vasiliev_vladim wrote in new_rabochy

Category:

О схеме воспроизводства сознания

https://new.dop.mosreg.ru/images/events/cover/f562be40e0602ea02aadb01587b07039_big.jpg
https://new.dop.mosreg.ru/images/events/cover/f562be40e0602ea02aadb01587b07039_big.jpg

Впервые кратко резюмирована и представлена наиболее общая схема расширенного воспроизводства сознания общественных индивидов в условиях самоотчуждения человека от своей человеческой (родовй) природы (сущности).

В ходе обсуждения статей «Знание открывается или производится?» и  «Творец — это кто?» ряд блоггеров (в личной переписке) поставили перед автором этих статей вопрос о том, возможно ли представить производство сознания «формулами» или «схемами» по образу и по подобию схем производства капитала, обоснованных Марксом в «Капитале».

На что автор ответил комментарием, размещённым под статьёй «Творец — это кто?». Однако, как верно заметила Валя Николаева, в силу его общей значимости было бы целесообразнее вынести его как отдельную публикацию в форме статьи. Именно это сделано автором далее.

Итак, если говорить исключительно и только о воспроизводстве сознания (и знания), то в действительности суть процесса его (сознания, знания) воспроизводства схематично [по аналогии с формулой воспроизводства капитала: Д — (Т + Рс ... Т со штрихом) — (Д со штрихом) можно резюмировать так:

Ч (человек в части его сознания-знания) —П (процесс расширенного воспроизводства сознания-знания) — Ч (в части его сознания-знания) со штрихом (с «приростом»).

Основным, конечно же, в этой схеме является «средний термин», обозначенный как «П», то есть #процесс_воспроизводства_сознания (знания), осуществляемый не только как органический момент всего процесса производства общественных индивидов в его целом.

Но осуществлемый также и как момент одного из двух наиболее крупных общественных подразделений этого производства — производства особого социума, его социальных и территориальных структурных подразделений, семей и индивдуумов во всей их исторически конкретной определённости и формах обособления.

Возможно ли этот процесс представить схематично? Да, возможно. 

Этот процесс в условиях самоотчуждения человека от своей человеческой природы (сущности), а это — существенное #общественное_условие, которым фундаментально определяется форма и содержание всего процесса производства сознания (знания), в самом общем виде, то есть в виде предельно общей схемы выглядит так:

Начальным моментом процесса воспроизводства сознания (знания) является раздвоение-удвоение сознания на #знание и #сознание вследствие уже возникшей и существующей двоицы Знания-и-сознания, которая в объективной реальности общественных индивидов существует (задана) не просто как две (в условиях многобожия — гораздо больше, чем две) разные Ипостаси (Личности), но как два разных плана бытия, то есть как #Бог (Знание-#Логос как Бог) и как #человек (сознание).

Вторым моментом этого процесса, присоединемым к первому, является «#производительная_сила », «открывающая» знание и производящая сознание. Она, эта «производительная сила», в объективной реальности общественных индивидов также раздвоена соответственно раздвоению начального момента.

Действительной «рабочей силой», производящей новые знания («#прибавочное_знание ») и, следовательно, расширенно воспроизводящей сознание («#накопление_сознания » за счёт «прибавочного знания»), является человек.

Однако в объективной реальности самоотчуждения человека от своей человеческой природы (сущности) человек очень долго (вплоть до Нового времени) выступает исключительно и только как реципиент (воспринмающий откровения свыше сосуд) новых знаний и сознания.

А реальным источником (непосредственным производителем) всякого знания и сознания, в том числе и нового для данных индивидуумов знания и сознания, в этой объективной реальности воспринимается и мыслится Бог (Боги). И в данном отношении не столь важно как мыслится и исчисляется — образно, символьно или же абстрактно, понятийно-терминологически.

В меру и в силу монополизации общения с Богом (Богами) жречеством (конфессиональным или светским, именуемым сообществом философов и учёных иных профессий) между общественными индивидами и Богом (Богами) становится Посредник — #жречество, чрез которое только и подаётся откровение всем профанам. 

Стало быть, третьим — фактически господствующим над всеми профанами (над всеми непосвящёнными) — моментом процесса расширенного воспроизводства сознания в условиях самоотчуждения человека необходимо и неизбежно является «посредническая» и «просветительская» (непосредственно производительная) деятельность жречества, то есть и здесь также имеет место раздвоение уже внутри жречества.

Это раздвоение жреческого труда посредством дальнейшего разделения жреческого труда не только разветвляется, но и иерархизируется, как и всякий #процесс_труда_совокупного_работника, а равно и его (этого процесса труда) социальная и технологическая организация и непосредственное осуществление.

Именно этой кооперированной (кооперация труда — это соединение разделённого труда в единый процесс производства) и комбинированной деятельностью, предполагающей её «коллективное» осуществление, по накоплению социального опыта в форме знания, организации и регулированию процесса его (этого социального опыта) трансляции от поколения к поколению осуществляется процесс расширенного воспроизводства сознания в соответствующем особом социуме.

Исторически известны разные #способы_трансляции_социального_опыта. На этот счёт в каждой из прогрессивных эпох экономической общественной формации не было и нет недостатка в теориях, так или иначе классифицирующих эти способы трансляции (передачи) социального опыта в особых социумах (культурах, цивилизациях). Но сейчас речь не о них, и не об их научной критике — это отдельный предмет, рассмотрение которого позволяет детализировать сказанное, но нисколько не изменяет его существа.

Что касается рассмотрения процесса воспроизводства сознания в процессе производства общественных индивидов в целом, то даже схематично представить этот процесс с точки зрения воспроизводства сознания гораздо сложнее, если общая схема вообще возможна для всех прогрессивных эпох экономической общественной формации.

Существенных различий между прогрессивными эпохами в плане воспроизводства присущего им сознания, являющихся (различий) специфическими различиями каждой из этих прогрессивных эпох, настолько много, что сведение их в одну общую схему элиминирует (исключит) все эти различия, обесценив практическую пользу от такой схемы и, следовательно, от труда по её разработке и обоснованию. 

Ведь здесь совсем не обойтись простым добавлением в рассмотренную схему ещё одного члена — присваиваемой и преображаемой человеком природы.

И дело не только в том, что эта #природа также раздвоена на органическое тело человека и неорганическое тело человека.

Дело, прежде всего, в том, что #сознание (#знание ) как одна из производительных сил человека в этом процессе и посредством этого процесса производства общественных индивидов опредемечивается и распредмечивается, материализуясь во всех членах всей этой схемы. Это подобно тому, как распредмечивается, разовеществляется и опредмечивается, овеществляется рабочая и всякая иная производительная сила человека.

А также и в том дело, а это ещё более существенно, нежели первое, что периодически (исторически) изменяется #социальное_качество (общественные формации, прогрессивные фазы развития одной и той же формации и прогрессивные эпохи одной и той же формации) или, что есть то же самое, но взятое в ином отношении, изменяется #общественная_форма_производства общественных индивидов.

Смена социального качества есть смена количественной меры, действующей исключительно и только внутри одного социального качества — в рамках (в форме) одного социального качества.

Старая #мера_количества или, иначе, старая #система_исчисления (= старый #способ_исчисления = старая #логика = старый #логос ) к измерению (исчислению) количества внутри нового социального качества неприменима абсолютно.

Именно это последнее выражается как проблема невозможности понимания новой, идущей на смену старой, дискурсивной формации посредством старой дискурсивной формации.

Что касается более высокой дискурсивной формации, то в действительности только наиболее развитая, то есть завершённая своим историческим развитием #дискурсивная_формация подлинного, вернувшегося к самому себе, снявшего своё самоотчуждение человека, есть ключ к пониманию всех предшествующих дискурсивных формаций. И никакая другая.

Однако в объективной реальности самоотчуждающегося от самого себя человека #действительность выворачивается как шапка-ушанка через одно ухо изнутри наружу (внутренностью двух сшитых в шапку поверхностей наружу), вследствие чего действительность уже не дана ни чувственному восприятию и образному (символьному) мышлению, ни абстрактному мышлению — действительность полностью сокрыта «завесой» объективной реальности.

В разных вероучениях и верованиях, к тому же, этот выворот объективной реальности и сокрытие ею действительностью произведён и воспроизводится по-разному — продолжая образный ряд, иллюстрирующий суть дела, у одних эта шапка-ушанка вывернута через одно ухо, у других – через другое, у третьих – вообще через «козырёк» передний (лоб) или задний (затылок).

Но существа процесса воспроизводства сознания и производства общественных индивидов в целом это не изменяет, хотя и является тем камнем преткновения, который идеологически обусловливает религиозные войны, то есть войны на бытийственное (социальное) уничтожение врагов-супостатов, что совсем не отменяет и не замещает материальной обусловленности каждой из таких войн.

promo new_rabochy 11:36, thursday 64
Buy for 10 tokens
По поводу прошедших выборов полезно посмотреть данные голосования по партийным спискам по некоторым регионам: Москва: «Единая Россия» — 36,96%; КПРФ — 22,66%; ЛДПР — 7,08%; «Справедливая Россия» — 7,30%; «Новые люди» — 7,09%; «Яблоко» — 4,89% (в 2016 было 9,5%). Санкт-Петербург: «Единая Россия» —…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.