Коммунист (yakommunist) wrote in new_rabochy,
Коммунист
yakommunist
new_rabochy

Category:

Семаргл заходит с козырей: товар Рабочая Сила

Единство товара и услуги на важнейшем примере. Стоимость создает общественно-полезный труд, но кто его осуществляет?

Товарищ Акула пишет: Мне особенно понравилось, что Семаргл (Семаргл, Карл!) ткнул граждан носом в очевидное - а покупка капиталистом рабочей силы, того самого "товара, из которого извлекается прибавочная стоимость" - не покупка услуги, что ли?

Короче, если кратко резюмировать само существо дела, не отвлекаясь на маловажность содержания самого вопроса:
0. Товаром является любой объект, удовлетворяющий некие человеческие потребности и обращающийся на рынке.

1. Рабочая сила - самый сокрушительный пример товара-услуги (в Священных Книгах она недвусмысленно названа товаром, и именно она служит материалом для извлечения прибавочной стоимости, причём по содержанию это настолько недвусмысленная услуга, что хотел бы я посмотреть на опровергающего эту истину).

2. Общественный характер производства означает, что любой товар может производиться лишь благодаря действиям множества людей, создающим другие материальные товары и услуги, а не только благодаря действиям непосредственного производителя.

3. Попытка объявить услуги удовлетворяющими "вторичные" потребности, а материальные товары - удовлетворяющими "первичные" немедленно приводит к выводу о полной примитивности и ошибочности такой иерархии, а добросовестная попытка создать иерархию потребностей и удовлетворяющих их товаров с самого начала покажет, что, скажем, транспортировка зерна на мельницу стократ фундаментальнее, чем изготовление розовой чесалки для спины, а в общем - что услуги и материальные товары перемешаны в этой иерархии вполне равномерно.

4. Попытка зайти с другой стороны и разделить труд на производительный и непроизводительный приведёт нас не к противоборству товара и услуги (для разделения на материальный товар и услугу это определение вообще не требуется, оно избыточно), а в область общественной полезности и бесполезности, каковая актуальна в первую очередь для социалистического общества, а не для капиталистического.

А если совсем обобщить, то источник проблемы спора - абстрактный характер стоимости, что видно уже из требований различать "стоимость как овеществлённый труд", меновую стоимость и потребительную стоимость (каковые, в свою очередь, сами постоянно плавают в зависимости от обстоятельств), в эту же степь идёт амортизация и буржуазные теории типа теории предельной полезности, ну и так далее. Для непосредственной практики введение этой абстракции требуется, чтобы хоть как-то (именно КАК-ТО, то есть КОЕ-КАК) поверить математикой экономику, для высокой теории - чтобы как-то (аналогичное предыдущему примечание) описать принципы работы экономического механизма, изменение обобщённого благосостояния общества и отдельных его слоёв, вытекающие отсюда отношения между ними.

Поэтому спор о том, извлекает ли капиталист прибавочную стоимость из парикмахерской и парикмахеров, или это он только многоступенчато грабит пекарей из соседней пекарни, по определению схоластичен - в материальной реальности никакой "стоимости" вообще не существует, в реальности существует капиталист, наживающийся на труде своих работников, и объёмы благ, которые этот капиталист физически может перераспределить благодаря этому в свою пользу. Всё.

В отсутствие пекарни никаких булок у него, конечно, не будет, сколько он там парикмахеров ни эксплуатируй, ну так их и у владельца автозавода не будет тоже. И все мыслимые стоимости причёсок и автомобилей без комплекса производств, дающих на выходе булку, с совершенно равным успехом станут строго равны нулю. На практике такого никогда не происходит - человечеству как целому хватает умения саморегулироваться так, чтобы никогда не оставаться совсем без булок - но отчего-то это не мешает людям заниматься поиском стоимости как Святого Духа и даже попытками сконструировать святодухометр, меряющий не существующую физически абстракцию с идеальной точностью.
Subscribe

Buy for 10 tokens
По-русски рубаху рванув на груди. Константин Симонов Г​***орок! Лучший мой друг! Маде ин, маде ин Екатеринбург. Сергей Чернусь Есть такое понятие "русский рок". Это что-то вроде Русского мира, но в части рок-музыки. Собственно, отличительной особенностью рок-музыки является ведущая…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 135 comments