vasiliev_vladim wrote in new_rabochy

Category:

Как возникла экономическая общественная формация? Ч. 2

Дано краткое описание процесса возникновения экономической общественной формации как процесса возникновения нового практического отношения к человеку и новой общественной формы производства, политических и экономических отношений, товарного производства и денег, синкретизма материального и политического государства, разделения общества на классы, политического и социального неравенства, различий между кажимостью и действительностью этого процесса.

Необходимость перехода от совокупности племён к государству.

Администрация систем ирригационного земледелия в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Янцзы и Хуанхэ была вызвана потребностями производства и воспроизводства, а не произволом каких бы то ни было племён или их вождей и племенных советов.

Самая #администрация_ирригационной_системы есть функция совокупного производителя, который первоначально мог быть только коллективным производителем, и фактически был коллективным производителем, то есть племенем (никакой другой общественной формы коллективного производителя к тому времени не было).

Стало быть, «труд», осуществляющий эту функцию совокупного производителя и все её необходимые подфункции, – это производительный «труд», на догосударственной ступени развития являющийся неотъемлемой частью коллективного «труда» ассоциированного производителя – племени.

Но и в рамках первых государств, возникших в Египте, Месопотамии, Индии и Китае этот труд оставался производительным трудом в той мере, в какой он был необходимым трудом, то есть органической частью труда совокупного производителя – совокупным трудом племён, объединенных государством в новый производственный общественный организм.

Однако сам этот #труд_администрирования , пусть даже и имеющий дальнейшие разделения на особенные виды труда и их кооперацию, не мог осуществляться коллегиальными органами управления племени.

Решения совета племени всегда принимаются на каждый особый случай в отдельности и всякий раз на основании соответствующих решений совета или собрания каждой родовой общины или семьи-общины. То есть решения органа управления племени по каждому особому случаю зависят от всех и каждого коллектива кровных родственников или, иначе, в отдельности от каждого родового коллектива, входящего в племя.

В силу этого и #племя , и, тем более, #союз_племён не могли не быть рыхлыми, неповоротливыми, медленными в своих действиях – самый принцип консенсуса при принятии решений советом племени и советом конфедерации племён делает его или её заложником каждого племени и даже каждого рода. 

Поэтому масштабы регулярно затапливаемой и оплодотворяемой илом долины Нила, или междуречья Тигра и Евфрата, или долин Янцзы и Хуанхэ, было не под силу освоить не то что одному племени, но и любой конфедерации племён.

Только централизованное оперативное администрирование сверху донизу, то есть только тотальная #командная_власть государства, объединяющего под этой властью и подчиняющая ей все племена, могла соответствовать потребностям производства средств к жизни и воспроизводства этих племён в долинах и междуречьях Великих рек.

Иными словами, только #государство могло стать единицей общественного производства в этих условиях, и оно ею стало.

Множество сообщений на глиняных табличках Шумера, Шумера-и-Аккада и Третьего Ура говорят о войнах между «городами», вызванных тем, что вследствие действий или бездействий соседей снизу или сверху по течению рек и ирригационных систем разрушаются или функционируют не надлежащим образом ирригационные системы, происходят потопы, смывающие все созданное людьми и самих людей. А наступающий после этого палящий зной уничтожает то, что не уничтожено предшествующим малым или большим потопом.

То же самое и в Древнем Египте – война «номов» на Севере и война «номов» на Юге, завершившаяся объединением Севера и Юга соответственно, а затем и война между Севером и Югом, результатом которой стало объединение всей долины Нила одним государством.

Возникновение новой общественной формы производства: кажимость и действительность.

Объективная потребность процесса общественного воспроизводства, #технический_базис которого предполагает необходимость регулярных общественных ирригационных и других работ в больших масштабах, выходящих за пределы производственных возможностей племени, порождает общественные органы, которые только и могут с приемлемой общественной эффективностью удовлетворять эту потребность, нужду.

Все племена, объединенные в таком едином процессе воспроизводства на основе ирригационного земледелия в долине Нила и т.п., первоначально (до их включения в новый производственный общественный организм – #материальное_государство ) имели тождественный друг другу процесс собственного производства средств к жизни и воспроизводства самой своей жизни.

Но это тождество не создаёт, и не создало никакой воспроизводственной и, следовательно, социальной общности этих племён или, иначе, производственных и, следовательно, социальных связей между этими племенами.

Кажется, будто такая общность или #социальные_связи между племенами как производственными коллективами, производящими средства к жизни и воспроизводящими самих себя в долине Нила, создаются не самими этими племенами, но Нилом (или Тигром с Евфратом и т.п.), то есть природой. Будто бы эта их общность создается и осуществляется насильственно через наводнения и т.д., а также через сменяющие наводнения засухи, что в обоих случаях есть смерь в итоге.

Кажется, будто бы эта общность создается «естественно», то есть точно так же насильственно, тем племенем, которое завоевывает и покоряет себе все другие племена, производящие в долине Великой реки (в междуречье Великих рек), становясь господствующим над ними племенем.

В действительности самая эта «естественная» необходимость в этой социальной организации (#социальная_организация) произведена их (всех этих племён в совокупности) собственной производительной силой, то есть их отношением к своей неорганической природе, кормящей их, во-первых.

Она есть также и их собственная #производственная_власть (производительная сила, могущность их общественно организованного труда) над этой своей неорганической природой, а равно и собственная общественная связь между всеми этими племенами, выражающаяся именно в этом новом способе социальной организации данной совокупности племён в единый производственный общественный организм, во-вторых.

Но произведён этот прежде нигде и никогда не бывший абсолютно новый #производственный_общественный_организм не самой по себе совокупностью племён, производивших свою жизни посредством присвоения долины (междуречья) Великих рек, то есть не без племени-завоевателя он произведён. Но он произведён также и не племенем-завоевателем самим по себе.

Ни первые, ни вторые его не производили – ни такой цели производства, ни такого практического отношения к человеку, ни основанных на нём производственных отношений между людьми у них не только не было, но и возникнуть у кого-либо из них сами по себе они не могли.

Абсолютно новый производственный организм произведён как непреднамеренный синергетический результат возникновения нового, отсутствовавшего и у первых, и у вторых, практического отношения к человеку (#практическое_отношение_к_человеку ) и вытекающих из него новых производственных отношений (#производственные_отношения ) между людьми.

Но движущая (производительная) сила производства (создания) нового практического отношения к человеку и основанных на нём новых производственных отношений между людьми и первым, и второму (вторым) привнесена извне относительно каждого из них. 

Первым эта #производительная_сила нового практического отношения к человеку и новых производственных отношений между людьми привнесена племенем-завоевателем, не только принявшим к выполнению как свою абсолютно новую общественную функцию социального организатора новой общественной формы производства.

Но и вследствие этого практически осуществившим качественное преобразование того способа воспроизводства самоё себя, который был присущ племени-завоевателю прежде, в новый #способ_воспроизводства самих себя уже не как себя, но как прежде нигде и никогда не бывший #господствующий_класс абсолютно нового производственного общественного организма.

Племени-завоевателю эта же самая производительная сила привнесена совокупностью племён, кормившихся в долине Великих рек, качественным преобразованием всего способа своей жизни практически принявших выполнение племенем-завоевателем абсолютно новой общественной функции социального организатора новой общественной формы производства своей жизни самой этой совокупностью племён, социально организованной новым способом в новый производственный общественный организм.

Всё это даже самые выдающиеся умы человечества так и не осознают вплоть до Маркса, да и после разработки Марксом своего учения до сих пор так и не осознали это даже те, кто называют себя марксистами или марксистами-ленинцами.

Феноменология возникновения материального и политического государства.

Тождественный процесс обмена веществ, совершаемый каждым из этого множества племён с одной и той же кормящей их природой в долинах Великих рек и Междуречье, в восприятии всех этих племён обусловил необходимость в отсутствовавшем функциональном органе – централизованной администрации ирригационных систем.

Этот #функциональный_орган с момента своего возникновения воспринимается ими не как иначе, кроме как в качестве «сверхъестественной» власти (#сверхъестественная_власть ) и над ними, и над кормящей их природой. Ибо в восприятии всех этих племён, в том числе и в восприятии самого племени-завоевателя, эта высшая институциональная власть над производством жизни всеми этими племенами властна также и над той «естественной властью», которую имеет кормящая их природа над всеми ними и по отдельности, и вместе взятыми.

Он (этот функциональный орган) поэтому закономерно возвышается над всеми этими племенами, будучи одновременно и органом ставшего единым для всех них нового производственного общественного организма, и органом, стоящим над всеми этими племенами вместе взятыми и над каждым из них в отдельности.

Такую высшую институциональную власть (#высшая_институциональная_власть ) над общественным производством этой организованной новым способом совокупности племён олицетворяет и осуществляет племя, завоевавшее и покорившее себе множество племён, занятых ирригационным земледелием.

Одно племя осуществило это завоевание, или оно осуществило его во главе союза племён – это не меняет существа процесса, хотя и модифицирует его ход и некоторые результаты.

Внешним объединением покоренных племён, экспроприацией (#экспроприация ) условий их процесса воспроизводства, которые являются общими для каждого племени во всей этой совокупности племён, созданием и постановкой надлежащего администрирования воспроизводством и применением этих общих условий воспроизводства завоёванных племён #племя_завоеватель создает нечто третье.

По видимости этим не затрагивается процесс воспроизводства каждым из племён самое себя, напротив – каждое племя освобождается от непосильного для него бремени и соответствующих функций, связанных с администрацией создания, регулирования использования, развития и сохранения в рабочем состоянии ирригационной системы.

Но что есть это возникшее третье? Оно есть новое производственное целое, новый общественный производственный организм – #общество , #особый_социум, который тождествен пока что только «материальному государству» и «политическому государству» (#политическое_государство ) в их неразрывном (синкретическом) единстве.

Если же под обществом понимать «общество формально равноправных граждан», то такового даже в прообразе еще очень долго нет, вплоть до Афинского полиса Древней Греции и Республиканского Рима, да и у них прообраз такого общества является на классических ступенях развития всего лишь как «идея».

Завоеватель создает это нечто третье – новую производственную единицу в форме государства – и становится его функциональным органом (подразделением) отнюдь не ради совокупности покоренных и эксплуатируемых племен, хотя и в интересах их воспроизводства также.

Нет, племя-завоеватель делает всё это в целях воспроизводства самое себя – племени завоевателей, но уже не как завоевателей, а как «органически целостного социального коллектива», господствующего над покорёнными племенами и кормящегося с них за счёт организации их общественного производства в своём (господина) интересе.

Однако самое это племя-завоеватель в силу и в результате этого радикально изменяет и свой общественный характер, и сам способ воспроизводства своей жизни.

Отныне это племя уже не есть племя как таковое, но есть #общественный_класс , господствующий в организованном и управляемом им общественном производственном организме, то есть в этом синкретическом государстве как общественной форме своего превращения и своей социальной организации в #господствующий_класс .

А посему воспроизводство этого бывшего племени-завоевателя, ставшего господствующим общественным классом, теперь приобретает форму воспроизводства господствующего класса. А такое воспроизводство возможно только как воспроизводство всего этого классового социального устройства синкретического государства.

Воспроизводство этого племени прежде в принципе, типологически было тождественным воспроизводству каждого из тех племён, которое оно покорило, подчинило своему политическому и экономическому (да-да – экономическому, ибо экономика возникает вместе с возникновением государства и разделением общества на общественные классы) господству и этим превратило в эксплуатируемое население.

Даже если гипотетически допустить (а такое историкам не известно), что дело может обойтись без завоевания, всё равно результат будет тем же самым.

Качественное преобразование способов трансляции социального опыта.

Древность не знает иного способа выполнения какой-либо функции внутри племени, кроме закрепления её либо за советом племени, либо за конкретным родом внутри племени, либо за тем или иным вождём племени. Аналогично и внутри рода.

Но в случае закрепления функции за конкретным родом речь идёт о фактическом закреплении функции либо за родовой общиной в целом, либо за советом этой общины, либо за той или иной семьёй-общиной, либо за тем или иным вождём из этого рода. В число последних входят также и жрецы до тех пор, пока жрецы еще не отделились от вождей и суть особые вожди.

При ведении счета родства по женской линии, а так оно и есть не только в период возникновения государства, но и ещё очень долго после этого, закрепление функции за вождём (жрецом) – это то же самое, что и закрепление функции за семьей-общиной.

Функция вождя закрепляется за семьей-общиной, действительной главой которой является женщина, муж которой в силу этого брака становится жрецом или вождем. Замена мужа в этих условиях есть замена вождя (жреца).

Однако масштабы и характер совокупности тех функций общественного производства средств производства, которые необходимо выполнять внутри возникшего государства в интересах множества племён, таковы, что для этого требуется нечто большее, чем специализация одной семейной или родовой общины на их выполнении.

Здесь даже всего племени бывает не достаточно. Ибо без принуждения всех и каждого, в случае необходимости, как и без аппарата такого принуждения (#аппарат_насилия ) обеспечить точное и беспрекословное выполнение воли администрации системы ирригации невозможно.

Уже сами эти функции ставят племя, специализирующееся на их выполнении в общем разделении и кооперации труда в рамках всей совокупности племен, входящих в новое производственное целое, над всеми другими племенами в качестве их господ, распоряжающихся ими помимо органов самоуправления этих племён, хотя и через органы самоуправления племён также.

Далее, для того чтобы жить и выполнять общественные функции администрации ирригационной системы, соответствующее племя, специализирующееся на этих функциях, должно получать от всех других племён необходимое и достаточное количество всех видов жизненных средств, требующихся для воспроизводства этого племени, а равно и всего его аппарата насилия.

Это возможно либо как содержание особенного подразделения внутри племени – такого же, как родовая или семейная община (семья ремесленников, например), которая не производит продуктов питания и всех других жизненных средств, кроме тех, на которых специализируется, либо как выплата дани другому племени на регулярной – податной – основе.

Принцип формирования родовых общин внутри племени не позволяет выделить особое подразделение в виде родовой общины для выполнения функции администрации вообще, а администрации ирригационных сооружений долины Великой реки или Междуречья, тем более.

При счёте родства по женской линии профессиональный опыт в обычном порядке может накапливаться по преимуществу лишь в женском потомстве, которое только и пребывает непрерывно и преемственно в составе родовой общины, а мужчины в неё приходят и уходят из неё.

Однако военная, политическая, идеологическая и экономическая #администрация и в древности, и по сию пору по преимуществу – это дело мужчин, начиная с функции соответствующих вождей. Поэтому родовая община может стать особым подразделением, за которым закреплена функция администрации, только в том случае, когда счёт родства ведется по мужской линии.

А это уже переворот во всём родовом строе, который происходит не до возникновения первых в истории человечества государств, но много позже этого – как закономерный результат и момент развития самой экономической общественной формации.

Нужда в накоплении и трансляции социального опыта администрирования в не меньшей мере, чем нужда в развитии сложных видов ремесла, которыми могут заниматься только мужчины, ведёт и к переходу от разделения племени на родовые общины в качестве первичных «трудовых» коллективов к разделению племени на семьи-общины, и затем – от матриархата к патриархату.

Но только в семьях-общинах господствующего класса высочайшее профессиональное мастерство управленца, математика и астронома (астролога), гидротехника, архитектора, прораба, счетовода, учетчика и т.п. жреца или писца может передаваться и фактически передается от отца к сыну, внуку и далее из поколения в поколение.

Разделение господствующего племени на семьи-общины вызывается также и потребностью в распределении господствующего племени по административно-территориальным единицам государства.

Хотя это ещё не отменяет счёта родства по женской линии, но требует и потому обусловливает неизбежные необходимые изменения во всей системе брачных отношений и всех институтов трансляции (передачи) и накопления социального опыта.

Здесь требуется ускоренно совершить переход от безраздельно господствовавшего прежде именного способа трансляции социального опыта к профессионально-именному способу трансляции социального опыта (#способ_трансляции_социального_опыта ). 

При первом способе приобретение особого опыта фиксируется сменой имени индивида, который приобрёл этот опыт, на соответствующее данному особому опыту имя, а для этого не требуется обучение у «мастера» в течение длительного времени, выходящего далеко за пределы смены возрастов. Инициация подростков, превращающая их во взрослых мужчин, с одновременной сменой их имён – вот только один классический пример этого способа трансляции социального опыта.

Вторым способом трансляции социального опыта, названным М. Петровым «профессионально-именным способом» (способ трансляции социального опыта – это его открытие), опыт передаётся непосредственно от учителя к ученику, от отца к сыну, от матери к дочери с младенчества и до полного завершения передачи всего того, чем владеет и что умеет «учитель». «Мастер и подмастерье», «гуру – чела», «учитель – ученик» – вот наиболее известные примеры этого способа трансляции социального опыта.

Такие семьи-общины в составе господствующего класса, которые завершили переход к профессионально-именному способу трансляции социального опыта, историки находят уже в Месопотамии, Египте, Ассуре, Финикии, Древнем Китае и т.д.

Новый способ отчуждения продуктов труда и возникновение государственной казны.

Но всё это вместе взятое не оставляет никакого иного способа кормления (#способ_кормления ) всей этой сложной по разделению и кооперации высококвалифицированного для своего времени труда ансамбля семей-общин господствующего класса, составляющего государственную администрацию, кроме кормления на податной основе.

Нужна, именно нужна (есть нужда) #государственная_казна , но создать её централизованной в условиях древности не просто очень сложно, а неподъемно и невозможно в силу проблем с транспортом, хранением и т.д. и т.п.

Поэтому возникает единственно возможная в этих условиях система кормления с однотипных подразделений (племен, родовых или соседских общин) единого производственного организма (государства) – с достаточного числа населенных пунктов одного или нескольких племён, выделенных соответствующей системой административно-территориального деления (#административно_территориальное_деление ) государства.

Так возникает территориально-распределенная система кормления господствующего класса как система сбора регулярных податей с административно подвластного кормящего населения и распределения изъятого таким способом продукта.

Это – первая историческая форма системы взимания и распределения податей, прообраз налоговой системы и казны, основа существования государственно-храмового хозяйства и кормления господствующего класса во всем Древнем мiре.

В равной мере это – первая система регулярного изъятия не только всего прибавочного продукта, но и части необходимого продукта у их непосредственных производителей. 

#изымаемый_продукт не является органической частью системы производительного потребления и потребительного производства совокупного продукта каждого из тех племён, у которых он изымается.

Этот продукт отчужден (#отчуждение_продуктов_труда ) у непосредственных производителей потому, что он не является и не может быть результатом распределения внутри племени, производимого самим племенем, ведь он передается другому племени, с которым его производитель не имеет общей коллективной собственности.

Собственность у них разная, хозяйственно обособленная друг от друга, а потому это – уже очевидно #частная_собственность , #частное_производство и #частное_присвоение каждого из этих племён не зависимо от того, в каких категориях своего общественного сознания они осознают этот факт и все связанные с ним отношения.

В действительности – это не только #отношения_эксплуатации господствующим классом подвластных ему племён, но также и #отношения_регулярной_экспроприации части продукта у его непосредственных производителей, дополняющие отношения эксплуатации.

Ведь это не «чистая», осуществляемая на регулярной основе, частичная экспроприация продуктов труда у его непосредственных производителей, однотипная регулярной дани в пользу иного племени.

Нет, здесь уже совершенно другие, а именно качественно другие общественные и лежащие в их основе #производственные_отношения .

В продукте, отчуждаемом господствующим классом такого синкретического государства, есть также и значительная доля общественно необходимого труда работников государственной администрации ирригационных систем, резервных фондов и т.п., поскольку они участвуют в производстве совокупного общественного продукта каждого из племён, непосредственно производящих соответствующие части совокупного общественного продукта этого государства.

Однако #отчуждаемый_продукт не есть эквивалент общественно необходимого труда, выполняемого господствующим классом, который (эквивалент) передаётся иному коллективному работнику в порядке распределения каждым коллективным производителем (племенем) произведённого им продукта в обмен на услуги государственной администрации и т.д., которые выполняет господствующий класс.

Эквивалентом этот отчуждаемый продукт является только лишь в той своей части, в какой это действительно эквивалент, а во всем, что сверх этого, – это эксплуатация чужого труда, но измерить эквивалент пока ещё нечем, такой практики вообще ещё не было.

Отчуждаемый продукт не может быть передан господствующему классу только что возникшего государства в качестве дара, ибо #дар всегда доброволен и совершается лишь в определенных случаях, а случая систематического добровольного кормления другого племени нет в числе таковых.

Этот продукт первоначально не может отчуждаться также и в форме натуральной или отработочной земельной ренты (#земельная_рента ), ибо не только самая категория (объективная мыслительная форма), но и материальное основание земельной ренты (индивидуальная частная собственность на землю) в истории экономической общественной формации ещё очень долго (вплоть до эпохи становления Нового Запада) не возникнет.

Отчуждаемый господствующим классом продукт может отчуждаться пока лишь только по аналогии с данью, которую взимает завоеватель. Никакой другой практики и соответствующих ей форм общественного сознания древность изначально не знает.

Но это обусловливает и всеобщее #отношение_к_отчуждаемому_продукту не как к общественному фонду племени, союза племён или государства как производственного общественного организма в целом, но именно как к частной собственности господствующего класса, формируемой и пополняемой им именно в силу своего господства и власти, присущей ему по самой его природе.

Возникновение товарного производства, политических и экономических отношений. 

Регулярное отчуждение и #централизованное_накопление_отчуждаемого_продукта господствующим классом создаёт огромные, несоизмеримые со всем предшествующим периодом развития, возможности для накопления материального богатства и развития дальней или межрегиональной (внешней для данного государства) торговли.

Эта #торговля выражает иным способом уже не удовлетворяемую нужду расширения производства материального богатства, во-первых, и воспроизводственную нужду господствующего класса в престижном, в том числе символическом (идеологически и политически обусловленном), потреблении, во-вторых.

Вследствие различия природных условий и соответствующим им различиям в производственной специализации племён, живущих в различных регионах Евразии (в данном случае – Севера Африки, Ближнего Востока, Кавказа, Центральной и Южной Азии, прежде всего), ещё прежде возникновения государств в Древнем Египте и Месопотамии возникло и развивалось #международное_разделение_труда .

Условия долины Нила, как и условия междуречья Тигра и Евфрата, не позволяют производить очень много из того, без чего устойчивое воспроизводство господствующего класса и материального богатства на этой ступени развития производительных сил уже весьма проблематично, если вообще возможно.

Точно также условия Финикии, Армянского нагорья, Сирии и других регионов Кавказа, Ближнего Востока и других регионов на востоке и северо-востоке Евразии не позволяют производить многое из того, что может быть произведено только в Египте или Месопотамии, но что требовалось также и на Ближнем Востоке и в других регионах тогдашней ойкумены.

Общественное производство уже на этой ступени развития производительных сил в указанных и других регионах Евразии без регулярного поступления соответствующих продуктов, произведённых в других регионах, либо уже невозможно, либо неизбежно сокращается и приходит в упадок.

Но раз возникло международное разделение труда, то необходимо возникла и регулярная международная торговля – это две стороны одной и той же медали.

Но так называемые «#торговые_народы » (Ассур, прежде всего, а ещё позже Финикия и будущие иудеи) возникают лишь после того, как возникли первые государства, то есть те, кто постоянно нуждается в возрастающих объёмах межрегиональной и дальней торговли.

И возникли эти «торговые народы» как такие союзы племён и народы, которые специализируются на удовлетворении достаточного по своему объёму для такой специализации регулярного систематического спроса имеющихся государств и племён на товары межрегиональной и дальней торговли, поэтому-то эти племена и народы получили название «торговых».

Вместе с развитием межрегиональной и дальней торговли развиваются формы меновой стоимости – это один и тот же процесс.

Его закономерным результатом является выделение всеобщего товара-эквивалента, то есть денежного товара – денег как таковых (#деньги ), а равно и выделение производств (племён, родов, семей-общин), ориентированных на производство товаров для обмена, то есть товарного производства как такового.

То есть #товарное_производство и #товарно_денежные_отношения становятся и возникают одновременно (параллельно) со становлением и возникновением первых в истории государств, письменности и многого другого, что присуще именно экономической общественной формации.

Собственно весь этот единый и внутренне взаимосвязанный исторический процесс возникновения первых в истории государств, товарного производства, разделения общества на классы, экономических и политических отношений, политического и социального неравенства социальных групп и индивидов как раз и есть процесс возникновения экономической общественной формации как таковой.

Именно это имело место быть в Древнем Египте и в Месопотамии на рубеже 4-3 тысячелетий до новой эры, но своё концентрированное и наиболее полное выражение первоначально получило именно в Древнем Египте.

Buy for 10 tokens
Закончились очередные т.н. выборы. Сформировались новый состав государственной думы, ряд региональных законодательных собраний, избраны (назначены) новые главы субъектов Российской Федерации. И что же дальше? Все мы, пожалуй, до единого, граждане РФ ждем положительных изменений…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.