vasiliev_vladim wrote in new_rabochy

Categories:

Какова общественная природа развёртывающегося в Беларуси конфликта?

В Беларуси, скорее всего, ныне «прорвался» в публичном пространстве развившийся до экзистенциального (бытийственного) и общеполитического конфликта антагонизм между двумя типами практического отношения к человеку — между практическим отношением к человеку как к скотине, с одной стороны, и практическим отношением к человеку как к человеку, с другой стороны.

Беларусское издание «Новости.tut.by» сегодня 30 августа 2020 года опубликовало большое интервью с профессором университета, социологом Татьяной Щитцовой о том, почему беларусы вышли на улицу (см.:
https://news.tut.by/society/698188.html ).

В этом интервью Т. Щитцова, в частности, высказывает следующую оценку причин и мотивов происходящего в Беларуси (#Беларусь ), начиная с 9 августа сего года: 

«Такой невиданный взрыв народного возмущения связан с тем, что  произошла одновременно правовая и гуманитарная #катастрофа, то есть два  этих момента наложились друг на друга. 

С одной стороны — полное  обрушение законности в стране

С другой — нарушение базовых  гуманистических ценностей: уважения к человеческой жизни, человеческому  достоинству, человеческой свободе.

Люди объединились на почве разделяемого ими возмущения против нарушения законов и жестокости. То есть в основе протеста лежат чувство справедливости и сострадание по отношению к людям».

И далее Татьяна Щитцова характеризует это так: 

Во-первых, «у нас произошел слом политической системы,  закрепленной в Конституции. Люди подвергались и продолжают подвергаться  насилию из-за того, что заявили о своем праве на голос — праве, которое  зафиксировано в Конституции. Согласно Конституции, в нашей стране представительская демократия. Это значит, что власть должна представлять интересы народа и получает свои полномочия только при условии, что ее поддерживает большинство граждан».

А, во-вторых, «есть еще один важный  политический момент, позволяющий понять, как стала возможной такая массовая гражданская мобилизация, такое единство. Ответ заключен в программе Светланы Тихановской. 

Суть этой программы в том, чтобы провести новые выборы и тем самым осуществить перезагрузку всей политической системы. Выступая с такой программой, Светлана Тихановская не вступала в конфликт ни с какими другими политическими партиями или группами в нашей стране. И она сама не представляла никакую конкретную партию, никакое конкретное политическое движение, никакую конкретную идеологию.

Что это дало? Представители всех политических объединений  и взглядов смогли объединиться и выйти на улицу, потому что все согласны  с тем, что необходимо осуществить перезапуск политической системы:  восстановить законность и восстановить работу представительской  демократии. ...

То есть это не была заранее продуманная стратегия. Это  такой совершенно уникальный структурный момент, который сработал и сделал возможным такую масштабную политическую консолидацию и солидарность в нашем обществе».

И, наконец, в-третьих, согласно оценке Т.Щитцовой, «...белорусская нация  сформировалась. Так или иначе, пускай со многими минусами, но после  распада Советского союза, после образования Республики Беларусь как  суверенного государства мы можем говорить о том, что белорусская нация  сформировалась. ...сейчас происходит переутверждение нации на новых  основаниях — на тех основаниях, которые разделяются недовольным властью  большинством. ...

Сегодня национальная повестка строится на едином гражданском стремлении к тому, чтобы самим устанавливать правила  совместной жизни в нашей стране, то есть чтобы народ смог утвердить себя в качестве суверена, каким он и объявлен в нашей Конституции.

В этом стремлении он следует определенному этосу — то есть коллективному представлению о том, как следует строить нашу жизнь, как мы хотели бы жить. #этос — это не придуманная на злобу дня конструкция. Он формируется  исторически и в конечном счете через него проявляется то, что в научной литературе называется «национальным габитусом» [это термин социологии Пьера Бурдье — прим. В.В.]. Сегодня наше чувство  национальной принадлежности укрепляется именно в силу того, что  большинство наших граждан обнаруживает свое единство в понимании того, как хотело бы строить свою жизнь. Отсюда, из этого национального единства, рождается решимость идти до конца».

Какие выводы из всего этого напрашиваются?

Пока очень осторожно из всего этого, пожалуй, можно сделать следующие гипотетические выводы, имеющие не Беларусское только, но, как минимум, общероссийское, а как максимум всемiрное значение:

1) Народные массы Беларуси объединило экзистенциальное (бытийственное) неприятие, даже отторжение практического отношения к себе (#практическое_отношение_к_человеку ), то есть к народным массам в целом и к каждому из представителей этих народных масс, не входящему в господствующие «верхи», как к скоту, как к рабам или крепостным, а не как к свободным людям, во-первых.

Это #практическое_отношение_к_человеку_как_к_скотине насаждается господствующими «верхами» всеми, имеющимися в их распоряжении, средствами, и насаждается открыто с особым цинизмом и несмотря ни на что.

2) Широкими народными массами в Беларуси, во-вторых, в  действительности движет присущее им (этим массам) #практическое_отношение_к_человеку_как_к_человеку, которое они массово настроены (именно это они уже продемонстрировали и продолжают демонстрировать) осуществить институционально в устройстве и повседневном функционировании государства. 

То есть народные массы Беларуси практически стремятся превратить этос  (присущие народным массам Беларуси по самой их общественной природе институты повседневной жизни народных масс Беларуси) в общеобязательные институты всего общества в его целом, которые абсолютно императивны также и для государства, и для всех представителей государства без исключения.

3) Сами беларусы в массе своей, в-третьих, выразить словами этого пока не могут, а их интеллигенция, будучи преимущественно буржуазной по своей общественной природе или захваченной в плен буржуазной идеологией интеллигенцией, в массе своей, подменяя существо дела буржуазной идеологией, мешает народным массам сделать это самостоятельно.

Такая интеллигенция не способна ни осознать, ни адекватно выразить эту  действительность широких народных масс Беларуси и существа их бытийственного конфликта с господствющими над ними «верхами». Ибо для этой интеллигенции такого измерения в их реальности нет от слова совсем — в их реальности эта действительность отсутствует и как органический момент их реальности возникнуть не может, доколе не изменится общественная природа этой интеллигенции.

Если эти гипотезы подтвердятся, то в Беларуси по существу не просто имеет место то же самое, что и в РФ, но и в Белларуси этот экзистенциальный антагонизм в своём развитии дошёл до стадии общеполитического конфликта раньше, чем в РФ.

В таком случае именно Беларусь показывает кое-что весьма существенное из не столь отделённого будущего сначала всей России, а затем и всего мiра.

Но первым всегда труднее всех следующих за ними... 

И даже если у народных масс Беларуси вообще и у пролетариата Беларуси, в особенности, сейчас не хватит психических, интеллектуальных и организационных сил разрешить этот конфликт в свою пользу — в пользу начала исторического процесса утверждения практического отношения к человеку как к человеку в качестве основания всех общественных отношений, то сам этот процесс в России и в мiре уже не остановить. 

Этот локомотив истории, похоже, произведён, встал на свои исторические рельсы, которые далее он сам себе проложит в своё будущее точно так же, как и по ходу своего движения он необходимо и неизбежно будет формировать весь свой состав (весь поезд), одновременно наращивая свою мощность и модернизируя самого себя, и готов отправиться в путь, если ещё не отправился. Во всяком случае гудок о его отправлении уже прозвучал...

promo new_rabochy 10:55, thursday 106
Buy for 10 tokens
Покой нам только снится deminded в очередной раз копнул Маркса https://deminded.livejournal.com/208004.html "Страдание по стоимости" Конкретно - "трудовую теорию стоимости". Хороший пас - эти страдания показали, в чем дело, что сейчас не так. Отчего им приходится снова и снова ворошить ветхие…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.