romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:

Трагическая судьба военнопленных в Германии и СССР

Не помню где, и даже в связи с чем, но при обсуждении преступлений нацизма alex_dragon подверг меня критике за указание на высокую смертность заключенных системы ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны.
Дескать, нечем детей было кормить, так что смертность в 24% состава в год - практически нормально.
Странно, что население СССР не уменьшалось такими темпами, а сравнительно небольшой контингент лагерей - уменьшался.
Эту тему я разберу чуть позже - сказать есть что.
Но так как недавно я размещал несколько текстов по истории Второй Мировой войны, думаю начать с положения военнопленных по обе стороны фронта, поскольку бытующие стереотипы нуждаются в преодолении в целях релевантного представления об исторической реальности.


Сначала я думал сам смастерить текст, но начав поиски цифр в Сети, обнаружил, что и более знающие люди уже размещали нечто подобное. Поэтому де-факто перед Вами компиляция с моими комментариями.

Вот тут антисоветски настроенный, но в целом основательный автор сначала приводит топовое рассуждение из отечественной прессы ("В советском плену умерли от ран и болезней 14,9% немецких военнопленных, остальные 85,1 % со временем вернулись домой, а в немецком плену погибло более 55% советских военнопленных. Эти цифры свидетельствуют о разнице между СССР и фашистcкой Германией лучше любых общих рассуждений о разнице между коммунистической и фашистской идеологией..."), а затем пишет от себя:
"А какой была смертность военнопленных в советских лагерях в 1941-43 годах?
Открываем книгу "Военнопленные в СССР. 1939-1956. Документы и материалы / Сост. М.М. Загорулько, С.Г.Сидоров, Т.В. Царевская; Под ред. М.М. Загорулько. - М.: Логос, 2000. - 1120 с.
Запись о количестве и смертности военнопленных с 22 июня 1941 по 15 апреля 1943:
"...Всего с начала войны к этому времени из 291 856 учтенных УПВИ НКВД СССР военнопленных умерло 171 774 чел., или почти 59%. Из них 75 600 человек умерло в лагерях, 29 006 — в пути, 31 648 — на приемных пунктах, 33 275 в госпиталях, 5849 — в частях Красной Армии до передачи в приемные пункты, 2245 — при приемке в лагерях военнопленных. При этом необходимо подчеркнуть, что смертность среди военнопленных продолжала оставаться высокой и в последующие дни, когда зимние месяцы остались далеко позади. За вторую половину апреля умерло еще 25 174 человека, при этом число военнопленных, учтенных УПВИ, выросло всего на 800..."
На 1 мая 1943 года всего было учтено 292.630 военнопленных, из которых умерло 196.944 человек. Таким образом, на эту дату смертность военнопленных составила 67%.
На 1 декабря 1943 года было учтено 334.164 военнопленных, из которых умерло 229.937 человек. Уровень смертности: 69%.
Данные таблиц за 1943 год даны по: ЦХИДК. Ф. 1п, оп. 9а, д. 24, л. 18, 19; оп. 1и, д. 9, л. 47, 110, 150, 151; оп. 01е, д. 5, л. 35-37; д. 15а, л. 33, 61; д. 17, л. 121; оп. 9е, д. 1, л. 30
Загорулько также указывает:
"...Такие высокие показатели смертности никак не устраивали НКВД, и через год предпринимается попытка «улучшить» ситуацию. На 1 марта 1944 г. число учтенных военнопленных было 252 028 человек..."

Поскольку у данного автора (allin777) прослеживается несколько ревизионистская тенденция увязывать смертность в немецких лагерях военнопленных с проблемами логистики и нехватки продовольствия (я и сам, грешен, по молодости в связи с нехваткой информации такое высказывал: https://romdorn.livejournal.com/6216.html), к дискуссии подключился известный и авторитетный самодеятельный историк Игорь Петров (labas).
Вот что он отметил на следующие слова автора темы ("Подавляющее количество советских военнопленных попали в плен в 1941 году и чтобы выжить им нужно было провести 3,5 года в лагерях в период войны, с бомбежками, усиленным трудом и прочим"):
"Это аргумент не вполне логичный, п.ч. сверхсмертность была именно осенью-зимой 1941-го. (речь о смертности советских военнопленных)
Германия не собиралась иначе относиться к советским пленным, хоть бы СССР подписал все возможные конвенции.
Т.е. правильно: отношение властей СССР к пленным было наплевательским, но будь оно иным, на смертности это бы вряд ли существенно сказалось". (Судя по контексту, речь о советских пленных в немецком плену.)
Далее между двумя ЖЖ-корифеями развернулась дискуссия по оценке трудов Кристиана Штрайта, наиболее авторитетного в настоящее время специалиста по проблемам советских военнопленных в Германии. Кто интересуется - вот, например, текст Штрайта: http://www.fedy-diary.ru/?page_id=5267
А мы обратимся к более сжатым трудам.
Учащиеся военного вуза написали содержательную работу:
"Одним из резко дискуссионных вопросов истории советских пленных в Германии и германских в СССР является вопрос об обязательности/необязательности исполнения по отношению к ним Гаагской Конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» от 18 октября 1907 г. и Женевской Конвенции «О содержании военнопленных» от 27 июня 1929 г...
Предпосылками для обязательности исполнения Гаагской Конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» являются:
1) подписание и ратификация договаривающимися сторонами данной конвенции;
2) участие в сухопутной войне только тех сторон, которые являются договаривающимися сторонами (так называемая «оговорка clausulasiomnes» – «о всеобщем участии»).
Таким образом, если только договаривающиеся стороны С1 и С2 подписали и ратифицировали Конвенцию и затем между ними начинается война, то достаточно вступления в войну стороны С3, не являющейся участником данной Конвенции, чтобы Конвенцию не считать обязательной и для соблюдения между сторонами С1 и С2.
Перейдем теперь от гипотетических стран к государствам реальным. Указанную Гаагскую Конвенцию не ратифицировали такие страны – участницы Второй Мировой, как Болгария, Греция, Италия, Турция и Югославия). Следовательно «всеобщего участия» не было и соответствующая Гаагская Конвенция перестала быть обязательной для воюющих сторон.

Предпосылками для обязательности исполнения Женевской Конвенции «О содержании военнопленных» 1929 г. являлись уже только подписание и ратификация договаривающимися сторонами данной конвенции...
Ни Германия по отношению к советским пленным, ни СССР по отношению к германским пленным не были обязаны соблюдать ни одну из этих двух Конвенций. Что фактически позволяло им предпринимать по отношению к военнопленным какие угодно репрессивные меры и устанавливать сколь угодно жесткие условия их содержания...
Условия, установленные сначала Германией к советским пленным, а затем и СССР в отношении военнопленных из числа военнослужащих Вермахта и войск СС, а также вооруженных сил союзных Германии государств нельзя было назвать человеческими даже в первом приближении. Так у немцев в начале войны считалось достаточным, чтобы пленные жили в землянках и питались в основном «русским хлебом», изготовленным по изобретённому немцами же рецепту наполовину из очисток сахарной свеклы, наполовину из целлюлозной муки, муки из листьев или соломы. Неудивительно, что зимой 1941/42 гг. эти условия привели к массовой смертности советских военнопленных, которую усугубила эпидемия сыпного тифа. По данным управления по делам военнопленных Главного командования вооруженных сил Германии (ОКВ) к 1 мая 1944 г. общее число истребленных советских военнопленных достигло 3,291 млн человек., из них: умерло в лагерях – 1, 981 млн человек, расстреляно и убито при попытке к бегству – 1,03 млн , погибло в пути - 0,28 млн (большая часть жертв пришлась на период июнь 1941 – январь 1942 гг. – тогда за семь месяцев погибло более 2,4 млн советских пленных). Для сравнения – всего за 1941-1945 гг. немцами было захвачено 6,206 млн советских военнопленных. Такими же тяжелыми были первоначально и условия содержания германских военнопленных в СССР."
Т
ут надо лишь отметить, что число в 6.2 млн пленных считается исследователями несколько завышенным - немцы зачастую задерживали людей призывного возраста, относя их к военнопленным. Сейчас считается, что реальные военнослужащие из этого числа - 5.8 млн человек.
На примере семейной истории могу сказать, что у немцев были основания задерживать людей без признаков военной службы: мой дед, офицер политотдела 88-го погранотряда НКВД СССР, выходил из окружения в гражданской одежде с тремя другими товарищами, а на перекрестке дорог у местечка Пуховичи Минской области был остановлен немецким патрулем. Увидев невозможность избежать досмотра, он выбросил пистолет и документы. В связи с этим его партийный стаж в ВКП (б) был приостановлен до осени 1943, а я узнал о событии из объяснительной в горком КПСС, которую нашел в бумагах после его смерти.
В конце июня - начале июля 1941 немцы, судя по всему, еще не представляли количества советских пленных и не ожидали, что они массово переоденутся в гражданское, так что они этих четверых отпустили, правда, всех в разные стороны.

Далее авторы пишут о нормах питания военнопленных в СССР, однако отмечают, что их очень быстро пересмотрели в сторону уменьшения. Они приводят цифры плененных немцев по годам:
"За первый месяц войны на советско-германском фронте было взято в плен всего 1494 военнослужащих противника, на 1 августа – 2385 и на 1 октября – 6681. Всего за 1941 г. через приемные пункты прошло чуть более 9 тыс. военнопленных (для сравнения: в 1942 г. их было уже 71 тыс. человек)".

Авторы пишут об условиях жизни немецких военнопленных:
"В начале 1942 г. на лесоразработки в Унженский лагерь Управления лагерей лесной промышленности HКВД СССР было направлено около 2500 . Через три месяца из-за недостаточного питания более 600 из них умерло, а свыше 1500 – заболело тяжелой формой дистрофии".
При этом в итоге работы они делают вывод, несколько противоречащий их собственной информации:
"В течение первых лет пребывания немецких военнопленных в советских лагерях наблюдались существенные трудности и перебои в снабжении военнопленных продовольствием. В связи с недостатком квалифицированных кадров медицинское обслуживание оставалось на весьма низком уровне. Все это напрямую отразилось на уровне заболеваемости и смертности немецких пленных, уровень которой в 1943 г. достигал 70%. Однако в отличие от нацистской Германии Советский Союз никогда не проводил целенаправленной политики уничтожения военнопленных, в том числе — голодом. Главной причиной их высокой смертности в годы войны было поступление в лагеря тяжело раненных, обмороженных и истощенных солдат и офицеров вермахта, которые до плена несколько недель провели в сталинградском котле в условиях суровой русской зимы, а также неготовность НКВД принять большое число пленных в короткие сроки."
Во-первых, такой вывод противоречит информации о смертности в Унженском лагере - ведь его проблемы относятся к началу 1942, а не после Сталинграда. За три месяца смертность в нем составила около 25%.
Во-вторых, аргумент про неготовность совершенно обеляет нацистов: ими было взято в плен до конца 1941 года около 4 млн пленных. А НКВД на третий год войны оказался неготов к приему 222 тысяч (9 тысяч в 1941, 71 тыс. в 1942, общее число на май 1943 года 292 тысячи, из которых вычитаем 80 тысяч)?! Кроме того, в Сталинграде пленена 91 тысяча человек, а общее число пленных за январь - май 1943 больше этой цифры в 2.3 раза.

Таким образом, если тема трагической судьбы советских военнопленных в Германии более или менее разработана тем же К. Штрайтом, то тема немецких военнопленных в СССР недостаточно изучена, а попытки ее осмысления вызывают агрессивные реакции, что проявилось в истории "Коли из Уренгоя".

Между тем военнопленные и заключенные являются людьми, полностью зависящими от отношения пенитенциарной системы и госорганов страны заключения в целом.
Перенесение на них отношения к противнику, находящемуся в составе вооруженных сил своей страны, логически неверно и морально неприемлемо.

Дополнение из комментариев

Мне сказали в комментариях, что я не смогу найти иных причин повышенной смертности военнопленных в советских лагерях, кроме перебоев с продовольствием по объективным причинам: всем не хватает, все голодают, а пленные голодают больше всех.
Несомненно, у меня нет архивных данных, я не демограф, так что досконально эту тему разобрать не смогу.
Однако цифра в 69% умерших в СССР немецких военнопленных на 1 декабря 1943 года введена (не мною), а я лишь ее сообщил читателям сообщества и своего блога.

Косвенно мы можем оценить степень голода советского тыла по смертности женщин. На эту тему исследования имеются, хотя официальная статистика не велась: http://istmat.info/node/38432

Итак, что мы имеем по общей смертности в СССР людей, заведомо не связанных с фронтом, а также в советском и немецком тылах?

"В сравнении с нормальным снижением численности мирного времени убыль мужчин в годы войны возросла в 6,5 раза. Увеличилась в годы военного лихолетья и убыль населения в трех других половозрастных группах (женщины, дети, старики), но масштаб этого роста существенно меньше, чем для мужчин. Убыль женщин в годы войны в три раза превысила нормальные показатели мирного времени, детей – в два раза, стариков – в полтора раза. В целом же сверхнормативная убыль мирного населения (женщины, дети, старики) за годы войны составила 8,27 миллиона человек...
На тыловых территориях сверхсмертность мирного населения (женщины, дети, старики, без учета мужчин) составила 3,34 миллиона человек – величина, примерно в полтора раза большая, нежели потери нееврейского населения оккупированных районов. Столь высокая смертность в советском тылу вполне объяснима систематическим недоеданием, крайне тяжелыми жилищными условиями, отсутствием полноценной медицинской помощи, непосильным физическим трудом, к которому были привлечены миллионы женщин и подростков; все перечисленное в особой мере коснулось беженцев, эвакуированных и депортированных"//https://vpk-news.ru/articles/17279

Опираясь на архивные данные с Истмат.инфо, мы получаем нормальную смертность в 17-18 человек на 1000 в год. Стало быть, нормальная смертность 1942-43 гг. должна быть 35/1000 или 3.5%.
Однако в годы войны смертность увеличилась в разы. Для невоюющей части общества эта смертность должна была составить от 105/1000 (женщины) до 228/1000 (мужчины).
Но это за всю войну.
Всего же в советском тылу пребывало, оценочно, порядка 120 млн человек. Нормальная (мирная) их смертность составила бы 2.04 млн человек в год.

Если даже предположить, что сверхсмертность вся придется на 1943 год (когда и умерла основная часть пленных немцев - минимум 150 тысяч из 335 тысяч (всего умерло 230 тысяч на 01.12.1943), взятых в плен за весь период с июня 1941, то получаем разницу в смертности населения советского тыла и военнопленных такую:

пленные - 45% минимум (да, их процент вдвое выше, чем у советских зэков, они ж все раненые и обмороженные, другие немцы в плен не сдавались почему-то. Кстати, почему?);
тыловое население СССР, если вся сверхсмертность пришлась на 1943 год (5.38 млн на примерно 120 млн = 4.5%).

Итак, условия жизни германских военнопленных были В ДЕСЯТЬ РАЗ ХУЖЕ условий жизни жителей советского тыла, судя по смертности. Насколько я понимаю, это минимальная цифра, потому что я предположил, что все пленные 1941-42 года к 1943 умерли, и вычел их численность из числа умерших к 1 декабря 1943 г. немецких пленных (230-80 = 150).

Если кто-то найдет математические ошибки в моих расчетах, просьба указать.

Tags: Вторая мировая война, история СССР, история ХХ века, мораль
Subscribe

  • byzon83

    Я как-то сам недавно заметил, а вчера и не только я, как оказывается. Уж слишком много негатива... Регулярно негатив; а намедни как-то всё в одну…

  • Нужны ли обществу коммунисты?

    То, что основная масса населения России к коммунистам относится довольно прохладно, не принимая их всерьёз, а порой даже относясь к ним, как…

  • Ещё раз о научном централизме

    Только сейчас увидел, что мою июльскую заметку "В защиту теории научного централизма", о которой как-то прознал сам Валерий Подгузов (и поставил ей…

promo new_rabochy 20:37, Пятница 26
Buy for 10 tokens
Предисловие. Базовые положения Концепции СПС, опубликованной в LiveJournal в статьях 6 и 17 октября, у меня сформировались к 1985 году на основе многолетнего опыта по созданию и внедрению новых технологий и оборудования. Этому способствовали острые дискуссии с руководителями Минхимпрома СССР…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 285 comments

Bestromdorn

April 2 2019, 16:14:00 UTC 2 years ago Edited:  April 2 2019, 18:48:09 UTC

  • New comment
//Я лишь пересказал официальную пропаганду РФ. Без труда найдете в сети. //

Нет, она неофициальная. Это все эти фабрики троллей, а также некоторых невнятных СМИ.
Официально в РФ вообще скука. Неофициально - да, распространяют всякий бред, что типа "мы не хуже никого другого" - а если скажешь "кой в чем хуже", это канает за русофобию)).

А слово это придумал приятель Солженицына Шафаревич.

Так что забавно, что все эти Сути времени, Армии воли народа и прочая кара-мурза сблизились с национал-патриотами дугинского розлива.

//Вот Вы бы задумались, а чего так с нею расходитесь? В смысле копаете вроде в том же направлении антибольшевизма. Но что-то в последнее время как-то такого неолиберализма уже не увидишь.

Вот у Сапожника читал диалог "дураки вы, неолибералы, надо было не столь откровенно топить людей в дерьме, а теперь уж все этого наелись и видеть вас не хотят" и ответное признание собеседника "ну да, нам надо было хотя бы подчеркивать достижения постсоветского периода".//


Да, логика в таких суждениях есть, но моя логика от них далека.

Неолиберализм в обнародовании цифр смертности немецких пленных отсутствует. Их и так скрывали около 50 лет, а потом публиковали в исследованиях с тиражами в 1000 экземпляров. Я у Аллина777 взял эти цифры, а он ссылается на сборник документов 2000 года. Я в 2009 писал диплом, где мне пригодилась бы эта книга, но найти ее мне не удалось.

И так как с Драгоном у нас вышел диалог, он еще крайне резко написал, то я и решил разобраться в ситуации: правда ли все дело в том, что не хватало еды своему населению, поэтому и немцев не кормили.

Вот смотрите - взяли в плен сталинградскую группировку.
Говорят: они ослабели, им холодно и т.п. Поэтому, дескать. столько умерших.

Погодите, но тут же советская группировка. Она же не в поле ночевала. Она сейчас уйдет на Запад - к Ростову. А их места дислоцирования уже в наличии. Там разместить никак нельзя? И прокормить 90 тысяч трудно? А сколько ж составляет советская группировка? наверно, тысяч 300? Ее ж как-то снабжают - или солдаты от голода падают, как к Батайску подходят?

Нет, дорогие товарищи, тут отношение: "пусть радуются, собаки, что проживут еще пару месяцев, а то и больше".

А рационализация по поводу вагонов и снабжения - это самоутешение: ну не мог мой дедушка кого-нибудь насиловать или морить голодом. Хотя ты-то не дедушка - его вина на тебя не перейдет.

Но есть пережитки родового сознания. На нем базируется такая древняя идеология, как антисемитизм. Или вот люди смотрят футбол и болеют "за наших" - это оно же, только в игровой форме.
И кто футбол развивал? Муссолини, а потом и Берия увлекся)).

//до западников доходит, что переборщили с критикой всего вокруг. Надо хвалить (разумно)//

Я вон пост разместил, что Лада Веста не хуже Киа Рио: https://romdorn.livejournal.com/75683.html, а Вы мне оплевывание всего российского шьете)). Вокруг Вас, поди, патриоты на сплошных Хонда Фит и Тойота Витц и Калдина гоняют)).

А у меня три российские машины подряд, российские костюмы и отдыхаю я в России, в Турцию только мечтаю съездить.
"Патриоты" же обычно на иномарках пишут "На Берлин!"

  • byzon83

    Я как-то сам недавно заметил, а вчера и не только я, как оказывается. Уж слишком много негатива... Регулярно негатив; а намедни как-то всё в одну…

  • Нужны ли обществу коммунисты?

    То, что основная масса населения России к коммунистам относится довольно прохладно, не принимая их всерьёз, а порой даже относясь к ним, как…

  • Ещё раз о научном централизме

    Только сейчас увидел, что мою июльскую заметку "В защиту теории научного централизма", о которой как-то прознал сам Валерий Подгузов (и поставил ей…