romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Category:

Проблемы бренда "коммунизм"

Данная публикация является обновленной версией поста 2012 года: https://rabochy.livejournal.com/16377.html

Большинство из нас наверняка сталкивались с разными Черными книгами коммунизма и прочей негативной информацией: http://goldentime.ru/nbk_01.htm

Несмотря на то, что многие факты из подобных источников достоверны, в целом они подаются предвзято, ангажированно, а некоторые сведения носят сомнительный характер (скажем, про выдачу немецких коммунистов Гестапо советским режимом).

Однако попытки оспорить подобные утверждения, поднять их на смех удаются далеко не всегда. Почему?

С одной стороны, коммунистическим идеям и идеалам противостоит мощная пропагандистская машина антикоммунизма, сформированная буржуазным обществом и поддержанная соответствующим государством.
Однако вряд ли капиталисты 19-го - начала 20-го века были в восторге от коммунистической (марксистской) доктрины, что не помешало ее распространению и популярности в массах.

Поэтому главной причиной провала попыток запросто оспорить разные поклепы на коммунизм является, во-первых, деятельность самих коммунистов, во-вторых, неуклюжая пропаганда коммунистического учения.

Часто говорят, что движение к коммунизму нужно, чтобы не погрязнуть в ужасах капитализма. Мол, капитализм так плох, что нужно сделать некое усилие, чтоб от него избавиться.
А когда возникают, так сказать, "ужасы социализма", их начинают оправдывать самыми разными факторами. Под общим заклинанием, что "в дальнейшем" жить стало лучше и веселее. И вообще, все проблемы возникли от сопротивления буржуазии и ее приспешников, к которым примкнуло не менее половины населения тех стран, где пытались строить коммунизм (понятно, что большинство населения вовсе пассивно примыкает к победителям, а речь идет о тех, кто готов был к каким-то активным действиям).

Налицо некая попытка РАСПРОПАГАНДИРОВАТЬ окружающих, а не оперировать рациональными аргументами, почему человек разумный должен быть сторонником коммунистических идей.



"Определение пропаганды

Пропаганда это тенденциозная информация, используемая для получения поддержки какой-либо точки зрения, интереса или убеждения.

Анализ

(a). Пропаганда призвана воздействовать на умы и сердца людей. Существуют эмоциональные, интеллектуальные и духовные темы, такие, как мотивы, политика или религия, с которыми люди могут не согласиться.

...

(b). Что касается лица, на которое воздействует пропаганда, оно обычно никаких материальных выгод от этого не получает, за исключением некоторого внутреннего удовлетворения"/http://evartist.narod.ru/text10/32.htm#з_03


Полагаю, главное тут то, что выгоды нет, и когда поднимаешь вопрос: "а в чем непосредственная выгода от коммунизма?!" - на вопрос ответ обычно такой: "подожди немного, кому-то из потомков повезет")). Некоторые господа-товарищи любят выдвигать тезис о пользе коммунизма для ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, поминая добрым словом Розу Люксембург с ее дилеммой "социализм или варварство".

Понятно, что в современном обществе, которое гораздо образованней, больше тяготеет к рациональным аргументам, которое читает об энергетической ценности шоколада на упаковке, такая чисто эмоциональная пропаганда не имеет успеха.
А рациональные аргументы коммунистами излагаются внятно далеко не всегда. Чаще возникает соблазн провозгласить собеседников "недоучками", "идиотами", "взбесившимися мелкими буржуа" и т.п. Высказавшийся в таком стиле коммунист доволен собой, прекратив общение с неполноценным противником. Но кроме "чувства глубокого удовлетворения" ничего агитатор-пропагандист не получает: не заметно миллионов сторонников, нет массовой "пролетарской" партии, ничего.

О необходимости рационализации коммунизма как "бренда" я и веду речь.

Вместо пропаганды в данном случае предлагается использовать иные способы воздействия:

"Определение (Британского) Института паблик рилейшнз (Institute of Public Relations, IPR)

Паблик рилейшнз – это планомерная, постоянно осуществляемая деятельность по обеспечению равноправного информационного взаимодействия и через это взаимопонимания между организацией и общественностью.
                  Анализ

(a). «Планомерная постоянно осуществляемая деятельность» означает, что PR-деятельность организуется как кампания или программа и осуществляется постоянно, а не от случая к случаю.

(b). Его цель «... по обеспечению равноправного информационного взаимодействия... и взаимопонимания» – то есть гарантировать, что деятельность организации понятна для других. Этим обеспечивается взаимопонимание между организацией и общественностью, поскольку в этом случае в процесс вовлечены самые различные группы людей"/http://evartist.narod.ru/text10/32.htm#з_03

По разным причинам коммунистам несвойственно относиться равноправно к другим людям. Это весьма странно, учитывая их заверения в стремлении дать всем счастье, построить более справедливый мир и т.п.

Иногда говорят о том, что капиталистический мир менее эффективен, и нужна эффективность иного рода.

Однако если эта эффективность будет носить характер фашистского инструментализма, то есть отношение к людям как материалу для построения отчужденных сущностей вроде Тысячелетнего рейха - значит ли это, что сбудутся самые смелые коммунистические мечты?

Для продвижения чего-либо, для роста популярности данного явления необходима его реклама, поскольку
"идея коммунизма" есть де-факто товар на рынке идей и теорий.

Чтобы быть востребованным, он должен быть привлекательным в глазах случайных, неангажированных людей. Ведь если он привлекателен лишь для группы полоумных сектантов, жизнь положивших на штудирование толстых занудных старых книг, он так и останется маргинальным явлением.

"Определение рекламы

Определение (Британского) Института специалистов-практиков в области рекламы следующее. Реклама представляет собой точно позиционированное для вычисленной целевой аудитории сообщение о товаре и услуге, изготовленное и размещенное по минимально возможной цене"/там же

Таким образом, "рекламный агент" Ленин для ситуации 1920 года действовал довольно разумно, обещая коммунизм уже через 10-20 лет, а электрификацию через 10 (см. "Задачи союзов молодежи") - все это способствовало росту популярности коммунистов в среде полуграмотной молодежи, которой было навалом.
Кроме того, похоже, он искренне верил в такую динамику буржуазных обществ - вот-вот там разразятся революции, а укрепившийся СССР им поможет.

Однако если мы будем рассказывать нечто подобное сейчас, мы удостоимся лишь звания лжецов и проходимцев и вобьем еще один гвоздь в крышку гроба коммунизма. А еще скорее: над нами посмеются, как над варящимися в собственном соку фриками.

С другой стороны, не надо забывать о правилах рекламы: "цена должна быть минимальна" - явно легковесное отношение к миллионам жертв реального коммунистического эксперимента не будет способствовать его широкой популярности.

Другое правило рекламы связано со сроком доставки товара - если товар будет доставлен когда-нибудь не в этой жизни - кому он нужен?!
Следовательно, разговоры о достижимости коммунизма желательно и вовсе прекратить, говоря о том, что достижимо, причем в разумные сроки.

И если мы когда-то написали про 6-часовой рабочий день - то это достижимо в этой жизни и не ценой миллионов убитых.

И если кто-то предлагает прогрессивный налог на доходы, то почему бы это не поддержать - ведь это вполне достижимо?

Итак, каковы выводы?

1. Необходимость избегать типичной для исторических коммунистов позиции хамоватых всезнающих гуру (это так они изображали из себя пролетариев) - это только работает на репутацию собрания фриков.
2. Необходимость говорить о проверенных фактах - поскольку коммунизм является гипотезой и нигде не реализован, то имеет смысл это оговаривать, а не трещать про то, "как будет при коммунизме" в обществе читателей "Буйного бродяги".
3. Избегать апологии негативных сторон коммунистической практики. Ведь если "Макдональдс" начнет рассказывать всем, как люди жиреют от его еды, добавляя при этом: "А что поделаешь?! Деньги не пахнут, а придуркам туда и дорога, еще думай о каждой свинье!" - вряд ли кто-то придет в восторг от такой позиции. Поэтому Макдональдс всячески подчеркивает добровольность покупки того или иного блюда, одно время предлагал таблицы калорийности и т.п.
4. Вырабатывать АДЕКВАТНОЕ современности мировоззрение, рассматривая Маркса, Ленина, Сталина и Че Гевару - как исторические фигуры, не имеющие прямого отношения к современным реалиям, совершавшие немало ошибок, которых мы стремимся избежать.
Но если это, по мнению говорящего, недостаточность расстрелов, то смело можно предполагать: его аудитория вечно останется все той же кучкой мизантропов из ЖЖ.
В то же время: что сейчас можно назвать адекватным? По сути, ответу на этот вопрос и нужно бы посвящать терки в ЖЖ.

Tags: pr, коммунизм, ленинизм, марксизм, сталинизм
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Почему важен вопрос с репрессиями?

    Действительно, не всё ли равно, что там было в далеком прошлом? Роморн тут как бы удивился: так ведь около 200 тысяч захоронений за всё время…

  • 200 000 комментариев! Дай миллион!

    Вчера или даже позавчера сообщество перешло этот рубеж! Как ни рассказывали нам некоторые товарищи, что мы должны шире применять баны, а то никто…

  • Гностические репрессии

    Товарищи! Вы, вероятно, обратили внимание на бурное обсуждение столь насущной в 2021 г. темы сталинских репрессий. Которых не было. Или были. В…

Buy for 10 tokens
Товарищи! Вы, вероятно, обратили внимание на бурное обсуждение столь насущной в 2021 г. темы сталинских репрессий. Которых не было. Или были. В общем, щаз разберемся. В яростном догфайте сцепились изворотливые талмудисты, мясные балаевцы, евреи-коммунисты и даже юрист - (фейковый) некрофил.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments

Recent Posts from This Community

  • Почему важен вопрос с репрессиями?

    Действительно, не всё ли равно, что там было в далеком прошлом? Роморн тут как бы удивился: так ведь около 200 тысяч захоронений за всё время…

  • 200 000 комментариев! Дай миллион!

    Вчера или даже позавчера сообщество перешло этот рубеж! Как ни рассказывали нам некоторые товарищи, что мы должны шире применять баны, а то никто…

  • Гностические репрессии

    Товарищи! Вы, вероятно, обратили внимание на бурное обсуждение столь насущной в 2021 г. темы сталинских репрессий. Которых не было. Или были. В…