romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:

Четвертое поколение теории революции (молодым везде у нас дорога!)

Я тут подумал, что маловато мы уделяем внимания самообразованию и развитию - трём, трём базары, оперируя категориальным аппаратом 100, а то и 200-летней давности! Например, мусоля второй век уже ленинское понимание "революционной ситуации". (Исключением тут является тов. СовОк, рекомендовавший всем изучение трудов Зака Коупа.)

В частности, я замечаю, что для многих людей откровением является представление о высокой доле молодежи в обществах, охваченных революционными движениями. Даже такие эрудированные левые публицисты, как тов. Майсурян, стращают правящий класс повторением революционных событий 1917 года (https://maysuryan.livejournal.com/785217.html), - что и вызвало мою публикацию, поскольку динамика социальных изменений в настоящем и будущем будет, несомненно, иной.

Между тем, роль молодежи в социальных движениях - это перспективное направление исследований современных политологов, оперирующих понятием "молодежный бугор":
"Молодежный бугор возникает, когда в обществе существует значительная доля молодых людей в возрасте 15–29. Когда феномен молодежного бугра связан с высокой безработицей среди молодых мужчин, то высок риск насилия и революций в обществе"//http://www.terrahumana.ru/arhiv/15_03/15_03_16.pdf (данная статья в целом посвящена роли бугра в приходе к власти нацистов, так что кому интересно - просвещайтесь!)

Автором термина стал американский ученый Джек Голдстоун (https://ru.wikipedia.org/wiki/Голдстоун,_Джек), написавший в 1991 году соответствующую книгу, которую рассматривают как своего рода базовую для клиодинамики.

Осмелев от успеха, Голдстоун в 2001 году решил смастерить новую теорию революции, названную им "четвертым поколением теории революции". Эта его работа производит впечатление довольно поверхностной и даже беспомощной, хотя некоторые суждения показались мне заслуживающими внимания:


"Сформулированное Тедой Скочпол определение великих социальных революций—«стремительное, коренное преобразование государственных и классовых структур общества… сопровождаемое и отчасти осуществляющееся посредством восстаний масс, имеющих классовую основу» — получило всеобщее признание в качестве стандартного.
Однако в определении Скочпол игнорируются такие вопросы, как революционная идеология, этническая и религиозная основы революционной мобилизации, конфликты внутри элиты и возможность мультиклассовых коалиций. Скочпол сознательно идет на такое упрощение, так как ни один из этих факторов не рассматривался в числе ключевых моментов
революций. В течение 1979-х и 1980-х гг. доминирующим подходом к революциям являлся структурный анализ, основанный на марксистской исторической перспективе, подразумевающей, что воздействие капиталистической конкуренции на классовые и государственные структуры порождает классовые конфликты, которые ведут к преобразованию общества.
Работа Скочпол стала венцом того, что я называю третьим поколением революционного анализа...
Революционеры нередко заявляют, что они устранят неравенство, установят демократию и обеспечат экономическое процветание. В реальности же достижения революций в отношении всех этих обещаний остаются весьма скромными (Weede & Muller).
Хотя для многих революций характерно некоторое изначальное перераспределение активов (в первую очередь земли), ни один революционный режим не смог обеспечить чего-то большего, нежели символическое равенство. Вознаграждения администраторам и главным организаторам экономики быстро приводили к дифференциации доходов (Kelley & Klein). Это верно и для капиталистических, и для коммунистических революционных режимов. Кроме того, многие режимы, начинавшие с радикальных и популистских экономических планов, со временем переходили к «буржуазной» и капиталистической организации экономики, что произошло в Мексике, Египте, а совсем недавно и в Китае..."//http://www.intelros.ru/pdf/logos_05_2006/goldstoun_58-103_logos.pdf

Несколько поверхностнная теория Голдстоуна не была еще толком освоена в России, как Эдуард Шульц написал в 2018 году, что пора уже строить новую теорию, "пятого поколения", поскольку теория Голдстоуна имеет слишком много недостатков: https://cyberleninka.ru/article/v/teoriya-revolyutsii-dzheka-goldstouna

Видный историк-клиодинамист Сергей Нефедов в 2015 году попытался использовать концепцию Голдстоуна о молодежном бугре в отношении Русской революции 1917 года:

"Статистический анализ роли “молодежного бугра” в нескольких сотнях социальных конфликтов был дан в исследованиях Г. Урдаля. Урдаль доказывает, что наиболее эффективной мерой “молодежного бугра” является процент молодежи в возрасте
15–24 лет во взрослом (а не в общем) населении. Результаты статистического анализа показывают, что увеличение этой доли на 1% увеличивает вероятность возникновения конфликта на 4% [Urdal, 2011: 127]. Эта вероятность еще более увеличивается
с ростом доли молодежи, получившей среднее или высшее образование. В некоторых работах утверждалось, что расширение высшего образования во многих странах
Ближнего Востока привело к появлению массы образованной молодежи, которую не
мог поглотить рынок труда. Это привело к тому, что амбициозные выпускники вузов
пополняли ряды экстремистских организаций...
О росте численности молодежи, как одной из причин революции, писал В.П. Булдаков [Булдаков, 1997: 17]; Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев и С.Ю. Малков утверждали, что перед революцией в России имелся “молодежный бугор” [Гринин и др., 2009: 338]. Б.Н. Миронов отрицал существование “молодежного бугра”, отмечая, что до сих пор не предоставлено никаких доказательств этой гипотезы [Миронов, 2013: 212].
Нашей задачей является проверка гипотезы Дж. Голдстоуна, доказательство существования “молодежного бугра” и исследование его динамики в 1885–1910 гг. Для этого необходимо определить долю молодежи (населения в возрасте 15–24 года) ко всему населению и взрослому населению (в возрасте 15 лет и старше) на указанном временнόм промежутке. За основу вычислений берется распределение населения по возрастам по данным переписи 1897 г...
Можно отметить, что в Египте в 2010 г. процент молодежи ко всему
населению был равен 19,7, а процент молодежи к взрослому населению – 28,8 [UN
Population, 2014], то есть меньше, чем в России в 1900 г. Расчеты показывают, что
вершина молодежного бугра в России приходится на 1901–1902 гг., когда этот процент достиг 30,9. Затем начался спад, связанный с тем, что в молодежный возраст
вступили менее многочисленные когорты, родившиеся в тяжелый для крестьян период 1889–1893 гг. Однако с 1894 г. естественный прирост существенно увеличился, и,
если бы не война, то после 1910 г. сформировался бы новый “молодежный бугор”.
Каковы были последствия образования “молодежного бугра”? Расчеты показывают, что в 1886–1904 гг. численность молодежи возросла с 14,4 до 19,9 млн. Между тем
центральные области России страдали от аграрного перенаселения и малоземелья;
наделение молодых семей могло производиться только за счет урезания крестьянских наделов, что вызывало сопротивление общины. Проблема аграрного перенаселения была предметом обсуждения нескольких правительственных совещаний, в том
числе так называемой “Комиссии 1901 года”. Подсчитав общее число рабочих, необходимых для промышленности, ремесла и сельского хозяйства, эта комиссия нашла,
что для 50 губерний Европейской России количество излишних рабочих составляло
23 млн, а процент излишних рабочих к наличному числу их составлял 52%. Особенно
высоким этот процент был в Центрально-Черноземном регионе, где он составлял от
64 до 67% [Материалы, 1903: 233]. Разумеется, к числу “излишних рабочих” относилась прежде всего не обеспеченная земельными наделами молодежь...
Уже в 1897 г. молодежь в возрасте 15–24 лет составляла 28,7% мужского населения Петербурга и 35,8% взрослого мужского населения [Первая всеобщая перепись, 1905] –
благодаря притоку отходников мужской “молодежный бугор” принял гипертрофированные размеры. Среди городских рабочих Европейской России было 59% одиноких,
а в Петербурге число их достигало 87%. Таким образом, подавляющее большинство
рабочих составляли холостяки. По данным петербургского обследования 1908 г., 67%
холостяков посылали деньги родным в деревню [Прокопович, 1909: 5, 6, 35]. Эти данные говорят о том, что большинство петербургских рабочих были попросту отходниками, которые, возможно, проживали в городе годами, но сохраняли связи со своими
семьями в деревне. “Не состоит ли наш рабочий класс из холостой, покинувшей свои
семьи молодежи?” – спрашивает С.Н. Прокопович [Прокопович, 1909: 6].
Не имея семей, большинство петербургских рабочих не имело и квартир. Около
70% одиноких рабочих и 43% семейных снимали “угол”. “Угол” – это кровать, иногда
(когда живет семья) отгороженная занавеской. Холостяки часто спали прямо на полу,
в коридорах, на кухне и т.д. Наем комнаты обходился в 50–130 рублей, и лишь немногие могли это себе позволить. Что касается других параметров уровня жизни, то, по
данным опроса, половина рабочих могла позволить себе покупку лишь поношенной
одежды, и почти никто не мог позволить себе питаться в трактире. При такой экономной жизни на пищу, одежду, жилище уходило около 80% зарплаты, остальное отсылалось в деревню [Прокопович, 1909: 17, 40, 91].
В 1905–1907 гг. РСДРП пополнялась на 55–60% за счет молодежи до 20 лет и на 80–
85% – за счет молодежи до 25 лет [Революция, 1976: 180–181]. Относительно эсеров
Е.К. Брешко-Брешковская в конце 1904 г. говорила, что актив партии – “несколько
сот молодых людей” [Леонов, 1997: 46]. Однако если социал-демократы привлекали
в свои ряды рабочую молодежь, эсеры ориентировались на студентов. В московском
комитете эсеров студенты составляли более 75% [Леонов, 1997: 58].
В итоге можно утверждать, что “молодежный бугор” в России начала XX в. имел
многосторонний характер. В первую очередь ситуация характеризовалась значительным ростом доли неустроенной молодежи, которая в условиях крестьянского малоземелья пыталась получить жизненные средства любой наемной работой в городах, но
жестоко страдала от безработицы и низкой заработной платы. Увеличивалась численность образованной молодежи из элитных и средних слоев, которая пыталась заставить власти считаться со своими амбициями и, не встречая понимания, прислушивалась к агитации революционных партий"//http://socis.isras.ru/files/File/2015/2015_7/Nefedov.pdf

Развивая идеи Голдстоуна с учетом эмпирических данных, Эдуард Шульц в статье о нацистах справедливо отмечает: "Речь следует вести не о молодежи, а поколениях, которые сохранили свои политические взгляды и шаблоны поведения, выйдя из молодежного возраста (за 29 лет...)".
В самом деле, следует учитывать и психологический тип "вечных бунтарей", которым и в 50 кажется, что они являются наиболее распространенным явлением, в связи с чем постоянно ожидают катастрофических социальных перемен.
Однако более серьезным подходом были бы не инвективы в адрес "зажравшихся" сенаторов, а анализ возрастных групп российского населения и уровня их дохода.
Tags: история СССР, политология, революция, социология
Subscribe

  • Коммунисты будут говорить людям правду

    Повстречал в дневниках у М. Пришвина (за октябрь 1919 года) фрагмент: <-- Начало цитаты --> Приехал Калинин, председатель ЦИКа, говорят, он…

  • Почему социализм надо строить

    Забрел ко мне тут в коммы очередной туповатый аноним - всё, как обычно: "есть дефиниция социализму", которой надо следовать. В процессе объяснений…

  • Наши в городе!

    На днях в Чикаго BLM и Демпартия провели митинг протеста против приговора Кайлу Риттенхаусу. А заодно — за коммунистическую революцию, против…

promo new_rabochy 20:28, yesterday 16
Buy for 10 tokens
У М.И. Туган-Барановского наткнулся на интересное рассуждение о том, что стоимость/ценность – это нематериальный фантом, положенный в основу теории Маркса. Выкладываю отрывок из книги «Теоретические основы марксизма» 1906 года издания. «Существует теория ценности,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 108 comments

  • Коммунисты будут говорить людям правду

    Повстречал в дневниках у М. Пришвина (за октябрь 1919 года) фрагмент: <-- Начало цитаты --> Приехал Калинин, председатель ЦИКа, говорят, он…

  • Почему социализм надо строить

    Забрел ко мне тут в коммы очередной туповатый аноним - всё, как обычно: "есть дефиниция социализму", которой надо следовать. В процессе объяснений…

  • Наши в городе!

    На днях в Чикаго BLM и Демпартия провели митинг протеста против приговора Кайлу Риттенхаусу. А заодно — за коммунистическую революцию, против…