Categories:

К вопросу о возникновении тюркских народов России

Представлено предварительное, носящее гипотетический и, следовательно, дискуссионный, характер, общее видение автором методологически существенных моментов формирования общей картины возникновения коренных народов России, говорящих на тюркских языках.

Предисловие.

В течение последних двух-трёх лет автором опубликован ряд статей, предметом которых стала специфика социальной организации и развития племени как первоначальной формы воспроизводственного общественного организма,  происхождение, история возникновения и развития отдельных тюркских народов, специфическая общественная природа и общественная функция тюркских Каганатов и Орд.

Прежде всего, речь идёт о следующих статьях автора, опубликованных в 2019 и 2020 годах:

Как изначально организовано племя?

Как и почему развивалась исходная социальная организация племени?

Как из совокупности племён возникает народ?

Может ли народ возникнуть в буржуазном обществе?

Общественная природа и условия бытия Орды в её отличии от государства

Роль каганатов (орд) в превращении народов Востока в народы Запада

Становление Нового Запада: от Рима к «империи франков»

Прогрессивные эпохи экономической общественной формации: всеобщее и специфическое.

О трёх циклах развития экономической общественной формации

Очередной «тёмный век» всемiрной истории уже завершается, а не начинается

О требовании башкир возвратить «вотчинные земли»

Чего добиваются «евротатары» своими историческими «изысками»?

В рамках обсуждения этих статей в частных беседах с представителями башкир ко мне не один раз была обращена просьба – высказать своё мнение о происхождении тюркских народов России в целом.

Лучше, чем кто бы то ни было, автор этой и всех предыдущих статей понимает, что его познания многих конкретных исторических, лингвистических, палеогенетических и множества других моментов, характеризующих историю каждого без исключения из тюркских народов, не говоря уже обо всех народах Земли, весьма ограничены.

Поэтому автор совсем не претендует не то, что на истину в последней инстанции (об этом и речи быть не может), а всего лишь представляет своё, в данном случае преимущественно гипотетическое и предварительное, самое общее видение методологически существенных моментов формирования общей картины происхождения современных тюркских народов России Волго-Уральского региона.

Поскольку тюркскими соответствующие народы именуются именно потому, что их языком являются тюркские языки, постольку рассматривать всю эту картину в целом начнём с языка.

Когда возникли языки современных тюркских народов России?

Согласно общепринятым в лингвистике вообще и в компаративистике, в особенности, представлениям, примерно 7 тыс. лет назад, то есть ок. 5 тыс. года до н.э. на основе макроностратаической языковой макросемьи возникла #ностратическая_языковая_надсемья .

(Самая макроностратическая языковая маркосемья возникла ок. 8 тыс. лет до н.э. одновременно с сино-кавказской и афразийской языковыми макрсосемьями из одной и той же общей языковой основы, каковой считается #бореальный_язык – бореальная языковая гиперсемья, которая, в свою очередь, возникла ок. 10 тыс. года до н.э.)

Примерно ок. 3 тыс. года до н.э. из ностратической языковой надсемьи выделилась алтайская #языковая_семья (именно к ней принадлежат тюркские языки).

В течение примерно 500 лет после этого (примерно ок. 2500-го года до н.э.) из той же самой ностратической языковой надсемьи выделилась урало-юкагирская языковая семья, а ещё через полторы тысячи лет (ок. 1 тыс. лет до н.э.) – картвельская языковая семья.

С возникновением племён, относящихся к картвельской языковой семье, до сих пор есть множество неразрешимых проблем – отделились ли они от индоевропейцев или же они были отделены от индоевропейцев смешением с другими – неиндоевропейскими – племенами, и с какими именно — споры об этом не утихают. Но в данном случае – это не имеет значения для общей картины возникновения тюркских языков.

Оставшаяся часть основного ствола развития ностратической языковой надсемьи развилась в индоевропейскую языковую семью, возникновение которой как таковой формально относят ко времени отделения урало-юкагирской языковой семьи от общей совокупности племён, говоривших на ностратических языках.

Как считается в лингвистике, прото-тюркский язык возник примерно 2 тыс. лет назад, то есть на рубеже новой эры.

Примерно в средине 2-го века н.э., скажем так, #изначальный_тюркский_язык отделился от языков исходно прото-тюркских племён, из которых доныне остался только #чувашский_язык .

Современными прямыми языковыми потомками изначального тюркского языка являются только якуты – #якутский_язык, а также отделившиеся от общих с якутами по тюркскому языку племён, ставшие его (языка) особыми разновидностями, – тувинцы и тофалары —соответственно #тувинский_язык и #тофаларский_язык .

Примерно в средине 5-го века из общей совокупности тюркских племён по своему языку отделились Огузы (собственно Огузы, которые потом разделились на восточных и западных огузов, а лет через 350, то есть между 750-800г. – турки и ещё через 3 века – племена караханидов).

От оставшихся (вследствие отделения названных языков и их носителей из общей совокупности носителей) «других тюркских языков» (так они именуеются в лингвистике Нового Запада) примерно в средине 6-го века по своему языку отделились #сибирские_тюрки, к которым принадлежат #уйгуры, #хакасы, #шорцы, #ойраты, и «новая» разновидность «тувинцев».

Оставшаяся после отделения огузов основная часть «других тюркских языков» примерно тогда же, когда турки с точки зрения языка обособились от огузов, стала «карлуко-кипчакской» группой языков (770 – 800 гг.).

Их – этой «карлуко-кипчакской группы языков» – прямыми языковыми потомками стали #балкарцы и #кумыки, которые как особые языки выделились примерно ок. 1300 года.

Примерно через 100 лет из основной части «других тюркских языков» выделилась группа караимских языков, то есть племён, принявших иудаизм, а также общая группа тюркских языков и их носителей, разные части которой сформировали языки современных народов башкир (ок. 1000-го года), киргизов и «новых уйгур» (первая половина 13 века).

После отделения носителей современного башкирского языка, произошедшего ещё до возникновения Орды, в итоге в самую Орду были интегрированы разные осколки от племён «кипчаков», то есть от остатка носителей тюркского языка из общей совокупности племён, образовавшегося вследствие отделения от них башкир, киргизов и новых уйгур. 

Так вот именно из этих осколков племён, являвшихся носителями тюркского языка «кипчаков»,  как раз и сформировались разные военно-политические «союзы» («жузы» – по-казахски) казахов, каракалпаков и разных видов «татар»

Все разновидности военно-политических институциональных «союзов» между родами «татар», казахов и каракалпаков с точки зрения языка возникли только в средине 14-го века, то есть в ранней Орде, из того «кипчакского» остатка общественных носителей «других тюркских языков», который образовался вследствие выделения из их общей совокупности носителей современного башкирского, киргизского и новоуйгурского языков.

Почему «кипчакского» остатка носителей «других тюркских языков»? Или иначе, какие племена были носителями этого остатка «других тюркских языков»? Это были племена, получившие наименование «#кипчак ».

Все ли носители языка «кипчаков» влились в состав татар, казахов и каракалпаков?

Нет, не все – языки узбеков и ногаев сформировались вообще лишь в средине 17-го века, то есть уже после распада Орды тогда, когда их носители, не интегрированные в ранее возникшие военно-политические «союзы», сформировали свои Орды (ханства), ибо иной институциональной военно-политической формы, хоть как-то обеспечивающей их воспроизводство, они уже не знали.

О соотношении сроков возникновения народа и его языка на примере башкир.

В предыдущей части речь шла об истории возникновения языков племён и народов Урало-Арало-Алтайского, а точнее – Волго-Байкало-Каспийского «треугольника», которые ныне являются коренными народами России.

Однако #башкиры_как_народ возникли много раньше, чем они стали «тюркским», то есть говорящим на «тюркском» языке, народом.

Совсем не случайно многие исследователи выделяют «урало-алтайскую расу».

С точки зрения автора настоящего очерка, правильнее было бы говорить не «расу», а большую группу родственных племён, не только говоривших на близко родственных языках, причём чем глубже в историю, тем ближе, родственнее вплоть до одного «ностратического» языка, но и в течение ряда тысячелетий воспроизводивших самих себя одним способом производства в рамках становящегося органически целостным единого производственного общественного организма (развитие металлургии, ремесла, коневодства и других существенных моментов внутри-регионального разделения и кооперации труда).

Ведь когда и кем была приручена #лошадь

Лошадь была приручена прото-башкиро-индоевропейцами вскоре после возникновения племён, говоривших на общем ностратическом языке, но до возникновения алтайской, урало-юкагирской и индоевропейской языковых семей, то есть до возникновения племён, язык которых стал в большей или меньшей мере отличаться от общего языка ностратических племён.

Археология свидетельствует о чрезвычайно близком родстве и непрерывной преемственности племён, приручивших лощадь, как с племенами башкир и всех иных алтайских племён, так и с индоевропейскими, и с будущими угорскими, в том числе венгерскими, племенами.

Более подробно и предметно именно об этом шла речь в одной из предшествующих статей автора, а посему повторять сказанное прежде нет необходимости.

Но ещё на полтора десятка тысяч лет ранее приручения лошади именно в этом регионе между Южным Уралом, Западным Алтаем и Аралом с разрывом примерно в две тысячи лет возникли сначала носители #гаплогруппы R1a, а затем и гаплогруппы R1b, которые отсюда мигрировали по всей Евразии, а также в Америку и Северную Африку. Именно они стали «плотской» основой не только индоевропейских, но и тюркских, и многих других народов Евразии и Северной Африки.

А когда с Южного Урала и Предуралья ушли будущие венгры? Они ушли оттуда ок. 800-го года или чуть позже. 

Почему ушли будущие #венгры с Южного Урала и Предуралья?

Потому что племена, являющиеся носителями «других тюркских языков» (языков протокипчаков) вытеснили будущих венгров с мест их исконного обитания, то есть с Южного Урала и Предуралья.

Но эти #протокипчаки, то есть племена, говорившие на тюркских языках,  из которых вследствие уже произошедшего или происходящего именно в этот исторический период отделения племён огузов, киргизов и новых уйгур остались «#кипчаки », куда пришли?

Они пришли в Большую Башкирию (от Средней Волги до Тобола и Казахского мелкосопочника), вытеснив оттуда будущих венгров и оттеснив от Урала сначала на Среднюю Волгу, а затем в верховья Волги и её притоков, в Заволжье предков чувашей, удмуртов, мари и других современных народов Поволжья.

Именно эти пришлые и по преимуществу #кочевые_племена_протокипчаков (переходные от собственно тюрков к «кипчакам») как «завоеватели» принесли на территорию Большой Башкирии свой, ставший уже особым (обособившимся и особенным), #тюркский_язык . Именно этот язык по праву «завоевателей» стал господствующим языком не только на всём Южном Урале, но и во всей Большой Башкирии.

Но поскольку эти племена протокипчаков происходили из родственных старым (дотюркским) башкирам групп племён, говоривших на сродном (близком) старым башкирам языке, постольку и превращение старых башкир в новых башкир, то есть теперь уже в тюркский народ башкир, произошло исторически незаметно – «естественно».

Хотя переходная от тюрков к «кипчакам» совокупность родов совсем не была преобладающей – роды старо-башкир составляли несомненное и подавляющее большинство (это видно и по пропорциям распределения основных гаплогрупп и их субкладов среди современных башкир), однако политическое и экономическое доминирование этих пришлых «тюркско-кипчакских» родов в социальной и институциональной организации воспроизводства всего народа башкир как целого обусловило превращение их тюркского языка в язык всех башкир.

Но и сам этот исходно принесённый тюркский язык вследствие этого необходимо и неизбежно претерпел своё превращение в особый (обособленный и особенный) тюркский, а именно башкирский, язык.

Кстати говоря, это же самое обусловило и последующее обращение башкир в #ислам, что ещё более закрепило полтически и экномически доминирующую роль «тюрко-кипчакских» родов внутри народа башкир, фактически ставшего вследствие всего этого исторического преобразования новым народом.

Но этим же самым #ново_башкирский_язык, ставший теперь уже разновидностью тюркских языков, отдалился от языка старо-венгров, у которых, в свою очередь, вследствие уже их собственной истории возникший у них ново-венгерский язык ещё более отдалился от башкирского языка.

Так исторически разошлись две части изначально близко родственных групп племён, ставших не просто разными народами – башкирами и венграми, но и народами, принадлежащими к разным цивилизациям, различающимися разными культурами и вероисповеданиями, а не только к разным языковым группам и семьям.

Что касается других коренных народов России, а также исторических периодов их общественного бытия, последовавших после их возникновения, то последнее к предмету настоящего очерка не относится, а первое требует от автора выполнения дополнительных специальных исследований, прежде чем высказывать об этом своё оценочное мнение.

promo new_rabochy 10:28, yesterday 57
Buy for 10 tokens
Ломают копья товарищи, когда можно считать способ хозяйствования общинным (комунистическим по бородачам). Это же элементарно. Любой кооператив -коммуна, колхоз -коммуна. Т.е (все)общая частная собственность. Маркс в письме В.Засулич указал, что появление капитализма -это чистой воды итог перипетии…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.