самый извесный безработный в этой стране (tupoituneyadec) wrote in new_rabochy,
самый извесный безработный в этой стране
tupoituneyadec
new_rabochy

Лимит на прописку



В СССР очень гордились тем, что всюду возле каждого завода висели объявления: «Требуются наладчики, фрезеровщики, рабочие» и т.д. и т.п. Очень советский агитпроп на это давил: мол, смотрите, на проклятом капиталистическом Западе безработица, а в Стране Советов не то что нет безработицы, а наоборот, нехватка кадров. И никто конечно не задумывался, что если предприятию до зарезу нужны рабочие, а они на предприятие не идут, то видимо предприятие предлагает не очень высокую зарплату за очень тяжёлый труд. Советские рабочие хотя «гимназиев на кончали» (а заканчивали ПТУ), но дураками не были и на плохо оплачиваемую работу идти отказывались. Отсюда и повсеместные объявления: «Требуются». В Москве вопрос с дефицитом рабочих кадров решали соответственно (об этом как-нибудь в другой раз) .

Однако женщины-то работают, стало быть их устраивает и та низкая зарплата, которую платят на заводе. Из чего следует железобетонный вывод: на советской фабрике женщина получала ниже, чем мужчина, что ставит под сомнение утверждение, что в СССР женщины и мужчины были полностью равноправными.

Фильм «Москва слезам не верит» как зеркало советской жизни
Вопрос второй – более интересный: а почему Катя не пошлёт к чертям собачьим эту фабрику и не устроится работать на что-нибудь более соответствующее её запросам? Чтобы ответить на это вопрос, надо прочесть краткую лекцию о месте и роли Москвы и москвичей в СССР. Без этой лекции, собственно, сложно понять дальнейшие коллизии фильма.

Москва в СССР всегда была на особом положении. Помимо всего прочего, Москва снабжалась продуктами и товарами лучше, чем подавляющее большинство городов СССР (про сёла вообще помолчим). Кроме того, в Москве были сосредоточены почти все лучшие культурные, учебные и научные объекты страны. Таким образом, каждый москвич автоматически, просто в силу факта своего рождения, ставился как бы в привилегированное положение по отношению ко всем остальным жителям страны – ну может только кроме ленинградцев и жителей столиц союзных республик. Ничего удивительного, что все остальные граждане СССР – не москвичи – испытывали к москвичам нечто вроде неприязни. В самом деле – когда и так всего мало, то как-то неприятно ощущать, что кто-то пользуется лучшими кусками общего котла не в силу своих каких-то личных качеств, а просто потому, что случайно родился в «блатном» городе.

Сам собой напрашивается вопрос: если кто-то не хочет жить, скажем, в Кинешме, то почему бы ему не переехать жить в Москву? Логично? Не логично. В СССР существовала такая штука, как прописка. То есть любой человек был намертво приписан к какому-то одному месту проживания и не мог жить в другом городе без изменения прописки. В любом другом городе человек не мог устроиться на работу, если у него не было прописки. В принципе, это не очень обременительно, если речь шла о желающем выехать из Кинешмы, скажем, в Гусь Хрустальный. Никаких проблем. На старом месте выписался, на новом – вписался. Но вот с Москвой всё обстояло несколько иначе. Власти тоже были не дураками и прекрасно понимали, что если разрешить любому желающему переезжать на постоянное жительство в Москву, то весь СССР переселится в столицу первого в мире государства рабочих и крестьян. И вовсе не потому, чтобы быть поближе к мавзолею Ленина.

Таким образом в Москве существовал запрет на прописку иногородних. За этим следили очень строго. Существовало две легальных возможности получить московскую прописку. Первая – это брак. И в эпоху СССР не редки были случаи бракосочетаний сугубо ради того, чтобы получить прописку (понятно, что за это ищущий прописку – преимущественно это были гости с юга – готов был платить одинокой вдовушке). Но брак – это хлопотно и не у каждого есть деньги на такого рода операцию. Поэтому большая часть желающих из окрестных городов пользовались другой возможностью.

Фильм «Москва слезам не верит» как зеркало советской жизни
Тогда, как и сейчас, москвичи не очень хотели работать на грязных и тяжёлых производствах: москвичи не рвались на заводы, фабрики и не очень стремились становиться дворниками. Да и зарплаты на заводах, как мы уже выяснили, часто были ниже того, чего хотели московские рабочие. Однако, как ни крути, московским заводам и фабрикам (которых в столице было очень много, а некоторые просто гиганты: ЗИЛ, АЗЛК и т.д.) надо делать план. А план, понятное дело, без рабочих не сделаешь. И вот в 50-х годах появилась такая штука, которая получила название «лимит на прописку». Суть очень проста. Какой-либо завод или фабрика получал разрешение поселить в новых домах (которые, как правило, сам и строил) какое-то количество иногородних рабочих. При заселении эти иногородние получали московскую прописку. До той поры они жили в заводском (фабричном) общежитии и ждали своей очереди – лет пять, а то и больше – получить заветную московскую прописку.

И вот с этого момента началось. Толпы советских юношей, а ещё больше советских девушек стали приезжать в Москву из других городов и устраиваться на заводы и фабрики, которые имели лимиты на прописку. Таких юношей и девушек москвичи очень быстро окрестили – лимитчиками (от: лимита на прописку) или лимитой. В устах москвичей термин «лимита» приобрёл унизительный оттенок. Человек, которого называли лимитой, сразу как-то скукоживался. При этом на улице конечно было незаметно – кто москвич, а кто лимитчик, поэтому очень скоро «лимитой» стали друг друга на московских улицах просто обзывать во время уличных ссор (например, в очередях). Чаще всего бранное слово «лимита» использовали сами бывшие лимитчики. То есть человек приезжал в Москву, несколько лет терпел унижения на улице и на заводе, потому получал заветную прописку – и тут уж он отыгрывался по полной.

Понятно, что за все эти дела: и за московское изобилие на фоне дефицита в провинции, а ещё больше за «лимиту» и «понаехали в Москву, словно она резиновая», остальные граждане СССР дружно не любили москвичей. Кстати, фраза «Все едут в Москву, словно она резиновая», прозвучавшая в фильме «Москва слезам не верит», взята из другого фильма – «В добрый час», вышедшего в 1956 году. В том фильме в главной роли снимался популярнейший в 50-х Леонид Харитонов. В фильме «Москва слезам не верит» есть эпизод, где Катя Тихомирова и её подружка Людмила с замиранием сердца стоят возле «ковровой дорожки», по которой на какой-то закрытый просмотр поднимаются популярные в 50-х годах актёры. И когда Леонид Харитонов (он играет самого себя) выходит из машины, на него обрушивается волна обожания (в «Москва слезам не верит» немало таких намёков на характерные культурные реалии 50-х годов).

Фильм «Москва слезам не верит» как зеркало советской жизни
Но это так, к слову. Так вот, тема непростых квартирных отношений между москвичами и немосквичами была затронута ещё в 1956 году фильмом «В добрый час», который в 1957 году был лидером проката и собрал аудиторию в 29 млн. человек. А фильм «Москва слезам не верит», собственно, как бы принял эстафету. Ну и артист Харитонов стал как бы связующим звеном. Возвращаемся к фильму«Москва слезам не верит».

Фильм «Москва слезам не верит» как зеркало советской жизни
Катя Тихомирова лимитчица. Она хочет поступить в институт и вырваться в большую жизнь. Но до тех пор вынуждена работать на фабрике и уйти с неё не может, поскольку потеряет и общежитие, и надежду на прописку. С Катей в общаге в одной комнате живут ещё две девушки: Люда и Тося. Они обе тоже лимитчицы и уже не очень надеются получить прописку своей работой. И избирают, как выше сказано, другой путь – замужество.

Сделал музыкальное видео.

Subscribe

  • Украина vs Россия

    Украине поступает на войну очень мощная финансовая поддержка из США и Европы. Теоритически мы могли бы никого не мобилизовывать а набирать…

  • Макрон сдулся.

    Франция отзывает своего посла из Нигера и начинает вывод военных. Об этом заявил президент Франции Эммануэль Макрон. "И мы прекратим наше военное…

  • Стратегические мосты на Украине подверглись ударам новыми УМПК ФАБ-1500

    Пару недель назад мы уже публиковали новость про испытание УМПК ФАБ-1500, который сбросили с фронтового бомбардировщика Су-34. Так вот буквально на…

Buy for 10 tokens
Анонс фильма о Ричарде Муре, авторе войны в Карабахе и на Донбассе. Товарищу Софии и всем интересующимся геопилитикой! Сообщаю: Сегодня в 19:50 по мск будет фильм о Ричарде Муре на 1м канале. Там будут строить его психологический портрет; из анонса - расчетливый, хладнокровно развязавший две войны…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Из фильма (по сравнению с литературным первоисточником) вырезали самое интересное. Как Катя для продвижения по карьерной лестнице спала по возрастанию со всеми начальниками вплоть до замминистра (чтобы стать директором завода). Наверно этому была посвящена особая серия 18+, которую крутили на закрытых показах для членов Политбюро.

Короче, и тут "зеркало действительности" кривым оказалось.

  • Украина vs Россия

    Украине поступает на войну очень мощная финансовая поддержка из США и Европы. Теоритически мы могли бы никого не мобилизовывать а набирать…

  • Макрон сдулся.

    Франция отзывает своего посла из Нигера и начинает вывод военных. Об этом заявил президент Франции Эммануэль Макрон. "И мы прекратим наше военное…

  • Стратегические мосты на Украине подверглись ударам новыми УМПК ФАБ-1500

    Пару недель назад мы уже публиковали новость про испытание УМПК ФАБ-1500, который сбросили с фронтового бомбардировщика Су-34. Так вот буквально на…