nipolin (nipolin) wrote in new_rabochy,
nipolin
nipolin
new_rabochy

РАВЕНСТВО-СВОБОДА-БРАТСТВО

Проблема соотношения или взаимоотношения коллективизма и индивидуализма есть основная проблема развития социосферы.

Эрих Фромм в книге БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ (1941) делал ставку на индивидуализм.
"Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма, который был идеологической целью всего духовного развития Нового времени начиная с эпохи Возрождения. Культурный и политический кризис наших дней объясняется не тем, что индивидуализма стало слишком много, а тем, что наш так называемый индивидуализм превратился в пустую оболочку."

"Политический кризис наших дней" - это социализм в СССР и нацизм в Германии, где победил коллективизм и где убежали от свободы. Но, как всякий догматик, он от индивидуализма перескакивает к коллективизму, не осознавая этого и не испытывая никаких сомнений.
"Прогресс демократии должен заключаться в развитии действительной свободы, инициативы и спонтанности индивида; причём не только в сугубо личных или духовных сферах, но и прежде всего в той деятельности, на которой строится всё существование каждого человека, — в его труде. Каковы общие условия для этого? Нерациональное, бесплановое общество должно быть заменено обществом с плановой экономикой, которая позволит объединять и концентрировать усилия всего общества. Общество должно овладеть социальными процессами так же рационально, как овладело процессами природными. Главное условие для этого — уничтожение тайной власти небольшой кучки дельцов, хозяйничающих в экономике, без какой-либо ответственности перед массой людей, чьи судьбы зависят от их решений. Мы можем назвать такой общественный строй демократическим социализмом, но важно не название; важно организовать рациональную экономическую систему, которая служила бы интересам народа."

Итак, как только Эрих Фромм вспомнил о труде, тут же он подумал об обществе с плановой экономикой и об ответственности индивидуалиста перед обществом, то есть перед коллективом. В итоге он пришёл к примату коллективизма над индивидуализмом (не приходя к осознанию этого).

В предыдущем тексте СВОБОДА-РАВЕНСТВО-БРАТСТВО (https://new-rabochy.livejournal.com/783166.html) рассматривался этот лозунг французской революции. Этот лозунг свойствен всему эксплуататорскому строю, который возник как отрицание первобытно-общинного строя. Но последний характеризуется приматом коллективизма над индивидуализмом, причём индивидуализм ещё не приобрёл социальную форму, то есть был чисто биологическим. Тогда как в эксплуататорском строе примат принадлежит уже индивидуализму, в котором биологическое прикрыто социальной формой. Поэтому в лозунге свобода-равенство-братство свобода выражает биологиеские запросы личности, которые под воздействием коллективизма ограничиваются равенством (равная свобода), но в братстве возвращаются к господству индивидуализма над коллективизмом (свободное равенство).

Коммунистический строй как синтез первобытно-общинного и эксплуататорского строев и как возврат к примату коллективизма над индивидуализмом должен отталкиваться от равенства, а не от свободы. Поэтому его лозунг - равенство-свобода-братство. Равенство соответствует примату коллективизма над индивидуализмом. Под воздействием последнего равенство ограничивается свободой (свободное равенство), а в братстве возвращаемся к примату коллективизма над индивидуализмом (равная свобода).

Формула "свободное равенство" определена для третьей стадии эксплуататорского строя и для второй стадии коммунистического строя. По-видимому, этим совпадением объясняется конвергенция (похожие признаки, рыба-кит) капитализма и социализма.

ПРОЕКТ НООСФЕРА
Tags: развитие
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Парадоксы вакцинации

    Люди агитирующие за вакцинацию, похоже, кажутся себе очень умными. Во всяком случае, они часто сыпят разнообразными эпитетами, касающимися…

  • Стих ночи -2 или подражание Лакониуму.

    Мне не спалось. В раздумьях о судьбе народа я вышел на крыльцо, И ночь была темна. Журчанье прогнало тревогу, В струе блестит Луна...

  • Стих ночи

    Чистоплюю буржуазному Рабочий поэт не нравится. П...здуй в Гейропу, падла, С Айнрэнд обжиматься! А то ведь мы, пролетарии, народ хмурый:…

promo new_rabochy 08:00, вчера 56
Buy for 10 tokens
Определение выше вполне устраивает, но Ленинское ИМХО точнее: Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим. (с) Вдумайтесь в это. Машина. Т.е совокупность механизмов. Кто-то возможно думает, что раз это машина, то достаточно взять на себя её…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments