romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Category:

Ленин как любимая игрушка Парвуса и Троцкого

Провокационный заголовок был навеян новейшими творениями ведущих российских телеканалов - "Первого" и "России": соответственно сериалами "Троцкий" и "Демон революции".
В обоих сериалах Ленин оказывается оттеснен то Львом Давидовичем, то Александром Львовичем, и в чем его роль в истории, положительно неясно. Вот те двое - да:  один - харизматик и титан, другой - интриган и проходимец, но типа тоже титанический!
А Ленин, ну что Ленин... Ильич, одно слово...


Рецензент "Московского комсомольца" так и пишет о своих впечатлениях от "Демона": "Поначалу Ленин в исполнении Евгения Миронова — ходячий анекдот...
Но потом, дальше, Миронов рисует образ уже более яркими мазками. Он становится таким уютным, теплым, ласковым человечком… Интересно наблюдать, как он просто пьет воду, как играет в шахматы, переставляя фигуры, как произносит банальные революционные фразы — с любовью, достойной лучшего применения. Ну хотя бы к Наденьке. Только внутри у этого Ленина абсолютная пустота. Маленький суетливый дядечка — это и есть вождь великой революции. Таких не берут в мавзолеи".//http://www.mk.ru/social/2017/11/09/trockiy-lenin-stalin-razbiraem-ikh-obrazy-na-rossiyskom-tv.html

Что же, оценка остроумная и, пожалуй, верная, у меня сложились точно такие же претензии к мироновскому Ленину. Еще и унылый он сверх меры, озадаченный какой-то - не улыбнется "с лукавым ленинским прищуром", не пошутит, все что-то прикидывает, высчитывает, боится, как бы не прогадать, не проиграть Парвусу (роль Ф. Бондарчука), который "на деньги кайзера вот-вот организует революцию" (это слова сериального Ленина).
Оно и понятно: местный Ильич озабочен, что в 45-46 лет живет в бедности, жизнь не удалась, перспективы революции неясны, то есть мается он теми самыми проблемами, которыми маялся солженицынский Ленин в малочитабельном "Красном колесе", из которого для широкой публики состряпали контаминацию "Ленин в Цюрихе" (https://www.litmir.me/br/?b=587497&p=1).

Тут, пожалуй, стоит дать общую характеристику сериалам.

"Демон революции" - кино Владимира Хотиненко, который, начав когда-то с историко-революционного боевика "В стреляющей глуши" про хороших красных и жестоких белых, нынче радикально поменял свою позицию и то ли по этой причине, то ли в силу возраста стал снимать удивительно убого.
В сущности, новый сериал является развитием сериала 2005 года про русских контрразведчиков, активно хрустящих французской булкой: "Гибель империи". Там, правда, он не решился столь однозначно изобразить вождей революции агентами кайзера и как бы актерами в спектакле продюсера Парвуса (в разговоре Ленина с последним Троцкий оказывается другим таким актером, которому Ал-др Львович решил не давать главную роль).
И возглавляет контрразведчиков тот же Александр Балуев.
И снято кино "сериально": средние планы, неспешное развитие сюжета - типичное российское "мыло".
Из заметных внешних косяков можно отметить чрезмерную молодость и привлекательность Крупской (актриса Д. Екамасова), которая в реальности была на 4 года старше Инессы Арманд (актриса В. Исакова), в кино же она на 8 лет моложе.

"Троцкий" же поставлен режиссерами А. Коттом и К. Статским. Не знаю, как они там поделились и кто что снимал, но подозрения у меня такие: Котт снимал первую половину серий, а Статский - вторую. И это не пошло сериалу на пользу: если Котт в свое время поставил впечатляющий военный фильм "Брестская крепость", то в "Троцком" именно батальные сцены на удивление убоги.
Другой внешний косяк фильма: ошибки в подписях (чтобы зритель не запутался, при появлении новых персонажей под ними пишется, кто это, годы жизни и т.п.). Философ Иван Ильин, по этой информации, жил в 1913 - 1978 гг., следовательно, с чекистами и Троцким встречается в 9 лет, но выглядит почему-то намного старше, что и понятно - годы жизни его иные.
Переговоры по "Брестскому миру" начинаются 3 декабря 1917 года, а заканчиваются 12 октября (явно косяк наборщика, но материал надо же отсматривать!).
Еще - странное пристрастие к актеру Д. Быковскому-Ромашову: он обладает характерной внешностью и голосом, так что легко опознается и в комиссаре полка, расстрелянном по приказу Троцкого под Свияжском в 1918 году, и в полицмейстере Санкт-Петербурга, выполняющем приказ П.А. Столыпина. На эпизодическую роль явно можно было пригласить разных актеров.
Однако это кино выглядит современней стилистически - оно и понятно: амбиции продюсера Цекало простираются за рубежи нашей Родины, он свое детище планирует впарить иностранным компаниям (Цекало блестяще это сформулировал: «Для меня патриотизм — не с плакатами бегать по улице, а произвести сериал на русском языке, который купит “Нетфликс” и покажет его во всем мире, и все увидят русских актеров, режиссеров, русскую историю увидят»//https://volistob.ru/post/teleserial-trockiy-kratko-o-tom-chto-s-nim-ne-tak. Рецензент-историк не выдерживает и формулирует свое отношение к продукции: "зритель увидит не русскую историю, а русскую современность в лице коммерсантов, торгующих своими собственными третьесортными мифами и фобиями о революции. Мини-сериал «Троцкий» — это бездарный, фальшивый рассказ о прошлом, он едва ли заслуживал бы внимания, если бы не гегемония подобной продукции на массовом рынке".).

Вот как о сериалах отозвался рецензент "Медузы":
"Вместе с монтажером «Лондонграда» и «Гоголя» Александром Ивановым оператор Трофимов придает «Троцкому» динамичность блокбастера и логику клипа. На экране все время появляется инфографика, позволяющая быстро запомнить героев.
А сам Троцкий в исполнении Хабенского напоминает героев комиксов: каждый его монолог — четкая декларация намерений, повисающая в кадре, как облако со словами на странице графического романа. Каждый его внутренний перелом сопровождается понятной внешней иллюстрацией. Постоянные флэшбеки и флэшфорварды делают фигуру героя еще более масштабной — тем же способом авторы фильмов по комиксам превращают шестнадцать страниц картинок в цельный эпос. Сопровождающая Троцкого «кожаная сотня» напоминает личную гвардию Ксеркса из «300 спартанцев» Зака Снайдера. А компьютерный поезд «Предреввоенсовета» дополняет характер персонажа, как супергеройский костюм, и задает темп той части повествования, которая разворачивается в 1917 году...
Если «Троцкий» — это в каком-то смысле моноспектакль, где приглашенные звезды играют «кушать подано» для прожорливой революции, то сериал «Демон революции» — шахматная доска, на которой очень много фигур."//https://meduza.io/feature/2017/11/06/trotskiy-protiv-demonov-revolyutsii

В "Троцком" хотя Ленин мне понравился и больше (в исполнении Евгения Стычкина), он столь же не субъект действия. Субъектом оказывается Троцкий, способный и Парвуса послать (тут его играет М. Пореченков, и мне он показался более удачно изображенным), и Ленина поставить на место.

Поначалу к косякам историческим относишься терпимо:
- Сталин участвует в эксах, причем еще в 1903 году? - ну и что, что нет достоверных данных, но тот же Троцкий верил, что он мог эксы организовывать (тут, правда, Коба сам с наганом лазит);
- Ленин хочет сбросить Троцкого с крыши, а перед этим стоит над пустотой - можно понять как художественный образ (как и слова Сталина в ходе экса "Нам не нужны сочувствующие, нам нужны соратники" довольно удачно, на мой взгляд, рисуют психологию и политику Виссарионыча уже в более поздние времена).

Но потом Троцкий-супергерой в кожаной куртке начинает утомлять: Зиновьев, Дзержинский, Каменев и даже Ленин - по сути статисты в его моноспектакле. Один Сталин почему-то враждебен Троцкому - то ли слишком неуважителен к нему Троцкий, то ли евреев не любит (в книгах Троцкого "Сталин" и "Моя жизнь" можно найти некоторые соображения по поводу бытового антисемитизма Сталина, но так ярко, как в фильме, он выражен быть не мог - ведь ближайший соратник позднего Сталина - Лазарь Каганович, а в 1917 и ранее настоящим другом Сталина был Каменев-Розенфельд).

Собственно Октябрьский переворот Троцкий проводит единолично, в духе геймера-стратега: он стоит над картой, в которой постоянно загораются все новые захваченные опорные пункты, которые берут, видимо, трудолюбивые юниты.

В целом же рецензент-историк дает справедливую оценку квазиисторическим потугам авторов сериала:
"...сценарий целиком противоречит реальным  событиям. Ни одна из приведенных «цитат» не является аутентичной...
Изображение культурных различий между Троцким и Седовой также фальшиво, ведь Наталья была революционеркой и нет никаких свидетельств об ее светском образе жизни. Впрочем, такая репрезентация является частью шовинистического дискурса телесериала о подчиненной роли женщины в политике.
Карикатурный образ Ленина служит подпоркой «концепции» сериала, сводящейся к тому, что революция — это дело циничных и жестоких людей, преследующих личную выгоду...
...самая придурковатая фраза телесериала: «Будьте мужчинами, оплодотворите революцию», за ней следуют фразы о необходимости «уличного экстремизма» и «реках крови». Экзальтированный Сталин отвергнут, как и Парвус, а Троцкий бросает все ради полового акта с Седовой. Так создатели телесериала понимают смысл судьбоносного II съезда социал-демократов: не через политические дебаты, а через мировоззрение ее будущего вождя. Не случайно здесь и то, что Троцкий де-факто обосновывает сексуальное насилие над Натальей как «метод» его обращения с «пассивным» обществом, заслуживающим презрения...
 Несмотря на все искажения общеизвестных фактов, создатели «Троцкого» не видят противоречия в том, чтобы называть его историческим. В таком случае они несут ответственность за фальсификацию истории перед огромной аудиторией. Этот мини-сериал также служит симптомом не только безответственного отношения к истории, но и сугубо инструменталистского отношения к конкретным историческим личностям. Так, биография Троцкого в наиболее вульгарной форме служит иллюстрацией консервативного взгляда даже не столько на «большевистской переворот», сколько на сложную политическую культуру начала XX века. В этом отношении Эрнст следует Мединскому: под вывеской «понимания» революции он ее демонизирует: «нам хотелось показать модельного персонажа любой революции».//https://volistob.ru/post/teleserial-trockiy-kratko-o-tom-chto-s-nim-ne-tak

Тут уж ни убавить, ни прибавить.
Пожалуй, впрочем, национальность создателей, вероятно, проявилась в их трактовке еврейской темы в виде насилия над отцом Троцкого, который был весьма богатым евреем-управляющим поместья, а сам Троцкий писал, что почти не ощущал дискриминации по национально-религиозному признаку. (Конечно, если б эпизод с избиением отца имел место, он не преминул бы его упомянуть.)

И, конечно, оба сериала нисколько не приближают зрителя к реальной сложности истории русской революции: совсем отсутствуют эсеры, кадеты, меньшевики (не считать же таковым фыркающего что-то себе под нос Плеханова в "Троцком"), европейские социал-демократы.
Отсутствует, в конце концов, военное поражение России - кампания за кампанией не приносят успехов - но авторам современных залипух кажется, что все было отлично, надо было "чуток потерпеть".
Нет вопроса о земле, о котором пишут, скажем, здесь:
"В 1801-1809 гг. по расчетам Бориса Николаевича (Миронов 2008а: 87) душевое потребление в пищу и на фураж составляло 365 кг и за вычетом 18 кг фуража мы получим, что потребление в пищу составляло 348 кг на душу. Для 1850-х годах по расчетам Б. Н. Миронова получается 315 кг со всеми вводимыми им надбавками, а в 1909-1913 гг. с учетом отмеченной выше поправки -  240 кг. Таким образом, за сто лет потребление уменьшилось на 30% – все это следует из расчетов самого Бориса Николаевича"//http://cliodynamics.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=203&Itemid=76

Нет проблемы общего экономического развития, как здесь: http://cliodynamics.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=77&Itemid=76

Вера в PR и спецслужбы - вот что мы имеем.

Такой вот уровень представлений об истории у общества и "элит".
Tags: Ленин, Октябрьская революция, Троцкий, история СССР, кино
Subscribe

promo new_rabochy 12:07, sunday 140
Buy for 10 tokens
В РФ набирает силу, организованный властями, флешмоб « #Я_Гагарин» Фотки флешмоба: А это фото Ю.Гагарина перед стартом: Что же не так в фотках флешмоба? Угадай с трех раз....
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments