sophia_picus (sophia_picus) wrote in new_rabochy,
sophia_picus
sophia_picus
new_rabochy

Categories:

Почему научные революции произошли не в православных странах, а в протестантских?

Ниже - фрагмент заготовки еще не дописанной темы. И так как в нашем сообществе иногда затрагиваются вопросы научного прогресса, выложу предварительно здесь, вдруг кому-то будет интересно.

Великие каппадокийцы - отцы мистицизма
Несложно догадаться, почему догмат о Св.Троице пробивался с трудом: мало кому под силу вообразить, как единый объект может быть в то же время тремя разными объектами, и любой, кто будет это утверждать, легко заработает обвинение в многобожии.
В борьбе с арианством большую роль сыграли в 4-м веке так называемые великие каппадокийцы. Они вложили новое значение в слово ипостась, которое раньше обозначало то же, что и сущность, а отныне обозначало отдельную ипостась, не являющуюся отдельной сущностью - но понять это умом все равно невозможно. Тут и возникает тот самый православный мистицизм: не нужно пытаться понять разумом, надо понять душой.
Мистический метод познания был, конечно, удобным средством для борьбы с арианством, но не очень плодотворным методом для науки, ибо не совсем понятно, как отличить мистическое озарение и просветление от умопомрачения, а состояние транса от прострации.

Паламитские споры
В южной Италии издавна жили греки, одним из таких греков был Варлаам Калабрийский, сыгравший важную роль в дискуссиях 14-го века. Это был мирянин, человек образованный и находящийся под влиянием номинализма и агностицизма (Бэкон, Вильям из Оккама). Католическая церковь номинализм не приветствовала, в ней господствовали томисты (Фома Аквинский), которые считали, что человеческий разум может все постичь и доказать, в том числе существование бога. Подальше от них Варлаам и слинял на историческую родину. Но и там не удалось от них скрыться, ибо папские послы прибыли в Константинополь обсудить унию и главное к ней препятствие - догмат филиокве, и греки поставили Варлаама во главе своей стороны переговоров. Тут он и оторвался по адресу гностического рационализма так, что оскорбленные легаты переговоры прервали. Но его тексты широко разошлись по Византии, и неожиданно с ним вступил в полемику афонский монах Григорий Палама, который был согласен, что бог непознаваем разумом, но зато духовным просветлением - ого-го! Так Варлаам оказался меж двух гностических огней. Осужденный в 1341-м году собором в Св.Софии, он вернулся в Италию, где стал преподавать греческий язык Петрарке.
Между тем в Византии очередной собор утвердил официальный статус учения Паламы, разгорелся горячий спор, плавно перешедший, как это было принято в Византии, в гражданскую войну, которая и определила победителей. Ими стали паламисты, они же исихасты. Из Византии исихазм проник к славянам на Балканы и на Русь. Исихастами были Сергий Радонежский, Феофан Грек и Максим Грек, Нил Сорский, Андрей Рублев и Дионисий и вообще почти все.
Анти-исихасты перебирались в Италию. Один из них, философ Георгий Плифон перебрался из Византии во Флоренцию, подарил правившему в то время Медичи собственноручно составленное собрание сочинений Платона, и под его влиянием Медичи основал Платоновскую академию.

Византия недолго просуществовала после этих событий, успела заключить унию с Ватиканом и пала от турецкого нашествия.
Потоки византийских беженцев двинулись уже проторенными путями: ученые - в Италию, где уже начиналось Возрождение, монахи - на Русь.
Subscribe

Buy for 10 tokens
Так как, так получается, что мне доводится довольно-таки часто с ними общаться, у меня уже, кажется, в достаточной форме начало складываться представление о том, как они вообще мыслят. Понимание того, что именно приводит их к троцкистским ошибкам. Что само по себе, кажется, заслуживает того, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 91 comments