natalutk wrote in new_rabochy

Category:

Здоровое общество Эриха Фромма

Сейчас прохожу обучение по специальности «Практическая психология». И в процессе изучения психологических наук натолкнулась на интересного ученого. А еще ему в этом месяце,23 марта, исполнился бы 121 год. Тоже повод о нем рассказать. Имя этого ученого-Эрих Фромм (1900 — 1980), выдающийся философ и психоаналитик. Он был известен своими гуманистическими взглядами и мечтал о построениии иного, лучшего чем сейчас общества. Вот этим он меня и заинтересовал. За критику капитализма  его нередко причисляли к левым и социалистам. По мнению Фромма рост числа граждан, нуждающихся в профессиональных услугах его коллег, то есть психологов и психиатров, является закономерным следствием развития этого общественного строя. 

Он родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Получил хорошее  начальное образование в гимназии, где изучал несколько языков. У  Фромма с детства была антипатия  к людям, видящих смысл жизни  в зарабатывании денег. Первая Мировая  война и неожиданное самоубийство друга семьи, молодой прелестной художницы, по-видимому, подтолкнули  его к изучению мотивов человеческого  поведения, вопросов жизни и смерти.

В 1920-х годах Эрих Фромм вводит новый термин «общество потребления», позже получивший широкое распространение. Этот термин он употреблял в негативном смысле.

«Первоначально предполагалось, что если человек будет потреблять больше вещей, и притом лучшего качества, он станет счастливее, будет более удовлетворен жизнью. Потребление имело определенную цель — удовольствие. Теперь оно превратилось в самоцель.
Акт покупки и потребления стал принудительным, иррациональным — он просто самоцель и утерял почти всякую связь с пользой или удовольствием от купленной вещи. Купить самую модную безделушку, самую последнюю модель — вот предел мечтаний каждого; перед этим отступает все, даже живая радость от самой покупки».- отмечает Фромм.

В 1927-1929 гг. он начинает много печататься. За всю жизнь Фромм написал более 30 книг. Еще одним примечательным фактом его биографии является посещение СССР в 1962 году, где он принимал участие в качестве наблюдателя  в конференции по разоружению.

Анализ «кибернетического  общества», проделанный Фроммом  в 60-70-е гг., привел его к созданию самостоятельной «типологии социальных характеров»: общество отчуждения «опредмечивает»  человека, заявляет Фромм, превращает его в песчинку, колесико с единственной задачей - вращать гигантскую машину вооружения... Такое общество, без  сомнения, создает особый «деструктивный тип личности», который становится угрозой для самого существования  человечества.

В 1955 году Эрик Фромм издает книгу «Здоровое общество», где  в противоположность патологическому описывает иное общество, как «модель идеального типа». Экономическая и политическая деятельность подчинены здесь именно человеческим интересам, а не денежным. В этом обществе человек – активный и ответственный участник жизни общества, хозяин своей жизни. Его жизненная цель быть многим, а не обладать многим. Страстное желание создать и сохранить богатство заменяется экзистенциальным обладанием – рационально обусловленным стремлением к самосохранению, что относится пище, жилищу, одежде человека.Словом, здоровое общество адекватно  потребностям человека.

Человек может адаптироваться почти к любой социокультурной системе, но если эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, которые в конечном счете будут побуждать к изменению общества. По его мнению, путь к здоровому обществу лежит не через самостоятельное развитие экономики или достижение политической свободы, а лишь через одновременные изменения в промышленности и политической организации, в духовной и философской ориентации, в структуре социального характера и культурной деятельности. Общество  не может дать человеку эмоциональную свободу, если не избавит его от экономической зависимости. 

«Создание нового человека и нового общества, - писал Э.Фромм, - станет возможно только в том случае, если на смену старым мотивациям извлечения прибыли и завоевания власти придёт новая, а именно - быть, отдавать и понимать; если на смену рыночному характеру придёт характер продуктивный, любящий, а на смену кибернетической религии - новый, радикально-гуманистический дух».

Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят  удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Главная задача в построении душевно здорового общества - это  воспитание в людях продуктивного  характера. Продуктивность – это  способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации.

Производственная сфера  должна быть организована таким образом, чтобы человек мог принимать участие в управлении и принятии решений. Владение собственностью на средства производства принципиального значения не имеет. Главное состоит в том, что трудовая деятельность имеет смысл для человека: он знает, что делает, влияет на то, что делает, чувствует себя в единстве со своими коллегами по работе. Кроме того, необходимо переориентировать основную мотивацию с материального обогащения на духовное удовлетворение.В сфере политики необходимо пассивную демократию (будь то «народная демократия» или «централизованная демократия») заменить активной демократией участия - истинно разумные решения не могут приниматься путем массового голосования, ибо у современного отчужденного индивида есть мнения и предрассудки, но нет убеждений, есть симпатии и антипатии, но нет воли. Поэтому проработка жизненно важных вопросов должна происходить в малых группах, что предполагает личный контакт и затрудняет иррациональное воздействие на сознание людей.

В культурной сфере нет  надобности создавать новые духовные цели. Скорее, необходимо реализовать уже созданные великими гуманистическими учениями ценности, которые способствуют развитию разума, совести и братской солидарности. Акцент же в образовании должен быть сделан на включение в социальный характер способности к критическому мышлению, воображению, самосознанию, созидательной активности, коллективному творчеству. Руководящими принципами человека должны стать разум и совесть, свобода быть самим собой.

Кроме того, Фромм предложил  проекты общественных преобразований, с которых могло бы начаться создание здорового общества. Суть этих предложений в создании небольших — человек по десять — «групп межличностного общения», в которых близкие друг другу люди в условиях свободного получения всей необходимой информации обсуждали бы самые разные вопросы экономики, политики, образования, здравоохранения и других сфер жизни. Сумма решений этих групп стала бы основой политики общества в различных областях. Группы межличностного общения могли бы при необходимости собираться на ассамблеи по несколько сотен человек. Наряду с этими группами должны существовать независимые исследовательские и экспертные центры, состоящие из психологов, физиологов, антропологов, экологов, экономистов и других специалистов зарождающейся науки о человеке.

В книге  «Иметь или быть?», вышедшей в 1976 году, 

он предлагает ряд мер, актуальных и по сей день. Например: «следует запретить все методы „промывания мозгов“, используемые в промышленной рекламе и политической пропаганде»; «пропасть между богатыми и бедными странами должна быть уничтожена»; «женщины должны быть освобождены от патриархального господства»; «научные исследования следует отделить от их использования в промышленности и обороне» и т. д.

В этой книге он так же говорит о двух возможных стратегиях развития Человека и Человечества. Первая стратегия связана с накоплением собственности и наращиванием производства товаров, вторая связана с расширением потенциальных возможностей.

Взгляды Фромма в текущем дне перекликаются с проектом «Созидательное общество», которое реализует  волонтерская общественная организация МОД АЛЛАТРА. То что Фромм называет гуманистическим общинным социализмом, волонтеры движения называют Созидательным обществом, в противовес потребительскому. У них тоже во главу угла ставится не деньги, прибыль, а человек и его наиболее полная, созидательная реализация в обществе. К участию в построении этого общества может присоединиться каждый человек, зайдя на сайт проекта. А как будет выглядеть это общество записано в его 8основах(тоже можно ознакомиться на сайте). Там же расписаны  и этапы его построения.

И вот еще что меня поразило в концепции Фромма. Сравнивая все великие учения - учения Будды, Ветхого и Нового завета, Майстера Экхарта, Маркса и  др., он доказывает, что извечная мечта человечества, построение справедливого  общества, которая пока еще является утопией, в конечном итоге будет воплощена в действительности: «Технические утопии - например, воздухоплавание - были реализованы благодаря новой науке о природе. Человеческая утопия мессианского времени - утопия нового объединенного человечества, живущего в братстве и мире, свободного от экономической детерминации, от войн и классовой борьбы, может быть достигнута, если мы приложим к ее осуществлению столько же энергии, интеллекта и энтузиазма, сколько мы затратили на реализацию технических утопий».

К таким же выводам пришел один из активных участников МОД АЛЛАТРА, И.М. Данилов, отвечая на вопрос, о чем мечтали пророки в одноименной передаче.

Общественный проект Фромма заключается в создании условий для развития наиболее здоровых черт социального характера. Последний, в свою очередь, должен стать мощным фактором развития нового общества.

Еще особое место в работе Фромма «Иметь или быть?» занимает часть о  новом человеке и новом обществе. Фромм приписывает Новому Человеку следующие качества:


  • готовность      отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия
  • уверенность      в себе, основанная на вере в собственные силы
  • осознание      того факта, что никто, кроме нас самих, не может придать смысл нашей жизни
  • стремление      развивать свои способности любить, радоваться, а также способность к      критическому сентиментальному мышлению
  • углубленное      познание самого себя, не только сферы своего сознания, но и сферы своего      бессознательного.
  • Умение      чувствовать свое единение со всем живым на земле
  • умение быть      счастливым.

Но Фромм так же отмечает, что перед тем, как  исправлять общество, человек в первую очередь должен изменить самого себя, свое бытие. Ведь индивид — это  часть этого общества. Если твое бытие определяется лишь потреблением и накоплением, то и деяния твои приведут только к разрушению, разорению, раздору. Если же ты живешь ради любви, радости, саморазвития, то именно ты станешь  толчком к развитию Нового Общества.

Таким образом, идеи Фромма о новом более справедливом гуманистическом обществе не просто актуальны сейчас, но и уже начинают реализовываться на практике. Доказательство- вышеупомянутое мной общественное движение.

Buy for 10 tokens
По-русски рубаху рванув на груди. Константин Симонов Г​***орок! Лучший мой друг! Маде ин, маде ин Екатеринбург. Сергей Чернусь Есть такое понятие "русский рок". Это что-то вроде Русского мира, но в части рок-музыки. Собственно, отличительной особенностью рок-музыки является ведущая…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.