romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:

Зачем интересоваться политикой?

Один мой старый знакомый подвизался колумнистом Рабкора, так что я подумал разместить его последний текст в сокращении.

"...В мысли «Я хочу жить долго и счастливо, но с миром (Россией) что-то не так», и содержится зародыш ответа, который я разверну в статье.
Но сначала немного личной истории. В 90-х годах, я наблюдал происходящий ход перемен в России, и увидел несколько важных вещей:
Во-первых, перед моими глазами прошло немало людей, которые активно втягивались в изучение политики и общества. При этом, многие из них достаточно быстро меняли свою позицию от «Я никогда не буду интересоваться политикой» до «Участвую и всем рекомендую срочно включаться в политический процесс».
Во-вторых, я наблюдал чрезвычайно быстрые изменения в политических взглядах окружающих меня людей, да и мои взгляды менялись.
В-третьих, я не понимал, что происходит в России, но явно ощущал действие закономерностей общественного процесса, существующих как бы вне меня.
При этом, мои политические взгляды менялись примерно следующим образом:
От «советско-патриотических» в конце 80-х, до «антисоветски-либеральных», далее к «антилиберально-патриотическим».
В начале нулевых для меня стали очевидны следующие вещи:
У нас капитализм
Он какой-то «не такой», и непонятно почему
Нас всех обманули политики в 90-х
Примерно к 2005-му году я стал активно изучать разношерстную литературу по истории, политэкономии, философии и другим областям общественных знаний.
Помню, был долгое время под впечатлением книги А. Паршева «Почему Россия не Америка»…
Но первым действительно ценным произведением была книга Б. Кагарлицкого «Периферийная Империя. Россия и миросистема». Эта книга показывала логику исторического процесса и качественно отличалась от практически всего, что я мог найти и осмыслить в то время.
Общие итоговые мои выводы по вопросам общественного развития были следующими:
1) Есть объективные закономерности общественных процессов, которые неизмеримо влияют на нашу жизнь, и лучше в них разбираться.
2) Обычный житейский опыт не дает объективного  понимания закономерностей общественного развития.
3) Объективные закономерности общественных процессов – это как правила дорожного движения: находиться на дороге без знания последних можно, но с непредсказуемыми последствиями.
90-е были очевидным временем господства либералов в России, но потом отношение к ним стало негативным. Сказались последствия их практической деятельности, ощутимые нашими гражданами.  Т.е., в нашем обществе  произошло все то, что и называется «Бытие определяет сознание» — реальная жизнь дает тот фактический опыт, преломляя который через индивидуальные (на первый взгляд) ценности, мы принимаем решения об отношении к тем или иным людям, идеям и последующем практическом действии.
Важно понимать, что произошедшее в России в общих чертах было похоже на происходивший во всем мире процесса торжества неолиберализма. Об этом великолепно повествует книга Д. Харви «Неолиберализм и реставрация классовой власти». И даже поворот к неоконсерватизму, произошедший в путинскую эпоху – это не наше особенное, а общемировой тренд, с теми или иными особенностями пронизывающий мир от США, Европы, Китая до самых глубин Африки.
Обращаясь к Википедии, получаем следующее определение либерализма:
Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека. Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка.
В либерализме, как идеологии, есть один изъян: необъективное отражение закономерностей общественных процессов. Собственно, в либерализме считается: то, что верно на микроуровне (для 1 человека), автоматически верно и для всего общества. Здесь не учитывается вся сложность социальных взаимодействий, усложняющихся с перехода с уровня на уровень. Именно поэтому, либерализм был успешно использован управляющими классами во всем мире и разных странах для реализации своих целей. Т.е. эксплуатировалось желание граждан «Жить долго и счастливо» и тотальная безграмотность в законах общественного развития.
...
Даже минимальное знакомство с марксизмом позволяет гармонизировать свою жизнь и достижение личных целей. Но есть принципиальное различие от либерализма – марксизм делает акцент на обязательной взаимосвязи личности и общества. Т.е. свободно развиваться можно лишь через совместно организованную деятельность, опирающуюся на знание объективных законов общества. (Рекомендую современную (2018 года) работу китайского философа Яна Гэна «Апология Маркса. Новое Прочтение марксизма»).
...
Теперь к общественному бытию:
Ключевым противоречием современного капиталистического общества является противоречие между общественным характером труда и частным характером присвоения результатов труда. Как именно оно отражается  в разных сферах общественной жизни объяснять не буду, это и без меня отлично сделали бесчисленное количество умнейших людей. Раскрою лишь, как оно отразится на нас в настоящем дне.
На сегодня мы всем миром вступили в полосу перемен, и коронавирус лишь ускорил эти процессы. Мы переходим к информационному обществу. Вопрос лишь в том –  в какой системе  общественных отношений мы в него перейдем. Основных, принципиально различных вариантов два:
Вариант №1: Общественная собственность на знания технологии, и согласованное управление развитием общества и личности каждого. Т.е. необходимо взять под НАШ общественный контроль средства производства в виде знаний и технологий, и согласованно удовлетворять материальные потребности и всесторонне развиваться как личности. Это и есть Социализм, как первый этап Коммунистического общества.
Вариант№2: Ключевая собственность на знания и технологии в руках узкого круга лиц, корпораций. Именно они будут решать, что и в каком объеме развивать. Мы в этой системе отношений – бесправны и не управляем своим настоящим.
Эту систему я для себя назвал Ультракапитализмом. Его ключевая особенность – падение потребности в интеллектуальном труде в связи с развитием технологий типа искусственного интеллекта. Колоссальное социальное, интеллектуальное, личностное, материальное расслоение общества. Именно такое общество фигурирует в западных фантастических фильмах («Аватар», «Голодные игры» и т.п.) и романах («1984» и другие)
Вы в какой общественной системе хотите жить?
Точнее, какую общественную систему мы хотим создать себе и потомкам нашим действием или бездействием?"//http://rabkor.ru/columns/debates/2020/12/11/why_should_an_ordinary_person_be_interested_in_politics/
Tags: Кагарлицкий, будущее, марксизм, социализм
Subscribe

promo new_rabochy 00:51, yesterday 46
Buy for 10 tokens
Товарищи! Вы, вероятно, обратили внимание на бурное обсуждение столь насущной в 2021 г. темы сталинских репрессий. Которых не было. Или были. В общем, щаз разберемся. В яростном догфайте сцепились изворотливые талмудисты, мясные балаевцы, евреи-коммунисты и даже юрист - (фейковый) некрофил.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments