vasiliev_vladim wrote in new_rabochy

Categories:

Питирим Сорокин о сроках распада Нового Запада

В понимании и теоретическом обобщении феноменологии «социального духа» (= «духа социума») Нового Запада мэтрами буржуазной большой социологии, пожалуй, до сих пор равных Питириму Александровичу Сорокину (#Питирим_Сорокин ) не было, и нет, да уже и не будет.

А посему его феноменологическое исчисление сроков исторического бытия Нового Запада как такового не может не представлять научного и общественного интереса и в настоящее время, тем более, что оно-то как раз и исчислено, и вполне однозначно квалифицировано Питиримом Сорокиным как «кризис распада основополагающих форм западной культуры и общества последних четырёх [теперь уже почти пяти] столетий».

Фактический основатель научной социологии в США, старший коллега и учитель Парсонса и большинства крупнейших социологов США, Питирим Александрович Сорокин в своём самом фундаментальном итоговом труде «Социальная и культурная динамика» (в 1936-1940 годах) сделал вывод:

«На мой взгляд… настоящий кризис носит не обычный, а экстраординарный характер. Это – не просто экономические или политические неурядицы, кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Это – кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. Это – кризис форм социальной, политической и экономической организации, включая формы брака и семьи. Короче говоря, это – кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Если быть точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырёх столетий (#кризис_распада_Нового_Запада )».

Стало быть, речь идёт об «основополагающих формах культуры и общества», присущих Западу, как минимум, от начала 16-го века.

«Короче говоря, – пишет далее Сорокин, – интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога, Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека. Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной».

И это не исключительно западное только социальное явление, а всемiрное. «Такая же в основном сходная посылка, признающая сверхчувственность и сверхразумность Бога, хотя воспрнимающая отдельные религиозные аспекты по-иному, лежала в основе интегрированной культуры Брахманской Индии, буддистской и лаоистской [от Лацо-цзы – даосизм] культур, греческой культуры с VIII по конец VI века до нашей эры. Все они были преимущественно идеациональными».

То есть «#идеациональная_культура » во всех «Осевых цивилизациях» существовала примерно 3 века? Нет, больше, ибо здесь не учтён период возникновения этой культуры как таковой. Если же учесть, что мифологический эпос, легший в основание каждой из этих «Осевых цивилизаций и их культур» возник на рубеже X-IX-го веков до н.э., отлившись в свои классические формы в IX-ом веке, то срок существования всех этих «идеациональных осевых культур» равен 4-ём векам.

Сорокин не говорит о том, когда на Средневековом Западе возникла «идеациональная культура», однако по фактическим данным начала откола западной иудео-мессианской (иудео-христианской) церкви от восточной (ортодоксальной) церкви, можно утверждать, что эта «идеациональная культура» на Средневековом Западе возникла на рубеже VII-VIII веков. В таком случае срок её существования составит также примерно 4-е века.

«Закат средневековой культуры, – пишет Сорокин, – заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII века, когда появился зародыш нового – совершенно – отличного – основного принципа (#основной_принцип_культуры ), заключавшегося в том, что объективная реальность и её смысл чувственны.

Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, – реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это – эквивалент нереального, несуществующего. Как таковым им можно пренебречь. Таков был новый принцип, совершенно отличный от основного принципа идеациональной культуры».

«Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональной культуры, и их слияние в органическое целое создало совершенно новую культуру в XIII – XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна; она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспекты, образуя собой единство этого бесконечного многообразия.

Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической (#идеалистическая_культура ). Культура XIII – XIV столетий в западной Европе, так же как и греческая культура V- IV веков до нашей эры, были преимущественно идеалистическими, основанными на этой синтезирующей идее».

Но исчезла ли совсем «идеациональная культура» в эти столетия доминирования «идеалистической культуры» вплоть до окончательной смены этой последней тем из двух её органических моментов, который из части одного целого превратился в иное целое, став тем самым единой доминирующей культурой – «чувственной культурой»?

Нет, полагает П.А. Сорокин, ибо «идеациональная культура средних веков продолжала приходить в упадок, в то время как культура, основанная на признании того, что объективная реальность и смысл её сенсорны, продолжала наращивать темп в последующих столетиях.

Начиная приблизительно с XVI века новый принцип стал доминирующим, а с ним и основанная на нём культура. Таким образом возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской и соответствующей этому миру.

Она может быть названа чувственной (#чувственная_культура ). Она основывается и объединяется вокруг этого нового принципа: объективная действительность и смысл её сенсорны».

Стало быть, «идеалистическая культура» существовала не два, а три века вплоть до того времени, когда она была окончательно заменена «чувственной культурой» в качестве иного доминирующего целого всей культуры Нового Запада.

Если это – общая цикличность и длительность циклов, присущая всем «идеалистическим культурам», возникшим в «Осевых цивилизациях», что Сорокиным скорее подтверждается, чем опровергается, то срок начала доминирования «чувственной культуры» Античности приходится на начало II-го века до нашей эры, а срок начала кризиса её распада приходится на рубеж II – III-го века нашей эры.

Эти 4-е столетия собственно и есть период возникновения и могущества Рима как империи. В других местах этого своего труда и в других своих работах Сорокин опосредствованно это неоднократно и с разных сторон подтверждает.

В таком случае, кризис распада «чувственной культуры» Античности продолжался до возникновения «идеациональной культуры» Средневековья, то есть до рубежа VII – VIII веков.

Это примерно пять столетий, переломными в которых стали появление неконтролируемых варварских анклавов в пределах империи в 375-380-ом годах, разграбление Рима вестготами в 410-ом  году и окончательное падение Западной Римской империи в 476-ом году. Это – сто лет от начала последней четверти 4-го до конца третьей четверти 5-го века. 

Следовательно, кризис распада «чувственной культуры» Античности занял примерно 250 лет, то есть половину пятивекового перерыва между окончанием доминирования «чувственной культуры» Античности и началом доминирования «идеациональной культуры» Средневековья.

250 лет после завершения распада «чувственной культуры» Античности стали периодом становления «идеациональной культуры» совсем другой совокупности племён и народов, нежели совокупность племён и народов Античности.

Если экстраполировать это на период до возникновения «Осевых идеациональных культур», то получим рубеж 14-15-го веков до нашей эры как начало кризиса распада «чувственной культуры» Древнего Египта и иже с ним – это времена библейского Исхода в исчислении его учёными иудеями.

А переломным столетием в таком случае будет столетие от средины 12-го до средины 11-го веков до нашей эры – это и есть период распада Древнего Египта.

Второй фараон 20-ой династии и последний из «великих правителей» Древнего Египта Рамзес III правил примерно в 1185-1154 годах до нашей эры, с большим трудом удерживая Древний Египет от распада.

После убийства Рамзеса III Древний Египет весьма быстро (в течение менее чем века) распался так, что и исторических следов этого распада почти не сохранилось.

В таком случае период становления «идеациональной культуры» «Осевых цивилизаций» приходится на средину XI-го – рубеж X-IX-го веков до нашей эры.

Если теперь экстраполировать эту цикличность истории на период распада «чувственной культуры» Нового Запада, то общий срок этого кризиса распада и завершения распада составит ок. 250 лет, причём последние 100 лет из них – это уже собственно не кризис распада, а совершение и завершение распада Нового Запада (как Нового Рима или как Нового Египта?) как такового.

Возникает вопрос о сроке начала кризиса распада «чувственной культуры» Нового Запада.

Питирим Сорокин об этом прямо не говорит, но события в Западной Европе и в России, начиная с рубежа 19-20-го веков, он без сомнения относит к этому кризису распада «чувственной культуры» Нового Запада.

Первый Великий крах на Новом Западе произошёл в 1873-ем году, вызвав Первую Великую (Долгую) Депрессию, длившуюся до 1896 года включительно.

По меньшей мере, с этого Великого краха 1873-го года, а вернее – с 1871-го года (год Франко-Германской войны, Парижской Коммуны и конституирования II-го Рейха) и надо отсчитывать срок начала кризиса распада «чувственной культуры» Нового Запада.

В таком случае, согласно этой цикличности истории, в том её виде, как она обозначена Питиримом Сорокиным, кризис распада «чувственной культуры» Нового Запада, то есть кризис распада Нового Запада идёт уже полторы сотни лет (весной 2021 года будет ровно 150 лет Парижской Коммуне).

На основании этого следует полагать, что Новым Западом ныне правит свой «Рамзес III», который завершает период своего правления

Стало быть, согласно исчислению цикличности истории по Сорокину, Новый Запад ныне подошёл уже вплотную се, при дверех стою и стучу!») к началу распада своего как такового, который (распад) в течение ближайших ста лет совершится и завершится окончательно, если не много быстрее (как распад Древнего Египта).

Buy for 20 tokens
Единственный выход. Холодный и умный взгляд, узкие глаза, жесткие тонкие губы, редкие прилизанные волосы – таким представлялся окружающим генерал Цой Мен Чер. Таким он стал не сразу. Его отец простой железнодорожник в провинции. Пятеро детей, среди которых Мен Чер был старшим. В детстве он любил…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.