vasiliev_vladim wrote in new_rabochy

Category:

Почему «желайте невозможного, чтобы получить возможное»?

Социальная революция, живое творчество народных масс и общественные условия превращения идеологической, политической и юридической надстройки общества из революционного в реакционный и разрушительный фактор исторического развития впервые кратко резюмированы как осуществление диалектики объективного и субъективного в общественной практике.

Наполеону Бонапарту нередко приписывают фразу «желай невозможного — получишь максимум [возможного]», хотя «знатоки» утверждают, что Наполеон Бонапарт говорил иное, а именно: «Гений состоит в умении отличать трудное от невозможного». И это по существу откликается на сказанное якобы Александром Македонским: «Нет ничего невозможного для того, кто пытается».

Так или иначе, но по существу все эти и им подобные афоризмы выражают исторический опыт, зафиксировавший наличие в общественной практике такой «зоны ближайшего развития». 

#зона_ближайшего_развития — понятие психологии и педагогики, обоснованное и введённое в научный и практический оборот Л.С. Выготским в начале 1930-х годов, логическим объёмом и содержанием которого является «область несозревших, но созревающих функций и процессов» психики, сознания и практической деятельности индивида.

Сам #Выготский произвёл (открыл) и применил это понятие к процессу развития ребёнка вообще и в качестве необходимого момента методологии педагогического процесса, в особенности.

На языке Ж. #Пиаже «зона ближайшего развития» — это область несформированных, но формирующихся функциональных систем интеллекта (и всей психики) индивида, то есть тех самых функциональных (операционных) систем психической деятельности индивида, которые являются логическим инструментом, орудием решения им (данным конкретным индивидом) соответствующей группы или класса практических задач своей жизнедеятельности.

В действительности речь идёт не только и не столько о психике, сознании и практике индивидов, но и сколько об общественном сознании и общественной практике общества в целом — о том, что может войти и входит «в их быт, в привычку».

Иными словами, речь идёт о «прикладном» выражении диалектики объективного и субъективного — не только о том, как осуществляется трансляция социального опыта от одного поколения к другому, что есть воспроизводство старого социального опыта новыми поколениями и в новых поколениях. 

Но в действительности речь идёт также и о том, как производится (впервые создаётся) новый социальный опыт, то есть как людьми, в конечном итоге, делается история вплоть до истории своего народа и всей всемiрной истории.

Собственно это есть иное выражение известного научного открытия Маркса (#Маркс ) о том, что, во-первых, на определённой ступени исторического развития общества присущая ему и определяющая его #общественная_форма_производства (= ансамбль производственных отношений = #материальный_базис данного общества) становится оковами, тормозом исторического развития этого общества вообще и его производительных сил, в особенности.

Что, во-вторых, противоречие между достигнутым обществом уровнем развития своих производительных сил (а главная #производительная_сила общества — это сам #человек, само это #общество ) и ставшим тормозом, оковами этого развития ансамблем присущих данному обществу производственных отношений неизбежно, неотвратимо обостряется до антагонизма — до предельно обострённого, но неразрешимого внутри данной общественной формы противоречия.

И что, в-третьих, лишь по мере того, как этот #антагонизм превращается в #конфликт между материальным развитием общественного производства и его общественной формой, его (этого конфликта) развёртывание и успешное разрешение взрывает эту общественную оболочку (форму, ставшую оковами, тормозом исторического развития).

Но, в-четвёртых, только по мере и в меру создания (производства впервые) обществом новой общественной формы (вместо разрушенной, взорванной старой формы) своего материального воспроизводства открывается (создаётся и определяется) не только «зона ближайшего развития», но и вся «зона» дальнейшего исторического развития общества, которое возможно в рамках новой общественной формы.

Но так это с обществом в целом, а с индивидами и социальными группами, в том числе с общественными классами и народами, сущими также и в рамках или в форме своих и чужих наций, на поверхности общественной жизни, то есть в повседневной общественной практике дело необходимо и неизбежно обстоит несколько иначе. Почему?

Потому что, во-первых, историческое развитие этих индивидов и социальных групп осуществляется внутри той предельной материальной определённости (предельные границы) возможного исторического развития, каковой является материальный базис данного особого производственного общественного организма, в том числе и как особого социума, то есть ансамбль производственных отношений. Это и есть в самом буквальном смысле форма (и материальная граница, и материальные оковы) данного особого общества как такового.

А самое это историческое развитие индивидов и социальных групп, во-вторых, есть не что иное, кроме как #материальное_развитие_производства (общественного воспроизводства), осуществляющееся внутри присущей и ограничивающей его общественной формы.

Иными словами, #социальная_революция, взятая как исторический процесс смены старой общественной формы воспроизводства данным обществом самого себя новой общественной формой воспроизводства, есть процесс исключительно и только материальный.

Но действительным «движителем» и содержанием этого материального процесса революции в общественной форме воспроизводства, а равно и процесса материального (исторического) развития общественного воспроизводства, осуществляющегося в присущей ему общественной форме, как раз и является диалектика объективного и субъективного.

Это — та самая #диалектика_объективного_и_субъективного, которая языком психологии и педагогики выражается как исторически последовательное передвижение «зон ближайшего развития» данных индивидов, социальных групп и всего их особого социума.

Описать всю эту диалектику объективного и субъективного — значит, изложить всю историю во всех моментах её проявления на поверхности общественной жизни, а это дело невозможное даже в виде множества томов, не говоря уже о краткой статье в формате «Живого журнала».

Здесь возможно лишь очень краткое тезисное описание некоторых основных принципов, дающих возможность самостоятельного постижения этой диалектики посредством собственного труда, собственного опыта участия в общественной практике и её познании.

Прежде всего, #Антонио_Грамши, обобщая революционную практику осуществления «философии практики» (#учение_Маркса ) в условиях России, которая (революционная практика) впервые в истории произведена «Иличи» (#Ульянов_Ленин ), обосновал общественные условия не только «тождества философии практики и педагогики», но и их «тождество политике» революционного пролетариата, идейно и политически возглавляемого «пролетарской партией» (авангардом революционного пролетариата).

Одновременно с этим Грамши сформулировал также и конкретно-исторические общественные условия, которые необходимы для того, чтобы отношения между «пролетарской интеллигенцией», «пролетарскими вождями», «аппаратом пролетарской партии» и «массами пролетариата» произвели и воспроизводили революционный пролетариат как класс для себя. И этим самым исключили превращение революционных пролетарских и народных масс в «политическую армию», которой «маневрируют» по своему произволу «вожди и аппарат» («политический центр») якобы пролетарской «реакционной партии».

Сам Ульянов (Ленин) сформулировал и практически доказал главный критерий, по которому можно судить о том, что субъективное стало объективным, а именно то, что достигнутым в революционном (историческом) развитии масс является лишь только то, что вошло в быт, в привычку этих масс. Иными словами, только то субъективное  и тогда стало объективным, когда именно это субъективное стало привычкой, а «привычка — это вторая натура (природа) человека».

Стало быть, субъективное, лишь преобразовавшись в привычку индивида или социальной группы и в меру этого превращения, становится, возникает и существует (действует, своей практикой осуществляет самоё себя) уже как привычка = как новый органический момент общественной природы индивида или социальной группы. 

Субъективное — это не только идеи, знания, практические умения и воля совершать соответствующие логические (интеллектуальные) операции. Это — также и практические умения, и воля совершать технологически-конкретные трудовые и иные операции, требующиеся повседневными общественными отношениями, в которые включён данный индивид или социальная группа и в которых он (она) живёт, осуществляя свою жизнедеятельность в качестве самого (самоё) себя.

Пролетарские массы, народные массы, как и всякий индивид, в действительности развивают самих себя исключительно и только живым практическим опытом собственного революционного (созидательного) творчества — иного не дано.

«Действительное воспитание масс никогда не может быть отделено от самостоятельной политической и, в особенности, от революционной борьбы самой массы. Только борьба воспитывают эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю» (#Ульянов_Ленин ).

«Революция учит все классы с быстротой и основательностью, невиданными в обычное, мирное время» (#Ульянов_Ленин ).

«В истории революций… на политическую сцену активным борцом выступает масса, всегда стоящая в тени и часто, поэтому, игнорируемая или даже презираемая поверхностными наблюдателями. Эта масса учится на практике, у всех перед глазами делая пробные шаги, ощупывая путь, намечая задачи, проверяя себя и теории всех своих идеологов. Эта масса делает героические усилия подняться на высоту навязанных ей историей гигантских мировых задач, и, как бы велики ни были отдельные поражения, как бы ни ошеломляли нас потоки крови и тысячи жертв, — ничто и никогда не сравнится, по своему значению, с этим непосредственный воспитанием масс и классов в ходе самой революционной борьбы» (#Ульянов_Ленин ).

Но только ли революционным по своему месту и роли в истории, в материальном развитии общественного воспроизводства оказывается субъективное?

Отнюдь нет — конкретно-историческое субъективное вполне может оказаться и в действительности оказывается не только тормозом, но и разрушителем того, что прежде уже было достигнуто в материальном развитии общественного воспроизводства.

Идеологическая, политическая и юридическая #надстройка_общества — вот доминирующее в особом социуме характеризующее и выражающее его субъективное, которое сплошь и рядом в истории из революционного фактора превращается в фактор реакционный и даже разрушительный. 

Так называемые «военный коммунизм», «великий перелом», «обострение классовой борьбы по мере строительства социализма», «оттепель» и последующий «застой», «перестройки и новое мышление» и последующие нескончаемые «либеральные реформы» — это всё как раз об этом факторе реакционном и разрушительном, а равно и из него.

Уж кому-кому, а народным массам России вообще и пролетарским массам России, в особенности, долго объяснять это уже не требуется — их деды и отцы, да и они сами своим собственным жизненным опытом испытали и повседневно испытывают это как факт на собственной шкуре и собственными желудками.

Но главным фактором реакционности и разрушительности субъективного для материального развития общественного воспроизводства является #идеологический_плен . Это — #духовный_плен во всех его формах, разновидностях и проявлениях. Именно в него захвачены пролетарские и народные массы, то есть все так называемые социальные «низы», и в нём они насильно удерживаются господствующими «верхами» посредством всех доступных последним способов и средств.

Однако и у разрушения есть предел, который определяется материально, то есть независимо от сознания и воли людей = объективно. Этим материальным пределом (#предел_терпения в меру его осознания и воплощения в воле народных масс) является самое воспроизводство жизни данного особого социума и составляющих его органических членов (людей) как таковых.

Этот предел терпения выражается как обратный конфликт — конфликт общественной формы воспроизводства данного особого социума и его членов с самой возможностью даже простого материального воспроизводства этого особого социума и большинства его членов как таковых.

Этот конфликт общественным сознанием неизбежно резюмируется как невозможность этого воспроизводства, то есть как катастрофа всей жизни данного особого общества и составляющих его семей, представляющих большинство народа, — как смерть их не только социальная (общественная), но также уже и физическая…

Примечания вместо послесловия:

1) И #объективное, и #субъективное — это категории диалектики общественного бытия и общественного сознания. 

А всякая #категория_диалектики всегда конкретна. Она не есть результат одного только абстрагирования (отвлечения от чувсвтенно конкретного = отсечения чувственно конкретного с одновременной генерализацией как обобщением, восхождением ко всё более и более общему вплоть до всеобщего, то есть «наиболее тощего» понятия).

Абстрагирование — это всего лишь момент, причём диалектически снятый уже момент, категории. 

И #абстрагирование осуществляется не одним только индивидом — категории стоимости, абстрактного труда, денег как ставшей самостоятельной превращённой формы стоимости, цены как превращённой денежной формы стоимости товара, например, есть результат абстрагирования, осуществлённого и осуществляемого, диалектически снятого и постоянно диалектически снимаемого (произведённого и воспроизводимого) общественной практикой на протяжении тысячелетий.

Иными словами, категория диалектики есть результат восхождения от чувственно конкретного к абстрактно общему и всеобщему, и от последнего к диалектически конкретному, содержащему в себе всё богатство всех своих чувственных и абстрактных явлений (определённостей и определений) на поверхности общественной жизни в повседневной жизни исторически конкретного общества (#диалектический_метод_Маркса ).

Но только лишь на высшей ступени развития соответствующего общества (= соответствующей общественной формации человечества) категория диалектики являет себя практически истинной (Маркс).

Что значит диалектическая конкретность в отношении объективного и субъективного?

Объективное есть то, что не зависит от сознания и воли, но сознание и воля не существуют вообще: они всегда чувственно конкретны — это всегда сьё-то конкретное сознание и чья-то конкретная воля (индивида или социальной группы, особого социума и так вплоть до всего человечества в целом).

Субъективное (общественное сознание и воля) определённого общественного класса, например, объективно для всякого индивида, ибо не зависит ни от его индвидуального сознания, ни от его индивидуальной воли. 

И это — общий принцип конкретного отнесения чего-либо к объективному или субъективному, то есть к объективному в одном общественном отношении, но одновременно с этим также и субъективному, только уже в другом общественном отношении.

2) Категории мышления, присущие соответствующей прогрессивной эпохе экономической общественной формации, а равно и каждому из особых социумов, находящихся на этой ступени исторического развития, суть объективные мыслительные формы или, что есть то же самое, объективные формы мышления.

То есть #категории_мышления не зависят от сознания и воли того, кто мыслит этими категориями, а вернее и точнее — того, кто мыслит в этих формах = в этих категориях, но, наоборот, определяют мышление того, кто мыслит в этих объективных формах мышления. 

То есть анасамбль категорий мышления, присущих соответствующему исторически конкретному обществу по самой его общественной природе, определяет сознание и волю тех, кто пребывает внутри этой общественной формы. 

#Мишель_Фуко с достаточной мерой адекватности назвал эту общественную форму мышления «дискурсивной формацией» (#дискурсивная_формация ) по аналогии и в развитие учения Маркса об общественной формации.

Buy for 10 tokens
Закончились очередные т.н. выборы. Сформировались новый состав государственной думы, ряд региональных законодательных собраний, избраны (назначены) новые главы субъектов Российской Федерации. И что же дальше? Все мы, пожалуй, до единого, граждане РФ ждем положительных изменений…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.