romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:

Советские кинокритики о капиталистическом кино! 1984-й!

Друзья, чтобы примерно представлять, о чем мы столько спорим насчет советской жизни, я решил напомнить, ЧТО писали советские кинокритики о капиталистическом кинематографе и содержащихся там человеконенавистнических мотивах. Это весьма интересно - вспомнить всё!
Ну и воскресный вечер располагает... Тема будет интересна любителям кино и истории СССР.
Кроме того, в тексте упоминается уважаемый Клинт Иствуд, новый фильм которого "Наркокурьер" выйдет на экраны РФ 28 февраля! Автору 88 лет, а он еще не выжил из ума - уже грандиозное достижение! К тому же он просто снимает хорошие фильмы! Идите и смотрите!



Известный кинокритик Нина Цыркун в журнале "Искусство кино" 1984 года (в сокращении):
"Несколько десятилетий подряд идеалы "правых" на голливудском экране представлял прежде всего Джон Уэйн, актер и режиссер, удостоенный специальной золотой медали с надписью "Джон Уэйн - Американец", которую присудил ему конгресс США...
Во время войны во Вьетнаме он отправился с "патриотической" миссией в Юго-Восточную Азию, а потом поставил лживый фильм "Зеленые береты", прославлявший американских "защитников свободы". Однако в бурные 60-е годы он ощутил заметный спад своей популярности у зрителей. Агрессия США вызывала все более активный протест во всем мире и в самой Америке. Становилось ясно, что куда ближе к истине такие фильмы, как "Возвращение домой" Хола Эшби или "Гости" Элиа Казана, показывающие, как война калечит души и тела людей...
К концу 70-х годов быстро начало затухать леворадикальное движение, уступая место набирающему силу "движению к контрреформации" - правой идеологии, требующей усиления репрессий против демократических сил и всякого инакомыслия, настаивающей на вооруженном насилии как на методе осуществления внешней и внутренней политики государства. Тогда-то в кино и заговорили о "возрождении принципов Джона Уэйна". А эстафету от него принял Клинт Иствуд, утвердившийся в амплуа защитника символов "американизма"...
Антикоммунизм - главнейший атрибут праворадикального сознания, муссирующего ветхий миф о "руке Москвы", о "международном коммунистическом заговоре". Демократические движения внутри страны рассматриваются правыми как слепое орудие "коммунистов и либералов", а когда буржуазное государство под напором народной борьбы вынуждено идти на некоторые уступки массам, это осуждается как свидетельство его слабости. Отсюда и нападки на буржуазную демократию, которая якобы сковывает эффективность карательных органов.
Спекулируя на реальном недовольстве масс условиями своей жизни, будто бы защищая интересы "маленького человека", правый радикализм стремится выдать себя за "народное" течение. Но, демагогически заявляя о стремлении выступать от имени и во имя народа, "новые правые", в сущности, отстаивают права "сильной личности" и "сильной власти". Не случайно вместе с подъемом правого радикализма активизируется его ударный отряд - ку-клукс-клан. Наиболее вольготно ку-клукс-клан всегда чувствовал себя на Юге. Но с приходом к власти кабинета Рейгана, как свидетельствует журнал "Тайм", он активизировался и в таких "неожиданных" местах, как кампусы элитарных университетов северо-востока, Гарварда и Корнуэлла, всегда кичившихся своей расовой терпимостью, считавшихся оплотом либерализма...
Актерское дарование Иствуда - весьма среднего уровня, и своих поклонников он приобрел главным образом за счет внешних данных - высокий рост, широкие плечи, чеканный профиль, уверенный и невозмутимый взгляд на неподвижном лице - типичная фигура вестерновского героя-одиночки, стремительного и непобедимого охотника-преследователя. На внешней фактуре исполнителя построил свой фильм "Грязный Гарри" (1972) режиссер ДонСигел, пригласивший Иствуда на главную роль. Здесь он сыграл полицейского, который, не сумев доказать виновность преступника законным путем, вершит "правосудие" от своего имени и своими руками. Преступник и вправду внушал отвращение - это был убийца-маньяк, настоящее животное, не способное вызвать жалость. Но маленькая, однако весьма существенная деталь: на экране несколько раз мелькала крупная пряжка ремня, которым был перепоясан этот человек, а на ней - знак пацифистского движения. Этим нечистоплотным намеком исподволь указывалось на его причастность к "контркультуре" с ее проповедью антимилитаризма. Таким образом создатели фильма оправдывали произвол, совершаемый героем Иствуда, облекая его в одежды гуманизма, неусыпной заботы о "маленьком человеке". Фильм принес Иствуду широкую известность. За ним последовала обойма картин, сделанных по сходной модели: "Убойная сила пистолета "Магнус" (1973), "Воитель" (1976), "Вызов" (1977). В них актер изображал защитника "справедливости", которому приходится бороться не только с кровожадными злодеями (зачастую "политически подозрительными"), но и с излишне либеральным законодательством, этим злодеям потворствующим. Свое политическое лицо Иствуд обнаружил достаточно ясно: в марте 1983 года "Правда" сообщала о диверсионных вылазках американцев в Лаос с территории Таиланда; один из участников диверсии признался, что операцию финансировал, в частности, Клинт Иствуд, действовавший с благословения американских властей...

...он узнает о доверенном ему важном задании: проникнуть на территорию СССР и выкрасть новый стратегический самолет. Иствуд ясно дает понять, каким способом можно избавиться от горького похмелья позорной войны и воспрянуть от гнетущих сомнений - надо устремиться на "подвиги" во имя Америки, против ее "главного врага" - коммунизма.
Начиная с печально известного "Охотника на оленей" Майкла Чимино (1978), в Голливуде все чаще делаются попытки вызвать сочувствие к "честным американским парням", которые всего-навсего добросовестно выполняли во Вьетнаме свой воинский долг, за что и расплачивались страданиями, а иногда и жизнью. Фильм Теда Котчеффа "Первая кровь" вышел на экран в 1982 году, когда на Арлингтонском кладбище была воздвигнута гранитная стела - памятник американским солдатам, погибшим во Вьетнаме. Скорбная эта акция для многих связана с болью и стыдом, но для иных - с гордостью. Так же противоречив и фильм, где искусно смешаны эти чувства. Главную роль - бывшего "зеленого берета" - сыграл Сильвестр Сталлоне, вознесенный в ранг "звезды" в 1977 году после гигантского успеха фильма "Рокки", где он снялся в роли боксера, которому усердие и счастливый шанс приносят осуществление "великой американской мечты". Довольно быстро обнаружилось, что Сталлоне истово исповедует "стопроцентный американизм" и в жизни. "Я - человек правого фланга", - заявил он журналистам...
Знакомство зрителя с Джоном Рэмбо, героем фильма "Первая кровь", происходит в тот трагический для него момент, когда он теряет последнего друга, вместе с которым воевал. Друг погибает от рака - ему пришлось распылять над полями Вьетнама тот самый "оранжевый порошок", от которого на долгие годы омертвела почва, от которого и сегодня продолжают умирать люди. Никого уже не осталось из компании Рэмбо, да жив ли и он сам? Ожесточившись на войне, в условиях мирной жизни он чувствует себя неприкаянным, а во всех окружающих видит врагов. Поэтому когда он появляется в одном из провинциальных городков, облик его внушает подозрение, местному шерифу Тизлу. Для него Джон, с его мрачной физиономией и нескрываемой антипатией к ближним, гость нежелательный - мало ли что у такого на уме. Джону советуют убраться подальше, он отказывается и попадает под арест по обвинению в бродяжничестве. Показывая грубое обхождение властей с "героем" войны, авторы как бы упрекают Америку в неблагодарности к "защитникам свободы". А ведь Рэмбо и без того настрадался от "свирепого врага" - зрителю крупным планом демонстрируют шрамы на теле Джона, в его сознании всплывают сцены "варварского насилия" над ним в лагере для военнопленных. Вызвав сочувствие к Рэмбо, как к жертве войны, фильм далее пытается вызвать и восхищение им, рассказывая о тех "подвигах", что суждено ему повторить уже на родной земле.
Не желая сдаваться, Джон, не задумываясь, применяет навыки, которым обучился в армии. Ему удается бежать в горы, где густой лес напоминает ему тропические джунгли, пробуждает инстинкт охотника-убийцы...
Полиция вызывает на подмогу полковника Траутмена, бывшего командира Рэмбо. Именно Траутмен учил когда-то этого человека убивать, учил побеждать врага во что бы то ни стало. Теперь Траутмен дает властям нужные советы, но в глубине души он уверен, что его ученик - отличный солдат - превосходит своих противников и сможет в одиночку осилить и полицейских, и присоединившихся к ним национальных гвардейцев.
Напоминая о заслугах Рэмбо перед страной, о медали, выданной ему конгрессом, Траутмен пытается примирить шерифа и бродягу, но Тизл упрямится, не желая складывать оружие перед ненавистным пришельцем. Поединок заканчивается обоюдным поражением: шериф смертельно ранен, ранен и Рэмбо, его война окончена.
Таким образом, в фильме "Первая кровь" зрителя сперва обезоруживают жалостью к преследуемому "всей полицейской ратью" герою вьетнамской бойни, а потом исподволь внушают ему, что хотя война и сделала Джона убийцей, но стране нечего стыдиться таких людей - скорее, она должна гордиться настоящими парнями, которые где угодно могут за себя постоять. Возникающие в затуманенном сознании Рэмбо сцены насилия, которому он якобы подвергался во Вьетнаме, перемежаются с эпизодами его травли зарвавшимися полицейскими. Этот монтажный ход наводит на мысль, что, сражаясь в одиночку против зла в своей стране, Рэмбо, должно быть, и во Вьетнаме отстаивал идеалы добра и справедливости. Недаром и полковник Траутмен, один из тех, кому можно было бы предъявить счет за искалеченную душу этого солдата и за бесчинства, которые творила на вьетнамской земле американская военщина, выступает в фильме не как ответчик, а как благородный третейский судья. К тому же он своим выучеником явно гордится. (Н. Цыркун так подробно пересказала "Рэмбо" не просто так - советские люди еще несколько лет не смогут его посмотреть
Пытаясь исцелить американцев от негативного отношения к вьетнамской авантюре, Голливуд использует целый набор специфических приемов. Об этом пишет, например, французский критик Анн-Мари Бидо в журнале "Синема". Она отмечает, что в целом ряде американских фильмов - "Охотник на оленей", "Таксист" и других - воспроизведение актов насилия, совершаемых не в массовом масштабе, а персонажем-одиночкой, и не на поле боя, а в мирной жизни, служит как бы прививкой, приучает зрителя не испытывать ужас перед кошмарами войны. Более того, продолжает Бидо, когда насилие уподобляется в фильмах религиозному ритуалу, мистериальному обряду, оно приобретает уже не пугающий, не отталкивающий, а "очищающий" характер. Так, например, прежде чем устроить кровавую баню сутенерам, которые держат в своих лапах малолетнюю проститутку, Тревис из фильма "Таксист" (тоже, кстати, припоминающий по этому случаю свое вьетнамское прошлое - в фильме о Вьетнаме нет ни слова, но у Тревиса большой шрам на спине - Ромдорн) обривает голову, как это делали воинственные ирокезы, вступая на тропу войны. Миф утверждает, что пролитая кровь искупает вину. И в "Таксисте" Тревис, усеявший свой путь трупами (помнится, тремя, Нине Цыркун надо было советский фильм "Шестой" посмотреть - Ромдорн), но проливший и свою кровь, становится чуть ли не национальным героем. Истекает кровью и одичавший от ненависти Рэмбо, тоже выдвигаемый авторами на амплуа борца за справедливость. В этом смысле название фильма "Первая кровь" звучит по-своему символично...
Наблюдения французского критика, как нам кажется, во многом относятся к деятельности сценариста и режиссера Джона Милиуса, дебютировавшего в начале 70-х годов.
Хотя этот человек никогда не призывался на военную службу ("не служил - не мужик" и "армия не сделала из него человека"  - Ромдорн), он с гордостью носит данную ему журналистами кличку "генерала Милиуса". Впрочем, он предпочитает называть себя "дзен-фашистом", соединяя в этом понятии пристрастие к восточным религиям и явную приверженность идеологии нацизма (из чего же это явствует? - Ромдорн).
Те, кто видел на Московском кинофестивале 1979 года фильм Копполы "Апокалипсис сегодня" (узок круг этих зрителей! - Ромдорн), помнят, наверное, странный ритуальный танец, который исполняет лейтенант Уиллард, готовясь к встрече с безумным полковником Курцем...
Культ оружия стал фундаментом его идейной позиции, что воплотилось в его последней работе - фильме "Конан-варвар".
Действие картины разворачивается в некоем условном, весьма отдаленном прошлом и в столь же условной стране, на "перекрестке мира", где сходятся пути разных рас и народов. Воинственное племя пришедших с Востока змеепоклонников разрушает селение, где живет маленький Конан, убивает его родителей, а самого забирает в плен. Враги похищают также чудодейственный меч, выкованный отцом Конана. Идут годы, мальчик, выросший в неволе, превращается в могучего красавца, привыкшего испытывать наслаждение от ловкого удара, которым можно размозжить голову противника, от ликования зрителей, прославляющих его на поединках гладиаторов. Восточные мудрецы посвящают его в таинства своей магии - и он становится неким идеальным воплощением "дзен-фашизма". Недаром рецензент английского журнала "Манслифилмбуллетин" не без сарказма отметил, что это произведение Милиуса имело бы грандиозный успех в гитлеровской Германии. Действительно, образ главного героя - великана с хорошо развитой мускулатурой (на эту роль был приглашен западногерманский культурист Арнольд Шварценеггер - да, Густавыча любили к ФРГ относить, хотя он прожил в баварском Мюнхене 2 года от силы - Ромдорн) - точно отвечает идеалу "белокурой бестии" - сверхчеловека, не отягощенного раздумьями, не отравленного интеллигентской рефлексией, легко пускающего в ход и кулак, и меч (такой человек есть и в ЖЖ: https://v-vodokachkin.livejournal.com/).)) Вероятно, не случайно враги Конана поклоняются змее, символу мудрости. Мудрость варвара - сила, а все прочее - от лукавого.
Враг Конана, Тулса Дум, пришедший с востока темнокожий тиран и деспот (в этой роли снялся известный негритянский актер Джеймс Джоунз), воплощение коварства, злокозненностн, беспощадности - всех смертных грехов. Но Конан, разумеется, торжествует: на Горе Власти он отрубает голову непобедимому Тулсе Думу и кладет конец культу змеепоклонства. Вместе с ним торжествуют и те ценности, которые он защищает, тот кодекс язычника, от лица которого выступает и сам создатель фильма. Конан, говорит он, озабочен "самой сутью жизни", он всегда "обуреваем стремлением убивать, вонзать свой нож в чужую плоть, обагрять лезвие кровью и вспарывать внутренности"...

...экран выявляет причины, побудившие подлинных хозяев США, представителей монополистического капитала, культивировать в стране панические настроения перед лицом мифического "коммунистического заговора". Причины эти, как свидетельствует хроника, заключаются в страхе, который испытывают реакционные круги перед силами прогресса в самих Соединенных Штатах и за рубежом, в неприятии ими тех глубоких перемен, которые принесла миру победа над фашизмом, в попытках оправдать бесчеловечность атомных бомбардировок японских городов, подхлестнуть рост военных расходов, истощающих бюджет рядовых граждан.
Конечно, Америка сегодня не та, что была несколько десятилетий назад, и те способы "промывки мозгов", которые были в ходу тогда, сегодня менее эффективны. Но угроза справа не перестает от этого быть реальной, она лишь приобретает новые формы, стремится замаскировать себя "человеческим" лицом.
Автор книги "Дружелюбный фашизм" американский публицист Бертрам Гросс, исследуя это явление, отмечает, что не следует думать, будто рекрутирующий с "правого фланга" своих сторонников фашизм будет похож на тот, каким он был в 30-е годы в Германии. Это, пишет он, будет "фашизм с улыбкой", "дружелюбный фашизм", "нарядный и привлекательный", как витрина модного магазина на Мэдисон-авеню. И тем он опаснее...
(Как страшно жить! - Ромдорн)
Прикрываясь фальшивыми человеколюбивыми лозунгами, спекулируя на реальных проблемах, раздирающих американское общество, привлекая к сотрудничеству популярных актеров и режиссеров, не всегда сознающих меру своей ответственности перед зрителем, "новые правые" воплощают на экране наиболее реакционные и антигуманистические догмы буржуазной идеологии, сея в умах людей зерна взаимной ненависти, жестокости, исповедуя милитаризм и антикоммунизм".
Источник: http://old.kinoart.ru/blogs/novye-pravye-v-gollivude

Подчеркнуты шаблонные выражения, которыми изобиловала отечественная публицистика.
Tags: история, история СССР, история ХХ века, капитализм, кино, юмор
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
Эти два чувака занимаются теориями управления массами, Джонс прославился экспериментом по фашизации старшеклассников своей школы в 1967-м. Гениальный опыт с неоднозначными выводами. По-мне фашизм заходит скорее молодым неокрепшим умам или питекантропам в наколка с выросшими лобковыми волосами.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments