tytyvainen wrote in new_rabochy

Category:

Капиталистическое Дно

Герб города Дно - то ли вокзал, распятый на Андреевском кресте, то ли клоун с поясом боксёра-чемпиона.
Герб города Дно - то ли вокзал, распятый на Андреевском кресте, то ли клоун с поясом боксёра-чемпиона.

Дно — город со столь странным названием и не менее странным гербом — прославился недавно тем, что был объявлен самым матерящимся городом России. Однако город знаменит скорее тем, что является крупным логистическим центром России, расположенным на ее северо-западе в Псковской области. В былые времена через него проходили только тракты, потом к ним прибавилась «железка». Во время Великой Отечественной войны в период немецко-фашистской оккупации город сильно пострадал и был воссоздан быстро и практически заново, в стиле социалистического города. За десятилетия капиталистической реальности Дно сильно изменился, причем изменения весьма неоднозначны.

Свое необычное название город унаследовал от деревень Дно Большое и Донце Меньшое, принадлежащих Козьмодемьянскому монастырю (о чём упоминается в  писцовых книгах начала XV века). Эти земли не раз меняли свое подчинение —  то были в составе Новгородской земли, то принадлежали Псковской республики, то Московскому Великому князю.

Что касается креста на гербе, то это символ того, что через город строго по меридиану проходит Витебская железная дорога  — магистраль Санкт-Петербург-Одесса, связывающая наикратчайшим сухопутным путем устье Невы, впадающей в Финский залив, и Черное море. Другая железнодорожная магистраль, проходящая через Дно с запада на восток, связывает Псков с Москвой и Питером (через Бологое).

Карта города (Google, режим 2D).  Внизу - железнодорожные пути и  вокзал станции Дно. Справа несколько выше  - площадь в начале Советской улицы, которая на карте идет по диагоналеи в направлении верхнего левого угла.
Карта города (Google, режим 2D). Внизу - железнодорожные пути и вокзал станции Дно. Справа несколько выше - площадь в начале Советской улицы, которая на карте идет по диагоналеи в направлении верхнего левого угла.

Послевоенное время было очень тяжелым для страны, что отразилось в  застройке его центра в конце 1940-х — начале 1950-х. С одной стороны, планировка застройки города была сделана на основе социалистической идеологии, ориентированной на удовлетворение потребностей человека труда, а, с другой, архитектурные решения были типовыми для всех разрушенных во время войны городов. Да и качество строительства было не на высоте. 

Центр города в послевоенное время застроен 2-х этажным домами, подобными домам, которые после войны строили пленные немцы на окраинах Питера.

Советская - центральная улица города (вид с площади в начале Советской улицы)
Советская - центральная улица города (вид с площади в начале Советской улицы)
Дома вдоль Советской улицы, на переднем плане гостиница "Советская".
Дома вдоль Советской улицы, на переднем плане гостиница "Советская".
Дома вдоль Советской улицы
Дома вдоль Советской улицы

Немногие сохранившиеся культурные объекты социалистического Дно послевоенной поры — здание кинотеатра, библиотека и парк вдоль Советской улицы.

Когда-то в этом здании размещался кинотеатр "Советский" - центр культурной жизни в послевоенные годы
Когда-то в этом здании размещался кинотеатр "Советский" - центр культурной жизни в послевоенные годы
А в этом здании послевоенной постройки до сих пор размещается библиотека
А в этом здании послевоенной постройки до сих пор размещается библиотека

Достопримечательность Дно — парковая зона вдоль ул. Советская. Помимо здания администрации здесь много памятников, посвященных освободителям города от немецких фашистов.

Городской парк
Городской парк
Здание городской администрации
Здание городской администрации
Мемориал павшим защитникам Родины
Мемориал павшим защитникам Родины
Шосси самолета ИЛ-4, сбитого фашистами в июле  1942 года над территорией Дновского района
Шосси самолета ИЛ-4, сбитого фашистами в июле 1942 года над территорией Дновского района
Памятник экипажу дальнего бомбардировщика, погибшего в августе 1942 года
Памятник экипажу дальнего бомбардировщика, погибшего в августе 1942 года
Этот памятный знак в честь десяти войсковых частей, участвовавших в освобождении Дно и получивших наименование "Дновских"
Этот памятный знак в честь десяти войсковых частей, участвовавших в освобождении Дно и получивших наименование "Дновских"

В парке до сих пор стоит памятник В.И.Ленину. Похоже он сделан из гипса и окрашен белой масляной краской. Подобные простенькие памятники были многочисленны в Советском Союзе. Этот же памятник отличается художественной изысканностью. Похоже это один из вариантов гипсовой модели для отливки памятника Ильичу из мастерской выдающегося советского скульптора лауреата Сталинской премии А.П.Олейника.

Памятник В.И.Ленину в дновском парке
Памятник В.И.Ленину в дновском парке
Памятник Ленину работы А.П.Олейника в Киеве. Хотя одежда, положение рук, поворот головы отличаются от дновского памятника, общее решение обоих памятников идентично. Памятник в Киеве уничтожен украинскими нацистами осенью 2015 года.
Памятник Ленину работы А.П.Олейника в Киеве. Хотя одежда, положение рук, поворот головы отличаются от дновского памятника, общее решение обоих памятников идентично. Памятник в Киеве уничтожен украинскими нацистами осенью 2015 года.
Липы, темно серые стволы которых обрамлении желтой листвы, в солнечный осенний день очень красивы
Липы, темно серые стволы которых обрамлении желтой листвы, в солнечный осенний день очень красивы
Аллеи парка выложены плиткой
Аллеи парка выложены плиткой

В центре Дно много магазинов — продовольственных, промтоварных, строительных. Есть и книжный магазин. С виду здания магазинов довольно невзрачны, но их оборудование и ассортимент товаров практически такой же, как в областных центрах.

Здание Торгового дома в начале Советской улицы типовой советской постройки
Здание Торгового дома в начале Советской улицы типовой советской постройки
Рядом с  Торговым домом современный торговый центр в переоборудованном магазине советской постройки
Рядом с Торговым домом современный торговый центр в переоборудованном магазине советской постройки

На улицах рядом с площадью десяток небольших зданий различных магазинов. Бросается в глаза, что магазины рассчитаны на обслуживание не только горожан, но и жителей района — торговые площади большие, у магазинов много места для парковки.

В городе Дно в советские времена был построен неплохой типовой автовокзал. В отличие от подобных объектов во множестве других небольших российских городков он успешно функционирует, но здание давно нуждается снаружи и внутри в ремонте, хотя бы косметическом.

Автовокзал находится на площади в начале Советской улицы вблизи пешеходного моста через железнодорожную станцию
Автовокзал находится на площади в начале Советской улицы вблизи пешеходного моста через железнодорожную станцию
Отличительная черта жителей небольших провинциальных российский городов - любовь мужчин среднего и старшего возраста к одежде из камуфляжной ткани.
Отличительная черта жителей небольших провинциальных российский городов - любовь мужчин среднего и старшего возраста к одежде из камуфляжной ткани.

Железнодорожным путем Дно разделено на две части — западную и восточную, соединенных мостовым пешеходным переходом и автомобильным переездом. Однако жители, особенно с тележками и детскими колясками предпочитают переходить по наземному переходу через пути в районе вокзала, хотя это не совсем комфортно — при выходе со станции приходится перелезать через забор или проходить по тропинке через промышленную зону.

Автомобильный переезд в южной части станции Дно
Автомобильный переезд в южной части станции Дно
Пешеходный мост через железнодорожные пути в северной части станции Дно, ведущий в восточную часть города, где в советское время велось интенсивное строительство многоквартирных пятиэтажек.
Пешеходный мост через железнодорожные пути в северной части станции Дно, ведущий в восточную часть города, где в советское время велось интенсивное строительство многоквартирных пятиэтажек.

В 1960-х — 1980-х годах в Дно продолжало вестись строительство жилых многоквартирных зданий, хотя и до сих пор в нем преобладает одноэтажная застройка в большом частном секторе. 

Дома на ул. Зиновьева. Вдали квартал из четырех добротных пятиэтажек в центре города на ул. Карла Маркса и ул. Петрова.
Дома на ул. Зиновьева. Вдали квартал из четырех добротных пятиэтажек в центре города на ул. Карла Маркса и ул. Петрова.

Многоэтажное строительство в основном велось в восточной части города. От железнодорожной станции эту часть города отделяет небольшой парк.

Памятный знак мини-парка, заложенного в 1986 году воинами-афганцами
Памятный знак мини-парка, заложенного в 1986 году воинами-афганцами
Улица Ленина - центральная улица восточной части города
Улица Ленина - центральная улица восточной части города
Дома на Комсомольской улице.
Дома на Комсомольской улице.
Похоже, что это здание на углу ул. Ленина и Комсомольской улицы еще довоенной постройки
Похоже, что это здание на углу ул. Ленина и Комсомольской улицы еще довоенной постройки

О генеральном плане развития города советских времен после событий 1991-1993 гг. похоже совсем забыли. Тем более об его благоустройстве города. Особенно это бросается в глаза, когда попадаешь в город с железнодорожного вокзала. На размещенных выше фотографиях видно, что почти все дома требуют ремонта (хотя бы косметического), улицы в выбоинах и плохо убраны, скверы и парки не ухожены. Но это беда многих провинциальных городов. 

Автобусная остановка недалеко от пешеходного перехода через железнодорожные пути.
Автобусная остановка недалеко от пешеходного перехода через железнодорожные пути.
Судя по этой табличке в Дно ходит городской автобус, но только по будням и довольно редко.
Судя по этой табличке в Дно ходит городской автобус, но только по будням и довольно редко.

Городские власти на радость злопыхателям не спешат сносить ветхие не используемые дома.

В некоторых окнах этом дома есть хотя бы стекла, доступна вода из колонки на улице.
В некоторых окнах этом дома есть хотя бы стекла, доступна вода из колонки на улице.
А этот дом совсем разрушен.
А этот дом совсем разрушен.
Эта с виду комфортабельная двухэтажка газифицирована посредством газового баллона. Видно, что дом недавно ремонтировали, но качество ремонта низкое.
Эта с виду комфортабельная двухэтажка газифицирована посредством газового баллона. Видно, что дом недавно ремонтировали, но качество ремонта низкое.
Судя по тому, что это "граффити" сделано довольно давно, коммунальные службы не справляются даже с малолетними вандалами, которые пачкают стены пятиэтажек.
Судя по тому, что это "граффити" сделано довольно давно, коммунальные службы не справляются даже с малолетними вандалами, которые пачкают стены пятиэтажек.

Капиталистическое Дно оставляет двойственное впечатление. Радует, что магазины, в отличие от советского времени ломятся от продовольственных и промышленных товаров. Людям не надо ездить в областные центры, Москву и Питер за продуктами и ширпотребом. Город живет — горожане вполне дружелюбны, опрятно одеты. Много молодежи. По улицам снуют легковые автомашины, еще больше машин припарковано у домов. Похоже российская глубинка оттолкнулась от дна.

Вместе с тем явно прослеживается тенденция на разобщение людей. Места для проведения коллективного досуга и массового отдыха практически отсутствуют. Районный общественный транспорт развит плохо. Городская элита, жившая раньше в пятиэтажках центра города, переместилась в  частный сектор, причем дома уважаемых людей резко отличаются от домов большинства горожан. Но хуже всего то, что активная часть населения ориентирована не на свободный производительный труд, а на посредничество в торговле, курируемой компрадорской буржуазией. Но это типично для всех провинциальных городов

Символично, что в центре стоит памятник Ленину, что улицы, проложенные в советский период не переименованы, что город чтит память тех, что погиб, освобождая его от немецких фашистов. Воспоминания о советском прошлом в городе ещё тлеет. Это внушает надежду на его возрождение, как социально-ориентированного поселения, что вполне возможно и при капитализме, примеры чему есть у нашего северного соседа Финляндии и многих европейский стран. 

Процветающая железнодорожная станция Дно для горожан пример того, что можно жить иначе. Но государственная внутренняя социально-экономическая политика этому объективно препятствует. При такой политике город и район развиваться не могут. Хотя у Дно и дновского района есть хороший советский задел, чтобы не быть простым придатком железнодорожной станции, как следует из его современного герба.  Поневоле станешь материться!

Buy for 10 tokens
Важная особенность глобального кризиса — резкое замедление открытия новых технологических принципов. Помимо собственно технологических причин, оно вызвано укреплением глобальных монополий, которые стремятся затормозить способный подорвать их доминирование технологический…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.