Vlad Bout (karlsonmarxx) wrote in new_rabochy,
Vlad Bout
karlsonmarxx
new_rabochy

Category:

Обожижаю Жижека


Я думаю, что недавние попытки очистить нашу культуру от всех следов расизма и сексизма содержат в себе угрозу попадания в логику, похожую на ту, которую в свое время преследовали составители списка запрещенных книг Католической церкви. Что останется нам, если мы отвергнем всех авторов, у которых найдем какие-либо следы расизма и антифеминизма? Буквально это заставит отбросить всех великих философов и писателей.

Возьмем, к примеру Декарта, книги которого были в "Индексе запрещеннных книг" Католической церкви, но которого сегодня считают также основателем западной гегемонии в философии, безусловно сексистской и расистской.

Нам не следует забывать, что базовый опыт позиции Декарта - это универсальное сомнение, которое как раз и представляет собой фундамент для "мультикультурного" опыта осмысления собственной традиции, которая предстает вовсе не в превосходящей роли по сравнению с "экзотической" традицией других народов. В "Размышлении о методе", он писал о своих путешествиях в том ключе, что чужие традиции и обычаи "очень сильно отличаются от наших собственных, но это совсем не обязательно означает, что они являются варварскими и дикарскими, в них может содержать разумное зерно, сопоставимое с содержающимся в нашей культуре, или даже превосходящее ее".

Вот почему, философ картезианской традиции будет считать, что этническое происхождение и национальная идентичность просто не являются категориями истины. Также примечательно, что в свое время учение Декарта было очень популярно среди женщин: как отметил некто из современных его читателей, субъект чистого мышления не имеет пола.

Сегодняшние утверждения о том, что гендерные идентичности сконструированны, а не биологически предопределены возможно лишь потому, что существует картезианская традиция; современный феминизм и антирасизм невозможен без учения Декарта.

Итак, несмотря на то, что у Декарта содержатся расистские и сексистские утверждения, его следует изучать, а не запрещать; тот же самый критерий применим ко всем значительным именам из нашего философского прошлого: от Платона и Эпикура до Канта и Гегеля, Маркса и Кьеркеогра... Современный феминизм и антирасизм выросли из длительной освободительной интеллектуальной традиции, и было бы чистым безумием эту благородную традицию отдавать на откуп непристойным популистам и консерваторам.

То же самое касается многих спорных политических фигур. Да, Томас Джефферсон владел рабами и выступал против революции на Гаити - но тот же самый Джефферсон создал политико-идеологические условия для более позднего освобождения чернокожих. И да, вторгаясь в Америку, европейцы положили начало, наверное, самому масштабному геноциду в истории мира. Но европейская интеллектуальная традиция в то же самое время создала политико-идеологическую оптику, через которую мы этот ужас можем увидеть...

Итак, мы должны быть беспощадно критичны к нашему прошлому (особенно к тому, которое всё еще продолжается в настоящем), но в то же время мы не должны поддаться сооблазну наслаждения самобичевания - уважение к другим, базирующееся на самопрезрении всего, по определению, ложно.

Парадокс заключается в том, что в нашем обществе те люди, которые участвуют в антирасистских протестах, по больше части относятся к белым из верхнего среднего класса, которые лицемерно наслаждаются культивированием своей вины. Вероятно, им следует выучить урок, который преподал в свое время Франц Фанон, которого уж точно нельзя обвинить в том, что он недостаточно радикален:

"Каждый раз, когда человек делает вклад в победу достоинства духа, каждый раз, когда человек говорит "нет" попыткам подчинить своих товарищей, я чувствую солидарность с этим актом. И никаким образом это мое устремление не может быть основано на прошлом людей с небелым цветом кожи... Моя черная кожа это не хранилище специфических ценностей... Как чернокожий человек, я не имею права считать, что в белых людях кристаллизуется чувство вины по отношению к прошлому моей расы. Как человек с черным цветомм кожи, я не имею права растаптывать гордость того, кто раньше был моим господином.

Славой Жижек

Tags: Провокация, Репост, Цитаты, Я долго смеялся, идеология, либерализм, мигранты, разум, расизм, толерантность, философия, элита
Subscribe

Buy for 20 tokens
Единственный выход. Холодный и умный взгляд, узкие глаза, жесткие тонкие губы, редкие прилизанные волосы – таким представлялся окружающим генерал Цой Мен Чер. Таким он стал не сразу. Его отец простой железнодорожник в провинции. Пятеро детей, среди которых Мен Чер был старшим. В детстве он любил…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments