m_pavluchenko (m_pavluchenko) wrote in new_rabochy,
m_pavluchenko
m_pavluchenko
new_rabochy

Categories:

Коммунисты и хилиазм.

Тов. romdorn давно и справедливо подметил сходство коммунистических мечтаний с христианским хилиазмом. Вечное ожидание пролетарской революции это аналог эсхатологического сознания. Коммунисты аналог верных христиан. По вкусу добавляются идеи решающей битвы с Сатаной-буржуазией и "страшного суда"-революции, после которого наступит коммунизм, как вечное торжество правды "под новым небом на новой Земле".

Если убрать марксистскую макросоциологию (а многие фолк-марксисты её не понимают, в лучшем случае повторяя формулы истмата на манер католической латинской молитвы, смысл которой ими не то что позабыт, он никогда и не был известен), то останется осовремененная версия древних, дремучих народных ересей. Тех что давила церковь, отчасти защищая своё положение, отчасти осознавая к какой чудовищной кровавой оргии они могут привести.

Однако ереси бытовали среди традиционалистских масс крестьян и ремесленников. На раннем этапе социальной модернизации, когда происходил демонтаж старых сословий и формирование под влиянием рынка классов, людские массы словно расплавленный металл заливались в новую социальную форму, но сами они ещё не перековались. В голове были прежние представления. Они могли скептически относиться к церкви и вере, но новые светские идеологии воспринимали и трактовали в религиозном ключе. Из глубин сознания всплывали понятные и привычные образы, через призму которых виделся мир.

Западные исследователи давно подметили, что главной движущей силой великих европейских революций 19 века были разорявшиеся ремесленники. Даже те из них, кто формально уже был пролетариями лезли на баррикады не оттого, что участь наёмных работников была невыносима, а потому что не могли простить миру своего банкротства и потери статуса хоть мелкого, но хозяина. Однако городские революции буржуазной Европы при всех своих перегибах ещё не вылились в торжество левого радикализма. Через одно-два поколения рабочие смирялись со своим статусом и всё больше сосредотачивались на борьбе за экономические и социальные права в рамках социал-демократии. Пролетарские революции так и не случились никогда и нигде.

Зато левые радикалы нашли благодатную почву на периферии и полу-периферии мир-системы, где всё ещё жили сотни миллионов крестьян, чей традиционный образ жизни размывался наступающей капиталистической, городской цивилизацией, миром модерна. В России, Китае, Вьетнаме и Латинской Америке крестьяне в 20 веке развернули жестокие герильи ради чёрного передела и защиты его результатов. Парадокс в том, что сокрушаемые ими "старые режимы" были опутаны вековой традицией словно смирительной рубашкой, а потому осторожны и половинчаты в насаждении нового, только под их сенью крестьянский уклад и мог ещё существовать в 20 веке. Порождённые революциями государства были уже лишены прежних сантиментов, они ломали через колено всё что мешало, решая прагматичные задачи. Второй парадокс, что жёсткая модернизация во главе с левыми порождала, хотя и дорогой ценой, то самое городское образованное общество, где радикалов ждала участь маргиналов.
Tags: коммунизм, религия, реплика
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo new_rabochy 08:00, yesterday 53
Buy for 10 tokens
Определение выше вполне устраивает, но Ленинское ИМХО точнее: Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим. (с) Вдумайтесь в это. Машина. Т.е совокупность механизмов. Кто-то возможно думает, что раз это машина, то достаточно взять на себя её…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments

Recent Posts from This Community