Мит Сколов (mskolov) wrote in new_rabochy,
Мит Сколов
mskolov
new_rabochy

Category:

Как хоронили Ильича

(Попал на заслуживающее внимания описание по вынесенному в заголовок вопросу, цитируется материал из "Огонька".)

Официальная версия, которую нам внушали со времени смерти Ленина, действительно такова: прощание с основателем Коммунистической партии и Советского государства стало всенародным горем. В Москву ехали и ехали делегации трудящихся и отдельные граждане, и поток этот не только не иссякал, но лишь нарастал — такую великую любовь, согласно советской версии, испытывали простые люди к родному Ильичу. И вот тогда как нельзя кстати подвернулись два профессора — В Воробьев и Б. Збарский со своей наиновейшей технологией бальзамирования, позволяющей сохранять как угодно долго любое мертвое тело в нетленном виде.

Воробьев преподавал в Харьковском университете. Летом 1923 года, находясь в командировке в Харькове, внезапно умер один из руководителей ЧК. Профессор забальзамировал вип-чекиста по своей методике, и тело, несмотря на жару, было доставлено в полной сохранности в Москву. Там его встретил предупрежденный Воробьевым коллега — Збарский, и далее уже он осуществлял несколько дней до похорон наблюдение за мумией. Всех поразило, что тело сохранилось, как живое. Об этом чуде Дзержинский рассказал Сталину, и генсек рассказ о чуде запомнил.

По решению Политбюро именно Сталин отвечал за состояние здоровья Ленина и его лечение и отлично знал, что положение вождя безнадежно. Уже в конце октября — начале ноября 1923 года, когда стало совершенно ясно, что Ленин вот-вот умрет, по инициативе Сталина состоялась встреча с участием Калинина, Бухарина, Троцкого, Каменева и Рыкова. Из членов Политбюро отсутствовали Зиновьев (он находился «на хозяйстве» в Петрограде) и Томский, тогдашний руководитель советских профсоюзов. Сталин сообщил присутствующим, что дни Ленина сочтены и что врачи бессильны. Калинин, продолжая тему, добавил, что смерть вождя не должна застать партию врасплох и следует уже сейчас подумать о том, как организовать похороны. «Они должны быть такими величественными, каких мир еще никогда не видывал», — заявил коллегам всесоюзный староста (подробно об этой «тайной вечере» рассказано в воспоминаниях Н. Валентинова (Николая Вольского), ветерана ленинской гвардии, который всю похоронную историю записал со слов Бухарина. В конце 1920-х Н. Валентинов покинул СССР, благодаря чему избежал сталинских репрессий и написал в эмиграции книгу «НЭП». Там и помещено описание того памятного заседания Политбюро, посвященного похоронам еще живого Ленина, который умрет лишь спустя три месяца).

Сталин поддержал Калинина: «Чрезвычайно важно, чтобы все было приготовлено заранее и руководство не оказалось в растерянности перед лицом невосполнимой утраты. Вопрос о похоронах Ленина весьма беспокоит и некоторых наших товарищей из провинции. Они говорят, что Ленин русский человек и соответственно тому и должен быть похоронен. Они, например, категорически против кремации, сжигания тела Ленина. По их мнению, сожжение тела совершенно не согласуется с русским пониманием любви и преклонения пред усопшим. Оно может показаться даже оскорбительным для памяти его. В сожжении, уничтожении, рассеянии праха русская мысль всегда видела как бы последний высший суд над теми, кто подлежал казни. Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего, во всяком случае, достаточно долгое время, чтобы позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет».

Троцкий был возмущен: «Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего».

Бухарин также был исполнен негодования и согласился с Троцким. Он считал, что мумификация останков Ленина станет оскорблением его памяти: эта идея полностью расходится с мировоззрением Ленина и дальнейшему обсуждению не подлежит. Бухарин добавил: «Хотят возвеличить физический прах... Говорят, например, о переносе из Англии к нам в Москву праха Маркса. Приходилось даже слышать, что сей прах, похороненный около Кремлевской стены, как бы прибавит святости, особого значения всему этому месту, всем погребенным в братском кладбище. Это черт знает что!»

Возражал против бальзамирования и Каменев: по его мнению, «эта затея — не что иное, как самое настоящее поповство, сам Ленин осудил бы ее и отверг».

Протесты Троцкого, Бухарина и Каменева, однако, не произвели на Сталина ровно никакого впечатления; назвать имена «товарищей в провинции», которые якобы выдвинули идею бальзамирования, он отказался. Между тем Калинин, выходец из деревни, служивший как бы связующим звеном между партией и крестьянством, продолжал настаивать, что Ленина нельзя хоронить как простого смертного. Рыков склонялся на сторону Сталина и Калинина. Он не высказался прямо в пользу бальзамирования, но дал понять, что ритуал похорон Ленина должен отличаться от обычного…

Сразу после смерти Ленина, случившейся в понедельник, планировалось в конце недели предать тело погребению: во вторник, 22 января, доктор Абрикосов, производивший вскрытие, осуществил бальзамирование с целью сохранить тело в течение шести дней — до похорон. Однако, по свидетельству Бонч-Бруевича, на четвертый день было принято решение ВЦИК сделать новое бальзамирование, на сей раз уже на 40 дней. Такой срок ни у кого вопросов не вызвал — в традиции Русской православной церкви сороковины имели важное значение. Между тем это новое бальзамирование производили уже Воробьев и Збарский. Сколько дней еще будет длиться прощание, ясных указаний не поступало. Из резолюции следовало, что похороны сочтено нужным временно отложить: «Идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями и обращениям в ЦИК СССР и в целях предоставления всем желающим, которые не успели прибыть в Москву ко дню похорон, возможности проститься с любимым вождем, президиум ЦИК Союза постановляет:
1) Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения населения.
2) Склеп соорудить у Кремлевской стены на Красной площади среди братской могилы борцов Октябрьской революции».

Это сейчас мы знаем, что характер и воля были у тов. Сталина действительно стальные. Уж если что задумывал, в конце концов обязательно приводил в исполнение. Он не стал ничего доказывать своим оппонентам, но машина заработала. Уже 25 января 1924 года в еженедельнике «Рабочая Москва» появились три письма под общим заголовком «Тело Ленина надо сохранить!». Вот что говорилось в одном из них: «Предавать земле тело столь великого и горячо любимого вождя, каким являлся для нас Ильич, ни в коем случае нельзя. Мы предлагаем забальзамированный прах поместить в стеклянный, герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет сохранять в течение сотен лет. Пусть он всегда будет с нами». Во всех трех письмах содержалась просьба: тело Ленина сохранить в стеклянном гробу, чтобы всегда можно было лицезреть вождя. Вот откуда «растут ноги» у сакраментального «по просьбе трудящихся»!

У фанатичной части партийцев (а таковых было в то время подавляющее большинство) идея сохранить на века тело Ленина вызвала восторг. Волей родственников, с которой якобы обязаны считаться, никто не интересовался. Н. Крупская узнала о намерении законсервировать тело мужа только 29 января. На следующий день она опубликовала в «Правде» завуалированный протест.

«Товарищи рабочие и крестьяне! Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т д. Всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича — устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т д. и самое главное — давайте во всем проводить в жизнь его заветы».

Бонч-Бруевич в своих воспоминаниях прямо свидетельствует о негативной позиции Крупской. «Надежда Константиновна, — пишет он, — с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича». Свой протест Надежда Константиновна выражала в том, что ни разу не посетила Мавзолей и ни разу не присутствовала на его трибуне во время праздников. Она также ни в одной статье, книге или в воспоминаниях о Ленине ни словом не упомянула Мавзолей, словно его не существовало...

Но он, однако, существовал, как и мумия, хранившаяся в нем. Стоит отметить, что с 1925 по 1954 год день смерти Ленина отмечался всей страной как великое событие: в Москве и во всех республиканских, краевых и областных столицах проходили торжественные собрания номенклатуры. Не день рождения, а именно день кончины, то есть день поминовения — чисто христианская традиция. Так Церковь отмечает память своих святых. Впервые день рождения В И. Ленина отмечали лишь 22 апреля 1954 года, да и то весьма скромно: главные лица страны, Хрущев и Булганин, отсутствовали, так как находились в это время с официальным визитом в Британии.

Некоторыми исследователями это трактуется почти мистически. Известно, что Сталин получил в детстве церковное образование, и, по одной из версий, учение о Святой Троице причудливо трансформировалось в нем: он стал ощущать себя Богом-сыном, Ленина — Богом-отцом, а учение Маркса — Святым Духом. Не случайно в кабинете-спальне Иосифа Виссарионовича на его Ближней даче в Кунцеве висел портрет Владимира Ильича с укрепленной над ним лампочкой. По существу — та же икона, только в иконе лампада помещается снизу, а здесь — сверху, вот и вся разница. Смысл же один: и там и тут — Бог. Потому и обожествлял Сталин Ленина в сознании миллионов советских людей, потому не предавал его тело земле, что искренне проникся идеей божественности личности Учителя, а с ней и своей собственной — как верного Ученика и Продолжателя.
Tags: Ленин, Репост статьи
Subscribe

Featured Posts from This Сommunity

  • Прекрасный, милый Ленин

    На gorky.media выложили отрывок из главы «Красное озеро» книги британки Кэтрин Мерридейл, о жизни Владимира Ильича в Цюрихе и его окончательной…

  • Огонь ленинизма

    Как могла бы выглядеть идеальная история человечества? Или, может быть, так: могла ли человеческая история на всём своём протяжении быть лучше?…

  • Партия Ленина — сила народная

    Прочитал с утра в газете. Для нашего соо - самое то. Ударим животворящим гением Ильича по "демократическим" оппортунистам и путаникам! 100 лет…

promo new_rabochy 10:55, thursday 107
Buy for 10 tokens
Покой нам только снится deminded в очередной раз копнул Маркса https://deminded.livejournal.com/208004.html "Страдание по стоимости" Конкретно - "трудовую теорию стоимости". Хороший пас - эти страдания показали, в чем дело, что сейчас не так. Отчего им приходится снова и снова ворошить ветхие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments