vasiliev_vladim wrote in new_rabochy

Category:

Об эксплуатации человека человеком

https://sun1-28.userapi.com/_uYg2j7evyao8ZJ0OBIfjskVfrUN4Iz3l6-Fjg/In3QS3HT2Kg.jpg
https://sun1-28.userapi.com/_uYg2j7evyao8ZJ0OBIfjskVfrUN4Iz3l6-Fjg/In3QS3HT2Kg.jpg

Блоггер smeshinka01 опубликовала запись под названием «Реплика о Капитале и эксплуатации».

По моему разумению к этой теоретически верной оценке Капитала и обусловленной им эксплуатации труда следует добавить далее приведённое дополнение.

(Это дополнение первоначально опубликовано мною как комментарий к «Реплике» блоггера smeshinka01, но в силу его общей значимости вынесено мною в эту — отдельную — запись с небольшими доработками).

#эксплуатация_труда есть во всех без исключения прогрессивных эпохах  экономической общественной формации, а не только в условиях  капиталистического способа производства (последней прогрессивной эпохи  экономической общественной формации).

Чем различаются между собой прогрессивные эпохи экономической общественной формации? 

Они различаются формами производства общественных индивидов, то есть ансамблями производственных отношений или, что есть то же самое, материальными базисами, включая в #материальный_базис общества также и соответствующий каждому материальному базису уровень развития  производительных сил, которые в действительности являются также и производственными отношениями, во-первых.

Различаются прогрессивные эпохи экономической общественной формации также и уровнями развития производительных сил (техническими базисами  производства общественных индивидов, являющимися органическими моментами соответствующих материальных базисов), включая в #производительные_силы также и ансамбль соответствующих производственных отношений, во-вторых.

Следовательно, в-третьих, различие прогрессивных эпох есть различие общественных способов производства.

Каждый из общественных способов производства, будучи диалектически конкретным исторически определённым единством производительных сил и производственных отношений, как раз и определяет меру прогрессивности данной эпохи предыстории человека как человека — прогрессивной эпохи в процессе становления человека подлинным человеком, а равно и в процессе становления социальной формы материи органической целостностью.

Категория «эксплутация труда» (точнее и теоретически вернее — эксплуатация человека человеком) диалектически конкретно обобщает и выражает одновременно и процесс полной или частичной экспроприации и частного присвоения не только продуктов производительной деятельности, но и самой этой производительной деятельности общественных индивидов другими индивидуумами, и результат этого процесса полной или частичной экспроприации и частного присвоения экспроприированного.

Экспроприруемая производительная деятельность и продукты этой производительной деятельности одних общественных индивидов частно присваиваются их экспроприаторами отнюдь не как чужая и чуждая им производительная деятельность и её продукты, но как своя, то есть как «изначально» и «естественно» («по природе») принадлежащая им (экспроприаторам) их частная собственность = их частное производство и его продукты (плоды).

Эксплуатация человека человеком, стало быть, есть до тех пор и в той мере, пока и в какой мере производительная деятельность (= жизнь) человека отчуждается как #труд, то есть до тех пор, пока #производительная_деятельность_человека (#жизнь_человека ) осуществляется им в форме труда.

Иными словами, #эксплуатация_человека_человеком есть до тех пор и в той мере, пока и в какой мере жизнь (= производство и воспроизводство) общественных индивидов опосредствуется отчуждением их деятельности и отчуждением её (этой деятельности) продуктов как чужих (принадлежащих другим) и чуждых непосредственно произведшим их общественным индивидам.

Опосредствуется отчуждением как таких чужих и чуждых им производительной деятельности и её продуктов, которые стоят над ними и господствуют над ними как подневольная (рабская) работа, мiр вещей (вещный мiр) и совокупность всех наличных в данный исторический момент общественных условий производства ими всей своей жизни в её целом.

Именно #отчуждение является необходимым общественным условием и предпосылкой не только общественного бытия (воспроизводства) существенной части жизни (деятельности) общественных индивидов в форме труда, но и эксплуатации человека человеком, а вернее и точнее будет сказать, что отчуждение, труд и эксплуатация человека человеком — это тавтология.

Самое #отчуждение_производительной_деятельности общественных индивидов и #отчуждение_продуктов этой деятельности, в свою очередь, покоится на самоотчуждении человека от своей человеческой (= родовой) природы.

Эксплуатация человека человеком, далее, есть до тех пор и в той мере, пока и в какой мере ещё не упразднено порабощающее человека #общественное_разделение_труда.

Квинтэссенцией порабощающего человека общественного разделения труда является #разделение_общества_на_классы, которые социально и политически не равны между собою, то есть на господствующих и подчинённых, властвующих и подвластных, управляющих и управляемых — это и есть разделение общества на эксплуатирующих и эксплуатируемых.

Поэтому каждая прогрессивная эпоха экономической общественной формации в действительности является также и исторически определённым (специфически отличающимся от всех других) общественным способом эксплуатации человека человеком.

Всякий общественный #способ_эксплуатации_человека_человеком характеризуется присущими ему специфическими формами эксплуатации, институционализируемыми как специфическая совокупность (ансамбль) форм общественных отношений эксплуатации человека человеком. 

Но что такое институционализация, если не длинная цепочка опосредствований материального базиса общества идеологической, политической и юридической надстройкой?

В результате всех этих опосредствований общественные индивиды утрачивают какое бы то ни было восприятие закономерной объективной связи между конкретными институтами (нормами, правилами, обыкновениями) своих повседневных (обыденных) отношений с другими индивидуумами, с одной стороны, и соответствующим исторически определённым способом эксплуатации человека человеком (общественным способом производства общественных индивидов в его целом), с другой стороны.

Переходное от экономической общественной формации (от её последней прогрессивной эпохи) к первой фазе коммунистической общественной формации общество является особой формой буржуазного (финансово-капиталистического) производства общественных индивидов.

Поскольку переходное общество таково, постольку и эксплуатация человека человеком необходимо воспроизводится также и в течение переходного периода от экономической  общественной формации (от её последней прогрессивной эпохи) к первой фазе коммунистической общественной формации.

В то же время только исторически успешное завершение этого переходного периода (исторического перехода) к первой фазе коммунистической общественной формации окончательно и необратимо упразднит эксплуатацию человека человеком.

promo new_rabochy 15:08, Воскресенье 108
Buy for 10 tokens
Товарищ Лакониум затронул тему Айн Рэнд и, в камментах, — айнрэндовского героя - сильного и умного: https://new-rabochy.livejournal.com/1234361.html. Атланта (титана), сверхчеловека. Аналогичный образ создала и Цвай Рэнд Латынина. К нему же явно или неявно отсылаются многие, покусанные гражданкой…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.