Три четверти россиян встретили мартовскую «самоизоляцию» без денежных запасов. У кого-то резервов не оказалось совсем, у кого-то были, но быстро закончились. Это данные июньского опроса НАФИ среди 2 тыс. россиян в 46 регионах.
Ответ, уверен, устраивает многих – мы пали жертвой объективных обстоятельств. Экономика стагнирует, налоги и цены растут. Правда, февральский опрос того же НАФИ показал, что только 6% респондентов охарактеризовали свое экономическое положение как «едва сводим концы с концами». 6% – это большая цифра для такого катастрофического уровня доходов, так что слово «только» использовано для соотнесения этой цифры с двумя третями населения, у которых не оказалось запасов на весну.
Кредитная история
В марте 2020 года россияне поставили рекорд. Точнее, рекорд поставили банки, а для наших граждан это скорее достижение с приставкой «анти». Они за один месяц заняли почти 1 трлн рублей.
Сумма, рекордная для марта (по крайней мере с 2013 года, более ранних данных у Frank RG нет) и сопоставимая с традиционно любимым банкирами декабрем, указывают аналитики Frank RG. Средняя сумма кредита на тот момент тоже поставила рекорд – 230 тыс. рублей, сообщал «Коммерсант» со ссылкой на НБКИ. Спрос на автокредиты вырос на 20–40% у разных банков, показал опрос, проведенный порталом РБК в конце марта. Аналогичная картина наблюдалась по ипотеке: число кредитов увеличилось на 40%, а объем на 55%, посчитало бюро кредитных историй «Эквифакс».
Зачем гражданам столько денег в декабре, понятно. Зачем столько денег в марте 2020-го? Точно не на подарки к 8 марта. Сами банкиры связывали кредитный бум с опасениями роста ставок и цен на товары длительного спроса (бытовая техника, автомобили) из-за мартовской же девальвации. Эту гипотезу подтверждает вышеупомянутый опрос «Ромира»: в покупке бытовой техники признались 31% респондентов.
Опасения по большей части не оправдались. Товары действительно подорожали, но незначительно, если верить Росстату – всего на 2% к марту прошлого года. В апреле-мае инфляция держалась на уровне 3%. Это было одним из факторов, побудивших ЦБ в июне снизить ключевую ставку аж на целый процентный пункт, до 4,5%. Что будет способствовать дальнейшему снижению ставок по кредитам.
Это показал уже следующий месяц. Что мы получили в апреле-мае? Все верно, всплеск безработицы и – просрочки. В апреле Росстат отметил снижение реальных зарплат на 2%. Опрос ЦБ показал: пятая часть заемщиков столкнулась с падением доходов и, как следствие, нехваткой денег на выплату кредитов. Объем просроченной задолженности граждан перед банками за май, по данным ЦБ, вырос на 3% и составил 25 млрд рублей. Это максимальный показатель за последние четыре года. И это еще работает федеральная программа кредитных каникул, которая позволяет не платить по кредиту до полугода. Сложнее всего попасть в эту программу было тем, кто покупал в кредит автомобили. Банки обязаны предоставлять каникулы по автокредитам до 600 тыс. рублей, тогда как средний размер такого кредита, по данным «Эквифакса», – 734 тыс. рублей. Результат: автокредитование оказалось впереди всей банковской отрасли по росту просроченных платежей, до 9,4% от общей суммы выданных кредитов.
Впрочем, у микрофинансовых организаций дела обстоят еще хуже. Просроченная задолженность физлиц перед МФО превысила 50 млрд рублей и достигла 34,3% от всего объема выданных кредитов, указывал РБК со ссылкой на статистику «Эквифакс».
Пока единственное, в чем частично сбылись опасения граждан, – банки стали осторожнее выдавать кредиты. Это оттого, что граждане почему-то опасались чего угодно, только не остаться без работы. При этом, согласно опросу банка «Открытие», результаты которого приводит РБК, с марта по май без работы осталось 22% респондентов. Но если у вас нет работы, то кажется, вам нужна работа, а не кредит, не так ли?
Вообще, результаты вышеупомянутого майского опроса «Открытия» весьма показательны. 56% россиян заявили, что будут жить в режиме экономии после отмены режима самоизоляции. Звучит впечатляюще.
Напомню, 22% опрошенных лишились работы. Они вынуждены экономить, а не хотят экономить. Большая разница. Совсем не факт, что они будут это делать, когда снова найдут работу. Оставшиеся 34% экономящих делали это и до кризиса.

Читайте также
Обнищание гномиков в чудесной стране
Две трети россиян уверены, что в РФ продолжается кризис (ещё до коронакризиса)
Докоронакризисный рост бесправия на рынке труда
Community Info