ll2000 (ll2000) wrote in new_rabochy,
ll2000
ll2000
new_rabochy

Category:

Модель исторического развития. Часть 3. Три фактора поведения.

Часть 1 https://yandex.ru/turbo/s/new-rabochy.livejournal.com/465821.html
Часть 2 https://yandex.ru/turbo/s/new-rabochy.livejournal.com/468900.html

Стоит рассмотреть подробнее, социальные структуры человеческих обществ с позиций социобиология, что уже затрагивалось в предыдущей части.

Как вообще образуются государства, религия, культура и другие социальные конструкции в обществе? В какую сторону идёт социокультурная эволюция? Один из подходов к решению данного вопроса - социобиологическая.

Эдвард Уилсон утверждал, что любое поведение животных, и в частности человека, является продуктом наследственности, экологических стимулов и прошлого опыта. Рассмотрим на примере - есть племена охотников - собирателей:

Фактор 1 - экологические стимулы

Племя существует в определённой экологической нише, борятся за свое выживание, конкурируют с другими видами. Общество охотников - собирателей наиболее приближено к естественному - природные условия влияют больше, чем культура. Но природные условия могут и поменяться, тогда люди будут вынуждены к ним приспосабливаться. Может увеличиться плотность популяции племени, а если оно ещё и конкурирует с другими племенами, то это ведёт к уменьшению потенциальной пищи для членов племени. Благодаря интеллекту они решают перейти к сельскому хозяйству - так появляется аграрное общество, которое в случае если условия для сельского хозяйства благоприятные может накопить излишки и перейти в стадию цивилизации с высокой культурой.

Фактор 2 - наследственность

В своей книге "О природе человека" Эдвард Уилсон писал что большинство социальных явлений общества по его мнению является гипертрофией простейших адаптаций наших далёких предков, которые стали биологическими - отложились в генах. Возьмём такое явление как национализм и прочие групповые идеологии или религии - у примитивных племён есть такое явление как трайбализм - приверженность и доверие по отношению к своему племени, и недоверие, а то и вовсе враждебность по отношению к членам других племён. Он не возник просто так, в условии первотных обществ тоже возникали конфликты, особенно когда племена увеличивались в численности, и были соседями - ресурсов на всех не хватало, они начинали конфликтовать. Естественный отбор пошёл именно в сторону трайбализма - это было необходимо на тот момент для выживания как и отдельного члена племени так и всей группы. У людей биологически сформировалась приверженность к группе с которой он себя ассоциирует и настороженное отношение к другим группам. Такое поведение благодаря отбору закрепилось в генах. Ассоциация с группой и недоверие к другим - биосоциальная адаптация закрепленная на генетическом уровне. В дальнейшей истории человечества эта адаптация гипертрофировалась и приобретала разные формы под влиянием различных культурных, политических, экономических и прочих факторов- племенную идентичность сменила религиозная, а уже в новое время с развитием капитализма ее саму сменила идентичность национальная и появился национализм как обслуживающая идеология - но все это культурно гипертрофированные формы древней биологической адаптации. Важно заметить, что является врождённым не религиозная/национальная/какая либо другая идентичность, а именно сама ассоциация с какой либо группой.

Фактор 3 - прошлый опыт

Было бы глупо утверждать что вся природа человека это лишь его гены и экологические стимулы. У человека есть такое явление как память, причём она у него долгосрочная. Последствия тех или иных действий откладываются в ней и таким образом формируется такая важная вещь как опыт, исходя из которого человек корректирует свое поведение, а общество свою социальную жизнь. Например в далёком прошлом заметив, что ребёнок вне брака предрасположен к худшей жизни в условиях того общества, что инцест ведёт к вырождению, а стремление к доминированию и приверженность у группе к конфликтаи и войнам - появились табу, моральные кодексы и прочее - они уже во многом на мой взгляд напрямую не связаны с биологией, их не требует эволюция, здесь уже скорее влияние социальное.

В следующих частях будут рассмотрены в социобиологическая парадигме, но с моей точки зрения - гендерный вопрос, религия, агрессия и конфликты, концепции происхождения человечества и возможно кое что ещё. Продолжение следует.
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 20 tokens
Единственный выход. Холодный и умный взгляд, узкие глаза, жесткие тонкие губы, редкие прилизанные волосы – таким представлялся окружающим генерал Цой Мен Чер. Таким он стал не сразу. Его отец простой железнодорожник в провинции. Пятеро детей, среди которых Мен Чер был старшим. В детстве он любил…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments