвижению Михаила Сергеевича Горбачева. Он об этом знает хорошо. Это, пожалуй, моя самая большая кадровая ошибка" (свидетельские показания по делу КПСС в Конституционном суде РФ, 1992 год). "Михаил Сергеевич такой президент, который хочет войти в историю…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments

Recent Posts from This Community