romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Category:

Куда подевались железные отряды пролетариата?!

Товарищ akabash разрешил мне использовать его старый текст в качестве продолжения обсуждения роли пролетариата в современных социальных движениях. Привожу его наработки с небольшой редактурой:

"Учение об исторической миссии пролетариата, о пролетариате как субъекте коммунистической революции находится в центре марксистской теории, как она изложена у классиков и в последующих учебниках.
Между тем, нет ничего естественнее мысли, что таким субъектом является любое физическое лицо, понимающее благотворность и спасительность коммунистического строя для человечества. Вообразим себе какой-нибудь Солярис, из глубин космоса наблюдающий за нашей планетой. Может ли он прийти к мысли, что для населяющих её существ был бы хорош такой-то тип общества (ну, вы знаете, какой). Конечно, может - не будучи, заметьте, эксплуатируемым наёмным рабочим.
Идея коммунизма не вытекает логически из пресловутых "классовых интересов", хотя таковые и существуют. Вот всем известное высказывание:

"Мы сказали, что социал-демократического сознания у рабочих не могло быть. Оно могло быть принесено только извне. История всех стран свидетельствует, что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское, то есть убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п. Учение же социализма выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией. Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами, по своему социальному положению, к буржуазной интеллигенции. Точно так же и в России теоретическое учение социал-демократии возникло совершенно независимо от стихийного роста рабочего движения, возникло как естественный и неизбежный результат развития мысли у революционно-социалистической интеллигенции" (Ленин. "Что делать?")

Все поиски чистого пролетариата в общественных движениях, отделение его от полупролетариата или мелкобуржуазных слоев - это стремление к эмпирическому, а не теоретическому знанию. Этот подход в конкретной исторической ситуации может иметь смысл (можно констатировать, что рабочие-металлисты с крупного столичного завода более революционны, чем недавно рекрутированные из деревни на средних предприятиях), но здесь нет железной логики физического закона, нет усмотрения эйдоса, ноумена.
В лучшем случае можно говорить о "пролетариатстве", а не "пролетариате". Оно-то, будучи платоновской идеей (как лошадность или чашность) всегда равно себе в отличие от "эмпирического пролетариата". И то оно, затрагивая все слои общества, лишь порождает некое вопрошание, но не даёт ответа. Ответ, коим является идея коммунизма, приходит из других источников, о чём было известно ещё во времена написания "Что делать?". Ответ на вопросы, стихийно возникающие у пролетариата, а точнее, у всех, затронутых дисгармониями капитализма, дают коммунистические идеологи. Имеется в виду: верные ответы, поскольку возможны и другие.
"Не только вопреки, но отчасти и благодаря". Идиома, "непрозрачное стекло" как условие возможности видеть. На этом языке можно описать и отношение между das Proletarische и das Kommunistische.
"Непрозрачным стеклом" является всё такое "пролетарское" для всего такого "коммунистического". Для Маркса коммунизм - норма, адекватная форма человеческого общества или общественный идеал. Но прямое изложение этого идеала на языке философии могло быть не услышано, могло показаться туманной абстракцией. Наоборот, "интересы пролетариата" - нечто понятное. Отсюда и схема: коммунизм для пролетариата, как способ реализации его "интересов". Но правильнее было бы сказать: пролетариат для коммунизма. Собственно, и это было сказано: философия находит своё материальное оружие в пролетариате.
Я уверен, что начав активно юзать "пролетарскую" фразеологию, Маркс до некоторой степени наступил на горло собственной песне, как она звучит в рукописях 1844 года (и в хрестоматии "Маркс и Энгельс об искусстве", если кто ещё не купил). Это, конечно, был верный шаг, хотя и связанный с потерями, поскольку "превращение Карла Маркса в Карла Грюна" - процесс стихийно-природный при наличии этих текстов в неосторожных руках. Мы и сейчас это можем наблюдать.
Тем не менее содержание этих рукописей просвечивает из глубин, ощутимо и при чтении зрелых политико-экономических трудов.

К чему я клоню. Опора на классовую борьбу пролетариата, отграниченного от непролетарских и мелкобуржуазных слоев, имеющего свою стихийную идеологию просто в силу своего классового положения, дала свои плоды ещё в XIX веке. Но она же отчасти повинна в том промежуточном состоянии (мировая реформа произошла, мировая революция всё никак). Двигаться дальше можно только путём прояснения того, что есть коммунизм и для чего он нужен человечеству. В доведении "картины будущего общества" (не надо стесняться этого выражения!) до нужной степени чёткости - залог будущих побед. Разумеется, для каждой особой эпохи - свой баланс "идиомы" и "прозрачного стекла", но генеральной тенденцией должно быть освобождение от "идиомы". Вот, например, мы знаем, что словами религию не победишь, её корень - в самой жизни, которую надо преобразовать, тогда религия и сама усохнет. Однако же на другой после революции Ленин позаботился о массовом издании боевой атеистической публицистики французских просветителей. Значит, не так и бессильно прямое обращение к человеческому разуму.
(Возможно, впрочем, что и сама идиома может иметь в себе свою собственную идиому. Пролетариат - это все те, кто не имеет собственности на средства производства и работает по найму, однако это слово вызывает в нашем уме образ фабрично-заводского рабочего как конкретно-исторический человеческий тип со всеми его особыми чертами (известный внешний вид, манеры, привычки...). Где-то вот читал, что в 1917 году барышни с центрального телеграфа не проявили достаточной солидарности с братьями по классу. "Общечеловеками", то есть, себя считали, а не пролетариатом. Такая нехватка здоровой идиоматичности очень идиоматична, только уже в плохом смысле слова).
Это прояснение сознания должно произойти в первую очередь в головах студенческой молодёжи. Не будет массового увлечения интеллигенции марксизмом, не будет и социалистического рабочего класса.
Но на сегодняшний день мы видим, что человеческая масса готова примкнуть к любому наци-толкиенизму и равнодушна к идее социализма. В конечном счёте, этим объясняются события последних тридцати лет. Причина этого не в последнюю очередь в том, что идея социализма частично реализована. Мы говорим "социалка", "социальные лозунги"... Да есть она, эта "социалка", никуда не делась, привыкли уже к ней и не замечают, считают чем-то само собой разумеющимся - даже и при капитализме.
Образ жизни заводского рабочего что в СССР 60-х годов XX века, что в европейской капиталистической стране в главных чертах совпадал. Работа - зарплата. При социализме была стабильность, не было безработицы, при современном капитализме в этом отношении похуже, но как-то перекантоваться можно, с голоду не умрёшь, разница лишь количественная. Но человек не пойдёт сражаться за увеличение неких количественных параметров. Выплеск гнева - да, настойчивый тред-юнионизм - да, партия борьбы за иной общественный строй - нет. Сражаются за элементарное выживание при угрозе гибели - или за большую вдохновляющую идею. "Пассионарность" (пардон за термин, конечно) рабочего движения XIX века была связана именно с неопределённостью, туманностью идеи социализма, которая задевала те же душевные струны, что и религия, выступала в поэтической дымке, как образ грядущего Золотого века. Сейчас же, в промежуточную эпоху частичной реализованности оной идеи, ситуация в головах иная, взгляд прозаичней. "Социализм? Ну да, жили при нём. Неплохо, конечно, но ведь его уже нет, ничего не поделаешь". Для ныне живущих и помнящих СССР "капитализм" и "социализм" это два набора реалий из тысяч элементов. Ну да, кое в чём было лучше тогда, зато кое в чём лучше сейчас. Об этих бесчисленных реалиях и идут словесные бои в социальных сетях. Молчаливое предложение левых идеологов относиться к одному как к абсолютному злу, а к другому - как абсолютному добру не находит отклика.
В известных воспоминаниях Н. Валентинова о Ленине есть такой персонаж: Катя Рерих, родственница художника. Она умерла молодой вследстие выполнения партийного задания: простудилась, прячась в снежном сугробе от пограничников при нелегальной переправке автора мемуаров через границу. Эта девушка в местном сообществе социал-демократических рабочих была известна как вдохновенный оратор, способный "рисовать картины будущего общества". "Один из рабочих говорил: «Катя — святая. Как она живет среди нас — не понимаю. Когда она рассказывает нам о жизни в будущем социалистическом строе, глаза ее светятся и я чувствую себя в раю»". Вот! Был бы профессиональным историком, дорого бы дал, чтобы отправиться туда на машине времени и записать эти речи. Есть прямая связь между ними и той степенью мобилизации, которую дают нынешние ложные идеалы типа "честных выборов" или "незалежности". Но верно и то, что сейчас никто не будет чувствовать себя в раю, слушая те речи, что звучали в конце девятнадцатого века.

Я думаю, что лозунг свободного времени должен быть в центре. "Ты будешь работать на заводе пять дней в неделю, но зато тебя не будет эксплуатировать капиталист" - это уже звучит не с прежней силой.
Другое дело: ты будешь избавлен от бессмысленной (так называемой) работы и иметь много свободного времени для свободно выбираемых занятий"//https://akabash.livejournal.com/25586.html
Tags: коммунизм, ленинизм, марксизм, социал-демократия
Subscribe

promo new_rabochy 09:29, yesterday 39
Buy for 10 tokens
Ленинград. Васильевский остров. 1983 г. Как известно, в бытность Юрия Андропова руководителем СССР завелись в стране строгие порядки. То прогульщиков в кинотеатрах ловили, то растрепали хлопковую «мафию» в Узбекистане, то разоблачали милиционеров — оборотней в погонах.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments