vasiliev_vladim wrote in new_rabochy

Categories:

К вопросу о сущности "социализма с китайской спецификой"

mercant опубликовал сегодня в ленте «Нового рабочего» (см.: Неожиданное мнение ) изложение Е.Ю. Стабуровой статьи Мао Цзе-дуна (#маоизм ) «Широкий союз народа» (июль-август 1919), опубликованной в журнале «Синцзян пинлунь».

К этой публикации в ленте «Нового рабочего» мною дан развёрнутй комментарий, который выношу здесь в отдельную заметку по существу темы, вынесенной в заглавие, дополнив его (чтобы было понятно, о чём идёт речь) републикацией того, что написано Мао Цзе-дуном, а также некоторыми существенными дополнениями, для которых не было места в комментарии.

Итак, Мао Цзе-дун пишет: «Великий союз должен начинаться с маленьких союзов. Мы должны подняться и последовать примеру наших братьев из других стран. Мы должны организовать очень-очень много наших собственных союзов. …Эти маленькие союзы станут фундаментом единого общенародного союза». 

В этой статье далее Мао Цзе-дун утверждал, что после создания широкого союза народа можно будет приступать к преобразованию общества, используя один из двух методов, каждый из которых казался ему в равной мере приемлемым в Китае, а именно «метод Маркса» и «метод Крапоткина».

«Метод Маркса» Мао Цзе-дун назвал «методом экстремистов», которые придерживаются того же принципа, что и средневековый китайский философ Чжу Си — «поступай с другими так же, как они поступают с тобой».

«Экстремисты, — говорилось в статье Мао Цзе-дуна, — призывают бороться с аристократами и капиталистами до конца. Глава этой партии — человек по имени Маркс, который родился в Германии».

«Существует еще одна партия, — продолжал Мао Цзе-дун в этой статье, — более умеренная, чем партия Маркса. Она не ожидает быстрых результатов, но начинает с воспитания простых людей. Все люди должны обладать моралью взаимопомощи и работать без принуждения.

Что до аристократов и капиталистов, то эта [партия] надеется, что они исправятся и станут творить добро, они будут работать и помогать людям, а не вредить им, и убивать их необязательно.

Идеи этой партии шире и идут гораздо дальше. Она хочет объединить весь земной шар в единую страну, объединить человеческую расу в единую семью и достичь мира, счастья и дружбы (только не в японском понимании этого слова), а также процветания.

Глава этой партии — человек по имени Кропоткин, который родился в России».

В Китае вот уже ок. двух с половиной тысяч лет сосуществуют три главных идеологии:  #даосизм , #конфуцианство и #буддизм . Из них только две (конфуцианство — в основном, как правило, а буддизм — изредка) становились идеологиями собственно правящего класса.

До сего дня в Китае именно к Кун-цзы (#Конфуций ) возводят исповедуемую большинством населения, начиная с господствующзего класса, доктрину функционирования Поднебесной, согласно которой этические (моральные, нравственные) ценности, нормы, ритуалы = процедуры (это центральная категория "Ли" в учении Кун-цзы) первенствуют (должны первенствовать в Поднебесной) над любыми другими видами, формами и способами регулирования общественных отношений.

Изначально эта доктрина функционирования была циклической доктриной, согласно которой Поднебесная из состояния «хунь лунь» (#хаос ) переходит в «приемлемое» состояние «сяо кан» (#малое_процветание ) и далее, в случае благоприятных условий, может (и должна, согласно социально-политической концепции конфуцианства) перейти в «идеальное» состояние «да тун» (Великое единение, Великое равенство, Великое тождество, полное соответствие, гармония или #абсолютное_процветание ).

Однако в случае, когда и если произойдёт «срыв» (а такое согласно учению Кун-цзы вполне вероятно, если править будет не «благородный муж» или, иначе, не «Сын Правителя» — идеал чиновничества в Китае, действующиего от имени «Сына Поднебесной», а «ничтожный (низкий, подлый) человек»), то Поднебесная неизбежно переходит в состояние «хунь лунь» (хаоса).

Кстати говоря, одним из признаков срыва в «хаос» в Китае всегда считалось умножение числа «законов», издаваемых властью, а равно и всё более частое внесение изменений в действующие нормы, правила, ритуалы (центральная категория «Ли» в учении Кун-цзы).

Так вот, Мао Цзе-дун в этой статье 1919 года, во-первых, выражает идущее от Кун-цзы (Конфуция) учение об обществе вообще и об идеальном обществе «да тун» (Великое Единение, Великое равенство, Великое тождество/ подобие), в особенности.

И  выражает его Мао Цзе-дун, во-вторых, в ходе той философско-политической дискуссии, которая шла в Китае ещё со времён восстания «тай пин'ов» (1850–1864).

Идеолог и вождь «тайпинов» Хун Сю-цюань впервые соединил конфуцианскую концепцию «да тун» с историософской идеей «тай пин» (Великое равновесие), имеющей не только конфуцианские, но также и даосские корни («Тай пин цзин» — «Канон Великого равновесия»), однако интерпретировал это соединение согласно иудео-христианским заповедям. 

Идеолог буржузного реформизма (#реформизм ) в Китае Кан Ю-вэй в идеале «да тун»  соединил религиозную функцию конфуцианства (вероисповедание конуфианства) с признанием  социалистических принципов, впервые включив в специально разработанную им теорию достижения конфуцианского идеала «да тун» идеи социально-исторического прогресса (= идеи Нового Запада).

Именно Кан  Ю-вэй перевернул традиционную на Востоке последовательность (от «золотого века» — к  «упадку» и «распаду, разложению»), выдвинув в противовес этому тезис о поступательном движении истории к стадии «тай пин».

Так вот на этой стадии «тай пин» в будущем окажется человечество, если оно сможет (а оно должно, согласно его концепции) достигнуть идеального состояния «да тун». Именно этой теме Кан Ю-вэй посвятил своё самое значительное произведение — «Да тун шу» («Книга о Великом единении», 1884–1902). 

Тогда же в конце 19-го века в Китае под названием «Да тун сюэ» («Учение о Великом единении», 1899) был издан первод на китайский язык книги Б. Кидда «Социальная эволюция» (1894).

После событий 1917 в России идеолог «Синхайской революции» (1911) и основатель «Гоминьдана» (#Гоминьдан ) Сунь Ят-сен усмотрел в «да тун» и цель, и результат грядущей мiровой революции. 

Достижение состояния «да тун» в качестве цели всего общественного развития было воспето Сунь Ят-сеном в гимне «Гоминьдана», обнародованном в 1924 при открытии военной академии Вампу. Этот гимн в 1937 стал официальном гимном Китайской Республики и остаётся таковым на Тайване (#Тайвань ).

В современном политическом лексиконе руководства #КПК и #КНР «да тун» обозначает «абсолютное общественное процветание Китая на высшем мiровом уровне» (то есть на уровне США и европейских «блистатаельных вторых»), а «сяо кан» — «относительное процветание на уровне среднеразвитых стран мiра». И это в программных документах КПК закреплено, и закреплено достаточно давно уже.

В соответствии с идеалом «да тун» руководство КПК и КНР в средине 2010-х годов выступило с глобальной инициативой «Сообщества единой судьбы человечества», которая получила одобрение в ООН. Идея «да тун» является также и социокультурным основанием глобального проекта «Один пояс - один путь».

Так  что подлинным марксизмом в КНР совсем не пахло и не пахнет, кроме использования «марксистско-ленинской терминологии». 

В особенности это использование усилилось именно в то время, когда потребовалось получить, во-первых, отказ #Джугашвили (Сталина)  поддерживать «Гоминьдан» (против КПК, возглавляемой с рубежа 1920-1930-х годов Мао Цзе-дуном, Джугашвили боролся очень долго, и боролся в союзе с «Гоминьданом», поддерживая именно «Гоминьдан»), а также получить от #СССР всё вооружение Квантунской армии и иную поддержку для победы над «Гоминьданом», его изгания из материкового Китая.

Но боролся Джугашвили (Сталин) с КПК совсем не потому, что фактически доминировавшая в ней идеология была не марксистской, а потому, что в руководстве КПК в большинстве  были коминтерновцы (не только зиновьевцы и троцкисты, но и сторонники Грамши и других европейских марксистов), с которыми Джугашвили боролся по всему мiру не на жизнь, а на смерть.

И именно в борьбе с марксистами, троцкистами и всеми прочими «антисталинистами» складывался союз Мао Цзе-дуна и Джугашвили (Сталина).

Не менее существенную, если не вообще  определяющую, лепту в разрыв Джугашвили (Сталина) с «Гоминдьданом» внесли США.

И  использовало «марксистско-ленинскую терминологию» руковдство КПК  наиболее активно и далее (после 1949 года), когда, во-вторых, потребовалось, чтобы вплоть до  1958-1959 годов (2-ая сессия 8-го съезда КПК в мае 1958) именно СССР восстанавливал и строил КНР — вот тогда-то и возникло «советский и китаец — братья на век»...

А после этого Мао Цзе-дун перешёл к «политике трёх Красных Знамен» — «большому скачку», «дачжаизации всего Китая» («коммуны») и «культурной революции».

И уже эта «история» закономерно, необходимо и неизбежно привела к нарастанию и обстрению конфликтов с СССР и полная переоринетации на США, Британию и Европу (идеологический концепт «да тун», однако, именно этого требовал), из которого как раз и возникло «китайское экономическое чудо»...

promo new_rabochy 10:55, thursday 106
Buy for 10 tokens
Покой нам только снится deminded в очередной раз копнул Маркса https://deminded.livejournal.com/208004.html "Страдание по стоимости" Конкретно - "трудовую теорию стоимости". Хороший пас - эти страдания показали, в чем дело, что сейчас не так. Отчего им приходится снова и снова ворошить ветхие…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.