Драгон, воинствующий дилетант (i_ddragon) wrote in new_rabochy,
Драгон, воинствующий дилетант
i_ddragon
new_rabochy

Category:

“Князь Пустоты” Скотта Бэккера и полезные выводы для марксистов.

Я сразу хочу отметить, что «Второй апокалипсис» — это прежде всего фэнтези для мальчиков. Да, именно так, вы не ослышались. Кто является целевой аудиторией Бэккера? Его читают либо литературные снобы, либо обиженные жизнью подростки. И если с первыми всё понятно — Скотт Cuck'ер сейчас пребывает на острие SJW-ЛГБТ дискурса... то откуда взялась вторая группа читателей?.. Есть такой сорт подростков, обязательно мужского пола, который можно исчерпывающе охарактеризовать словами «озлобленные неудачники». Как правило, таких детей травили в школе, у них низкий социальный статус, им трудно даётся общение со сверстниками, они не пользуются успехом у противоположного пола — всё это создаёт почву для весьма специфического взгляда на мир. Таким детям импонирует литература, в которой излагается их же собственное кастрированное мировоззрение: «весь мир дерьмо, все люди мрази, счастья нет» — формула приблизительно такая. И этой формуле гримдарк соответствует на двести процентов.
Морально-этическая сторона загробной жизни (c) Babulex

«Князь Пустоты», он же «Второй Апокалипсис» - тёмное фэнтези от канадского писателя Скотта Бэккера, состоящее из семи томов, и полное философско-социальных мыслей. Как говориться в вышеприведённой цитате, «Князь Пустоты» популярен во-первых, среди т.нз. литературных снобов — надо сказать, темы феминизма и толеран... тьфу-тьфу, интернационализма по меркам тёмного фэнтези там подняты довольно хорошо. Во-вторых, он популярен среди «обиженных жизнью подростков». Разумеется, и первое и второе — это про нас, даже если мы сами не являемся ни подростками, ни практикующими ЛГБТ (и хорошо). Тем не менее, мы, здесь собравшиеся, наверняка подойдём как под озлобленных неудачников — иначе бы мы не озаботились проблемами преобразования общества. Также подойдём и под снобов-интеллектуалов — иначе бы нас не интересовала философия.

Разумеется, от озлобленного жизнью неудачника, как и от сноба-интеллектуала до настоящего революционера, способного преобразовать сам окружающий мир, так же далеко, как от Шайме до Голготтерата. Быть неудачником, представителем угнетённых мало, чтобы стать революционером — Маркс, например, делал ставку не на всех страдающих от капитализма, которые фактически вместе с угнетателями нередко являются сторонниками старого общества, а именно на промышленный пролетариат, как наиболее организованных и умных представителей угнетённого класса. И даже пролетарию предстоит долгая работа над собой, чтобы превратиться из просто угнетённого в революционный субъект. Просто интеллектуалом тоже быть мало — знания следует, как минимум, применять на практике. Кстати, неудивительно, что многие снобы склоняются к леволиберальной идеологии, а озлобленные неудачники — к альт-райту. Чтобы прийти к коммунизму, мало быть угнетённым и одновременно достаточно умным — надо ещё вырасти над собой.

Примечательно, что сам сеттинг Скотта Бэккера — планета Эавра (точнее, Эаврой называется континент, на котором происходят описываемые события, но среди фанатов принято называть Эаврой и всю планету, а то и всю Вселенную «Князя Пустоты») представляет собой этакую смесь леволиберальной и альт-райтовской идей, да только вот озлобленным неудачникам-интеллектуалам от переезда с Земли на Эавру стало бы намного хуже.

Чтобы подробнее описать Эавру, следует сказать, что во-первых, Бэккер тяготеет к гностическому мировоззрению. К сожалению, на наше общество сильно повлияло иудео-христианское мировоззрение, следы которого остаются в том числе в идеях многих материалистов. Одной из главных идей иудео-христианства является то, что мир, как созданный благим Творцом, изначально хорош и гармоничен, зло же является всего лишь искажением естественного порядка вещей. Искажением, которое порождается разными зловредными личностями вроде Дьявола или грешников. Многие материалисты в Бога и Дьявола не верят, но в остальном с предыдущим предложением согласны. Дескать, добро просто и очевидно, зло существует исключительно потому, что некоторые злодеи-эксплуататоры-социопаты хотят поугнетать других людей, навязать им экономическим принуждением эксплуатирующие договоры, пропагандой внедрить протиивоестественную мораль, государством задушить свободу и т.д. И достаточно просто их убрать, и наступит сама собой гармония и благорастворение воздусей. К сожалению, подобное мировоззрение распространено и среди марксистов. К сожалению, даже Маркс с Энгельсом не избежали его влияния в своё время.

Что такое гностицизм? Гностицизм, вопреки наследию иудео-христианства, утверждает, что мир является дрянью изначально, причём дрянью целиком и полностью. В первоначальном, объективно-идеалистическом гностицизме, Вселенная-Кенома была создана злым лжебогом-Творцом, благо же противоестественно и имеет иновселенское происхождение. Для нас, материалистов, верить в персонифицированных Богов — это моветон, и если даже окажется, что таковые есть, то они будут просто высокоразвитыми существами. Гностицизм в духе материализма заключается в том, что зло, инферно, просто и естественно и возникает само собой. Страдания существуют не потому, что эксплуататоры хотели садистски кого-то поугнетать, а просто от беспорядка. Инферно - это состояние мира по умолчанию. В общем-то очевидно, что, рабовладелец, силой порабощающий рабов или капиталист, требующий от рабочих работать от зари до зари за корку хлеба хотят не зла другим, а блага себе, а зло другим происходит в качестве побочного продукта — просто от того, что эксплуататоры (как и все люди) обычно не разбирают средствами. В конце концов, волк кушает зайцев не потому что злодейски хочет их больно рвать острыми зубами, а потому что хочет кушать — а иначе он кушать не умеет. Нередко рабовладелец или капиталист и не могут думать не только о себе, но и о других — слишком добрый эксплуататор будет сметён своими более неразборчивыми в средствах конкуретнами. Мысль, в общем-то, очевидная, да вот только демиургическая иудеохристианская матрица очень глубоко засела в мозги людей. Проявляется эта матрица, например в том, что если я скажу, что расовое и половое неравенство естественны — то многими это будет воспринято как оправдание расового и полового неравенства, хотя оправдания в этом ни грама нет. Естественно, например, жить в пещере и подыхать в 30 лет, но вот только никто не станет оправдывать такую жизнь.

Соответственно, благо в материалистическом гностицизме имеет диалектическую природу — оно происходит не из иной вселенной, а из самого зла. Благо может создаваться только сознательно, и для сторонника старых, естественных порядков, оно разумеется, выглядет как извращение. Скажем, развитие элементов социализма в современном капитализме связанно с тем, что капиталистам становится необходимостью вкладывать в воспроизводство рабочей силы — вот они и развивают социалку, поддерживают феминизм и борьбу с расизмом, пусть и весьма ограниченно (только для рабочих их стран Золотого Миллиарда) или по-дурацки (те же SJW да BLM) — но развивают и поддерживают, на злобу сторонников традиций и «правильного капитализма». Полностью конечно на взращивание рабочей силы они перейти не способны, как и волки не могут перестать есть мясо. Потому, как и пробуждение Мог-Фарау в Эавре, революция с переходом уже к настоящему социализму неизбежна — производство человека, как и говорили Бородачи, станет главным только при социализме. Но об этом в другой раз.

Итак, второй особенностью Эавры является то, что здесь, как я уже говорил, разные альт-райтовские идеи являются фактически [мета]физическими законами. Вселенная Эавры была сотворена злым Творцом, который также создал объективные моральные законы, нарушители которых после смерти попадают в ад. Сам этот Творец являет собой олицетворение инферно. Если в нашем мире инферно — это просто неприятный факт, то здесь оно приняло форму живого разумного существа — существ точнее, см. далее. Примечательно, что этот Творец поставил мужчин выше женщин, и проклял от рождения некоторые народы как неполноценные. Расистско-патриархальная «утопия» альт-райтов на уровне объективных законов. И языческая, на радость критикам христианства «справа», ибо в христианстве, в том числе в иудео-христианстве, всё-таки, как в относительно прогрессивном и изначально гностическом учении, остались сильны гностические и прогрессивные мотивы. Языческая, поскольку на момент действия единого Творца не существует, ибо он уже распался на множество демонов-сифрангов. Сто сильнейших сифрангов — Сто Богов — создали на Той Стороне свои «райские» царства, заслужить «чести» попасть в которые можно только совершая «святые» дела, формально соответствующие законам Творца, но фактически не очень отличные от грехов. Например, Бог войны Гилгаоал благословляет тех, кто особенно отличился кровопролитием на поле боя, а Бог ненависти Айокли избирает своих святых из тех, кто творит коварные криминальные убийства. Жрицы Богини страсти Гиерры занимаются храмовой проституцией — при этом священное писание от Ста Богов объявляет кровопролитие и проституцию грехом, и объявляет, что все убийцы и проститутки будут гореть в аду. Видимо, это такая аллюзия на иудео-христианскую доктрину (и аналогичные демиургические), где типа «добрый/добрые» Бог[и] создали сексуальную страсть и считают её благом и одновременно наказывают за следование ей «потому что разврат и извращение». Также «добрые» Боги и в наших религиях как-бы-очень-строго запрещают убийства. Мол, вынужденное кровопролитие для предотвращения ещё большего зла — революция например или эвтаназия страдающих неизлечимо больных — это грех и ужас-ужас. Но эти же черти-с-нимбами поощряют и освящают убийства, если те творятся во имя какой-то благословлённой ими хренотени. Грехом также, например, здесь объявлено и колдовство, но при этом многие пророки Ста Богов были одновременно колдунами — как не увидеть здесь парарелли с «церковной магией» наших религий, с популярным представлением что «вера это праздники, отпевание мертвецов и другие ритуалы», с освящением буржуйских автомобилей и подобной дребеденью. И если немногочисленные просвещённые верующие сопротивляются такому пониманию религии, как отменивший в Эавре некоторые мракобесные законы пророк Айнри Сейненус, то большинство воспринимают свою религию именно как этакую «светлую» «магию». Всё это, помимо параллелей с реальностью, как бы намекает на то, какой «Рай» обещают местные Господы.

Короче говоря, на Эавре отборные «святые» мрази, на коих негде штампа ставить, попадают в эксклюзивные «райские» котлы, если своими «святыми делами» служили конкретному Богу, или сами становятся мелкими бесами-сифрангами, если творили свои делишки ради себя. Остальные грешники (делается намёк, что таких не меньше 99%) попадают в общий адский котёл на корм мелким бесам. Причём сами Сто Богов и полчища сифрангов воспринимают этот процесс как обычное питание людскими душами. Опять никакого зла ради зла, обычная прибыль, которая и оборачивается самым большим злом. При этом несмотря на очевидную ложь со стороны Богов, многие жители Эавры продолжают им поклоняться в надежде на спасение от адских мук. Ну как в нашем мире люди упорно молятся жестокому иудейскому бесу в пунктах выдачи опиума для народа. Или ищут «спасения» в достижении личного успеха в эксплуататорских формациях.

Разумеется, не все на Эавре такие лохи — само семикнижие рассказывает о противостоянии двух сторон конфликта, каждая из которых придумала свой способ избежать проклятия. С одной стороны — Консульт, организация магов, завладевшая инопланетным артефактом очень развитой цивилизации, который будучи правильно активирован, может «отрезать» Эавру от Той Стороны. И таким образом в случае успеха Консульт сможет спасти себя и будущие поколения от перспективы попасть к бесам на вилы. С другой стороны — сверхчеловек-гений Келлхус Анасуримбор, выходец из народа мудрецов-дуниан, пришедший к власти как Аспект-Император трёх морей. План которого заключался в том, чтобы самому превратиться в могущественного демона, и создать свой собственный ад с бенджукой и Эсменет, в котором будет не так фигово, как в остальных пеклах. Надо сказать, что намерения обеих сторон раскрываются только в седьмом томе — как и то, что для их реализации надо (ради создания драмы же!) ни много ни мало отгеноцидить большую часть населения Эавры. Естественно, Келлхус сталкивается с Консультом, ибо их планы немножко несовместимы (ради создания драмы же! Простим всё это Бэккеру, в конце концов, иначе было бы неинтересно...), и в конце почти выиграёт, но лишь почти, и в итоге погибает. После чего Консультовцам таки удаётся активировать инопланетный артефакт — того самого Мог-Фарау, который теперь должен зачистить Эавру и «запечатать» мир от Той Стороны...

Итак, мы посмотрим, чему можно научиться у обеих сторон.

Перво-наперво разберём Келлхуса Анасуримбора. На первый взгляд, Келлхус должен оказаться типичным героем дешёвого фентези для тяготеющих к альт-райту озлобленных неудачников. Подобного ширпотрёпа можно прочитать в разной попаданческой литературе, или в исекае, который по сути анимешная версия попаданчества. Где омежка, оказавшись в другом мире, становится альфа-самцом с гаремом тяночек (иногда и кунчиков — ну у нас же толерантность, и вообще, настоящий альфач по заветам Гиерры сношает всё, что движется), пафосом громит врагов нации и тыкает памятники в честь себя на каждом углу. На первый взгляд, Келлхус подходит под такое определение, но только на первый взгляд. Например, одним из первых законов, которые издал Келлхус с приходом к власти, был закон, уравнявший мужчин и женщин в правах. Далее, он разрешил проклятым народам, тем же скюльвендам, а также проклятым магам становиться полноценными членами общества. Это, кстати, в мире, где превосходство мужчин над женщинами, а также неполноценность некоторых народов и проклятость магов является по сути, физическими фактами! Коммунисты — правильные коммунисты, следующие именно гностической доктрине — борятся за равноправие вовсе не потому, что «на самом деле» чёрные равны белым, а мужчины женщинам. Нас «на самом деле» интересует не более чем строителей интересует рельеф местности. Если рельеф на стройплощадке не очень ровный, то значит, просто придётся больше потратить сил на его выравнивание. Коммунисты за равенство не потому, что оно естественно, а потому, что оно этически правильно.

Вообще, на проверку Анасуримбор совершенно не соответствует альтрайтовскому идеалу. Он женится на проститутке, которая открыто изменяет ему со слугами, он воспитывает сына от чужого мужчины, ну прям как эталоннейший куколд и олень... естественно, Келлхус это всё проворачивает к своим интересам, это же всё-таки Келлхус Анасуримбор, но диаметральная противоположность всем альт-райтовским идеалам налицо. Вообще, чтобы озлобленному неудачнику из неудачника, фактически поддерживающего тот миропорядок, в котором он является неудачником, превратиться в ниспровергателя этого порядка, ему надо хорошо над собой поработать. Как глупо рабочим пытаться решить свои проблемы, надеясь стать капиталистами, так же глупо и пытаться озлобленным на жизнь неудачникам-омегам пытаться стать альфачами в том обществе, в котором они являются неудачниками. Так же, как бесполезно искать спасения у Ста Богов, спасение принесёт лишь изменение метафизики Эавры. А нам «спасение» принесёт изменение мира. Нам нужен мир, где рабочие и омеги, именно будучи рабочими и омегами, окажутся вверху общества, а не внизу. «Дуниане не в состоянии управлять страстями, – объяснил [Келлхус], – они просто разрушают их» (Пятая книга, "Воин Доброй Удача", глава 8). «Спасение» не в удовлетворении животных страстей, которые даёт нам мифический «злой Творец», т.е. инферно, эксплуататорские формации, а в избавлении от таковых. И естественно, представители коммунистического общества будущего будут фактически носителем чуждой психологии для нас — нелюдьми. Или, точнее сказать, именно они будут людьми, а мы всё ещё являемся животными.

Да, насчёт психологии. Дуниане весьма детально проработали учение о психологии. В то время как многие наши материалисты по-прежнему повторяют идеалистические ошибки, Скотт Бэккер через дуниан показывает нам прадву, что человек является детерминированной машиной, причём этот факт остаётся верным даже в мире, где у человека есть настоящая душа, требующая посмертного спасения! Человеческое поведение детерминируется «тьмою, что было прежде» - предыдущими состояниями психики человека плюс внешними условиями. Среди тяготеющих к идеализму снобов, как впрочем и среди моралистов-консерваторов, распространено мнение, что дескать у человека есть некая «свобода воли», которую дескать подавляют навязываемые по телевизору или где-то ещё нормы, будь то консервативная мораль в случае SJW или разврат в случае борцов за мораль и т.д. На самом деле поведение человека всегда ему «навязано». Естественно, диалектика и тут в действии - «парадокс человека», как его назвали дуниане, заключается в том, что он может осознать так называемый «Логос», закон детерминизма - то есть, свою марионеточную сущность. Естественно, осознацший это человек остаётся детерминированной машиной, да только вот это осознание меняет закономерность, по которой он функционирует. У разных машин в конце концов программы разного уровня сложности:

— Ты ошибаешься Кель, если считаешь, что цели, которые появляются благодаря каким-то порывам — твои собственн..
— Но они — мои собственные! Как мож…?
— Твои ли? К чему тогда этот вопрос, младший братец? И что же это за цели, скажи-ка на милость?
Анасуримбор Кельмомас уставился вниз, на свои сальные пальцы и пятна белого жира на серой ткани.
Чего же он действительно пытается достичь?
Его сестра кивнула.
— Желания вырастают из тьмы. Тьмы, что была прежде. Это они владеют тобою, братец. Потакать им — всё равно, что с ликованием приветствовать собственное порабощение, потворствовать им — значит делать слепую жажду своим госпо…
— А лучше быть порабощённым Тысячекратной Мыслью?
— Да! — вскричала она, наконец купившись. — Лучше быть рабом Логоса. Лучше быть порабощённым тем, что господствует над самой жизнью!

(Книга 7 "Нечестивый Консульт", глава 12)

В общем, как говорил Энгельс:

Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости. «Слепа необходимость, лишь поскольку она не понята». Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей.
(Фридрих Энгельс, Анти-дьюринг)

Итого, настоящая свобода есть Осознанная Необходимость. Следование Логосу. А так как интеллект человека имеет социальную природу, развиться до Осознанной Необходимости, или, как её называет устами дуниан Бэккер, Тысячекратой мысли, можно лишь подтянув общество до этого уровня. Таким образом, высокоразвитое общество — это не только общество, в котором качественно меньше инферно. Это ещё и общество, устроенное по Тысячекратной Мысли. И только социализм, а затем коммунизм, как формации, в которых на первое место поставлено производство человека, смогут достичь этой цели.

А теперь перейдём к Консульту. Прежде всего, следует отметить, что Консульт — это так называемые диссидентствующие атеисты. Богоборцы одним словом. Мне тут вспоминается недавний разговор с одним смешным «атеистом», который говорил, что мол правые и левые отличаются прежде всего тем, что правые верят в Бога, а левые — нет. Я думаю, что настоящий атеист-коммунист должен быть готов к тому, что может оказаться, что Бог существует. И что если его божественные цели противоречат коммунизму, то нам, коммунистам, придётся с ним воевать как Консульт воевал с Сотней Богов. Быть же атеистом просто потому, что Бога нет — это как быть не-монархистом просто потому, что в стране нет царя. В конце концов, наш враг — инферно, а если эта штука из безликого явления превратиться в живое существо, то это лишь повлияет на тактику нашей борьбы.

Далее, цель Консульта — спасти себя и будущие поколения от адских мук. При этом они без сожалений согласны устроить геноцид населению Эавры, когда оказывается, что это необходимо для ритуала запирания Той Стороны. То есть, первое — благое дело (а заморить Богов голодом — это дело несомненно, благое) они делают в первую очередь для себя:

Резюме. Коммунист думает об интересах коммуниста, защищает интересы коммуниста, борется за победу коммунизма. Кто не хочет коммунизма, на того нам покласть, будь он хоть стократ посконен и проще самого простого.
Снова о народолюбии

Разумеется, как Консульт имел множество союзников вроде племён скюльвендов, так и коммунисты опираются на рабочий класс и другие слои населения, но делают они своё дело прежде всего ради себя. Коммунизм нужен потому, что понижения инферно хочет партия коммунистов — если же народ не хочет этого, то народ идёт лесом. Нет, конечно убедить их как-то стоит, но на первом месте правильная цель, а мнение народа ценно лишь настолько, насколько оно может ей соответствовать.

Второе, что следует уяснить на примере Консульта — цель оправдывет средства. Тут следует заметить, что в нашем мире нет персонифицированных Ста Богов. Инферно — просто безликое явление. Потому голод, бедность, болезни и многие другие бедствия воспринимаются как «само случилось». В общем, так и есть, если конечно не пытаться натягивать на реальность гнилые демиургические благоглупости, что дескать мир прекрасен, и только кучка жидомассонов эксплуататоров насилием ввела пролетариат в беспомощное положение, навязав ему грабительские условия. Зато когда появляется персонифицированный Консульт — кто-нибудь, кто пытается бороться с этим естественным злом — то он либерально-консервативными интеллигентами и груповатыми обывателями начинает восприниматься как зло:

Умерло условный миллион человек от голода при капитализме - само случилось, Боги виноваты никто не виноват.
Умерло условный миллион человек от голода при большевиках - Консульт отгеноцидил большевики виноваты.


Причём что характерно (надо всем раздать) разное реакционное левачество и всевозможная критика капитализма "справа" - с позиций большего традиционализма - то же самое применяет и к капиталистам. Дескать, белые колонисты-капиталисты, пришедшие в Африку - однозначные и абсолютные злодеи. А что без белых колонистов (которые, как Консульт, действительно были, мягко говоря, не очень хорошими людьми) жителям Африки вообще не светило подняться выше местной фауны, в учёт не принимается.
Из дискуссий

В общем, Бэккер фактически настоящий коммунистический теоретик, если кому-то хочется почитать фэнтезятины, чтобы было полезно для мозгов, то в высшей тетрации степени рекомендую.
Tags: религия, философия
Subscribe
promo new_rabochy october 17, 15:36 86
Buy for 10 tokens
Кавалер (или дама?) орденов За геополитические многоходовочки, За водружение креста над святой Софией (которая храм, а не наша) и За спасение братушек армянушек товарищ София Пикус представила нам нынче свой стратегический взгляд на неуемных и враждебных турок вкупе с хитрым планом их курощения…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments