В 1892-м году французский поэт и шансонье Поль Пайлетт написал песню "Счастливые Времена" (Heureux Temps) каждый куплет которой начинается со строчки "Когда мы доживем до времени анархии". Песня пользовалась бешенным успехом вплоть до 1939-года и исполнялась не только на собраниях анархистских групп, но и на собраниях социалистов и даже на благотворительных банкетах. В последнем случае, чтобы не смущать благородную публику, строчка "Когда мы доживем до времени анархии" менялась на "Когда мы доживем до времени гармонии" (но мы-то знаем). Не знаю, каким образом, но Пайлетту удалось с точностью до запятой предсказать основные направления развития общества в 20-м и далее в 21-м веке. Вот смотрите (перевод построчный, с рифмами у меня не очень):
Когда мы доживем до времени анархии,
У счастливых людей будет большое сердце
И маленький живот.
Узнаем, что счастье - награда святая -
Вдвое больше от помощи другим;
Когда мы доживем до времени анархии,
У счастливых людей будет большое сердце.
Насчет "маленького живота" - это не в глаз, не в бровь, а в самое, что ни на есть яблочко. По сравнению с концом девятнадцатого века, когда признаком достатка считался именно большой живот, как признак возможности хорошо и обильно питаться - все встало с ног на голову. Насчет "большого сердца" - так не то, что в интернете - по телевизору крутят ролики о помощи всем на свете от тяжело больных детей до тропических лесов Амазонки. Значит есть спрос, раз есть предложение, люди готовы помогать не только "своим", но и "другим", а значит и тут Пайлетт не ошибся.
Когда мы доживем до времени анархии,
Вокруг больше не будет голодных
И пьяных:
Мы все будем сытыми и трезвыми.
Искусственно созданное зло закончится.
Когда мы доживем до времени анархии,
Все утолят голод здоровой пищей.
В этом месте следует отметить, что песня была написана за 20 лет до изобретения способа получения минеральных удобрений, буквально, "из воздуха (процесс Габера). В то время, голод или его угроза даже в Европе был "явлением природы", как ураган или засуха. После начала применения минеральных удобрений в Европе голода из-за "неурожаев", то есть "по воле природы" не было больше никогда. Ситуация существенно улучшилась после "Зеленой Революции" в середине 20-го века. А вот насчет "здоровой пищи" автор заглянул не на 20, не на 50, а аж на 100 лет вперед, когда вопрос не "сколько", а "какого качества" потреблять продукты только начал появляться в массовом сознании. Идем дальше.
Когда мы доживем до времени анархии,
Работа будет отдыхом,
А не страданием.
Тело будет свободно, а душа спокойна,
В мире произойдет эволюция.
Когда мы доживем до времени анархии,
Работа будет отдыхом.
Вот к этому моменту общество еще только начинает подходить. Но существенные подвижки не только в улучшении условий труда (которые невозможно отрицать), но и в направлении принципиального изменения отношения к труду, как к виду человеческой деятельности, который в первую очередь должен приносить радость. Достаточно вспомнить книги Боба Блэка "Упразднение работы", "Бредовую работу" Гребера и Финский Эксперимент с БОД, который показал, что получатели безусловного дохода готовы работать больше, просто тщательнее выбирают работу.
Когда мы доживем до времени анархии,
Наши дети в колыбелях
Будут зацелованы матерями;
Все будут избалованы, равны и солидарны;
И так вырастет новый мир.
Когда мы доживем до времени анархии,
У всех детей будут одинаковые колыбели.
Я не открою Америку, если скажу, что в 20-м веке произошла настоящая революция в отношении общества к детям. Уже не считается приемлемым жестоко наказывать детей "для их же блага". Из школ исчезли не только розги, но и относительно недавно, благодаря распространению электронных гаджетов, и просто крики. А, например, в Германии, физическое насилие над ребенком (даже над собственным, даже шлепок) уже считается тяжким уголовным преступлением.
Когда мы доживем до времени анархии,
Любимые старики, поэты и пастыри,
Благословение земли
Спокойно будут отходить в Мир Иной,
Хорошо пожив на земле.
Когда мы доживем до времени анархии,
Старики будут заботливыми пастырями.
С одной стороны - не отправляют стариков в лес, когда кормить не на что (как еще в 19-м веке в России или в Японии) - и хорошо. И даже наоборот, благодаря пенсии, в деревнях, часто бывает, что пенсионер - это единственный источник наличных денег для всей семьи. Теперь про "поэтов и пастырей" - и тут в точку! Я про социальные сети. Существенное количество пожилых людей уже тем или иным образом общаются в социальных сетях, а некоторым даже удается стать популярными и зарабатывать деньги. Сейчас, чтобы донести свои мысли до аудитории необязательно нужно проталкивать книгу в издательство или статью в газету или пробиваться в радио- или телеэфир. Чтобы стать "поэтом и пастырем" достаточно просто компьютера (или планшета) и свободного времени.
Когда мы доживем до времени анархии,
Природа станет раем любви,
Свободная женщина!
Рабыня сегодня - станет королевой,
А её сохранение - "повесткой дня".
Когда мы доживем до времени анархии,
Природа станет раем любви.
Мой любимый куплет. Автор песни в очередной раз заглянул не в "завтра", а в "послезавтра". Экология, ЕМНИП, начала развиваться со середины 20-го века. Только тогда стало понятно, что даже если "природа не храм, а мастерская" это не повод разводить в ней свинюшник.
Времена анархии кажутся далекими,
Но как бы далеки они ни были, мы их предчувствуем.
А наша глубокая вера
Дает нам представление об этом благословенном мире,
А разум вслепую рисует.
Времена анархии кажутся далекими,
Но как бы далеки они ни были, мы их предчувствуем.
Надеюсь, теперь вы убедились, что, по крайней мере, в общих чертах предчувствие шансонье не подвело. Конечно, обладая пост-знанием мы с вами теперь можем сказать, что он просто выступал "за все хорошее, против всего плохого", но тут следует отметить, что сто лет назад "хорошесть" многих тезисов, озвученных в песне не была очевидной. Более того, то, что сейчас считается нормой, тогда считалось потрясеним основ государства. Абсолютно безвредные вещи, такие, как вегетарианство (одним из первых убежденных вегетарианцев в Европе был Ансельм Бельжарри, автор фразы "Анархия - это порядок", ошибочно приписываемой Прудону, а соевое мясо, с которым знаком каждый, кто пробовал лапшу быстрого приготовления, изобрел Ли Шицзен - член китайской анархисткой группы в Париже), планирование семьи, светское образование (отца светского школьного образования в Испании Франциско Феррера даже расстреляли по подозрению в организации массовых беспорядков). Пусть и нельзя точно сказать, "когда придем", но можно уверенно говорить "куда идем".
А теперь все вместе в стихах и по-французски:
Community Info