nipolin (nipolin) wrote in new_rabochy,
nipolin
nipolin
new_rabochy

Category:

Экспроприаторы будут экспроприированы

Обмен информацией проводят для того, чтобы найти взаимопонимание. Но взаимопонимание без понимания невозможно, а последнее возникает только в ходе процесса познания. Поэтому познание должно управлять обменом информации (фильтруй базар). Если обмен информации получает приоритет, то информационный шум уничтожает познание и понимание, а люди превращаются в тупое быдло (в домашний скот у кормушки). Это присказка.

Как говорил здесь один комментатор, коммунизм - это, конечно, утопия, и калька с библейского "рая", но как асимптота "принципы идеального общества будущего" - вполне годится. Я мог бы сказать, что коммунизм - это пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Но классики под коммунизмом понимали возврат к доклассовому обществу с включением всех достижений цивилизации эксплуататорского строя (другими словами, синтез первобытно-общинного строя и эксплуататорского строя).
Цитата из Александра Зиновьева (взято у romdorn):
"Исторически коммунистическое общество мыслилось как общество, в котором будет равенство людей во всех аспектах их жизни. О том, что это общество породит свои формы социального и экономического неравенства, причем – в очень сильных размерах, об этом даже думать не хотели. Все зло связывали с частной собственностью. А раз последняя мыслилась как подлежащая уничтожению, то и все зло жизни людей предполагалось исчезающим в самом примитивном смысле – как потребность в еде, одежде, жилье. Надежда состояла в том, что они будут удовлетворены, это и выразили в принципе «по потребности». Изобилие – понятие относительное, исторически определенное. И в той мере, в какой оно мыслилось в прошлые века, оно достигнуто в советском обществе. Здесь нет людей голодающих буквально, нет нищих и бездомных. И в этом смысле принцип коммунизма реализован."

Надо признать, что главный принцип коммунизма - свободное развитие личности и развитие общества - не реализован.

Что означает марксов вывод из Капитала: экспроприаторов экспроприируют.
Экспроприаторы провели первое отрицание - общественную собственность превратили в частную собственность путём физического отъёма собственности. Это касается собственности на средства производства, которые изначально принадлежали общине или обществу. Надо осознавать, что этот процесс длительный и протекал в течение трех этапов эксплуататорского строя - рабовладения, феодализма и капитализма. Капитализм в течение трёх веков создал силами общества огромные средства производства, которые способны решить все проблемы потребления, но эти средства производства остаются в частной собственности. При этом частная (приватная) собственность косвенно является частью общественной собственности в силу общественного согласия.

Второе отрицание, казалось бы, должно быть зеркальным отражением первого, то есть представлять собой отъём частной собственности и превращение её в непосредственно общественную собственность. Тогда Маркс должен был написать вместо "экспроприаторов экспроприируют" - общество экспроприирует собственность экспроприаторов. Однако Маркс голова и достаточно знал Гегеля, чтобы считать второе отрицание (отрицание отрицания) зеркальным аналогом первого отрицания, в отличие от своих эпигонов-догматиков. Переход от антитезиса к синтезу гораздо сложнее, чем переход от тезиса к антитезису.
Второе отрицание (отрицание отрицания) приводит к синтезу. Посему экспроприаторы будут экспроприированы в том смысле, что они будут поставлены в такие общественные отношения, которые вынуждают их действовать в интересах развития общества, а не в интересах капитала. Проблема заключается в том, чтобы обратить частную инициативу в общественную пользу. Отрицание отрицания имеет своим следствием раздвоение эксплуататорского строя на коммунистический строй и на то, что осталось от эксплуататорского строя после отделения коммунистического строя (а осталось немало). Возникло новое противоречие социосферы - коммунистический строй против эксплуататорского строя.

Маркс еще в 1844 году предсказал, что вначале коммунизм пойдет по пути упразднения частной собственности, хотя это в действительности невозможно; поэтому "отношение частной собственности остается отношением всего общества к миру вещей". Невозможность упразднения частной собственности следует из того, что производство трудовых отношений может проходить только в рамках обмена товаров. Далее Маркс более подробно характеризует так называемый грубый коммунизм: "Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом" (К.Маркс и Ф.Энгельс , Соч.,т.42, с.114,115).

Второй этап коммунистического строя (социализм) Маркс охарактеризовал следующим образом: так как коммунизм " еще не уяснил себе положительной сущности частной собственности и не постиг еще человеческой природы потребности, то он тоже еще находится в плену у частной собственности и заражен ею" (К.Маркс и Ф.Энгельс , Соч.,т.42, с.116). Маркс допускает для такого коммунизма "упразднение государства", что, по - видимому, относится к области утопии, так как второй этап коммунистического строя не отделим от государства по самой своей сути. Он устроен так же, как и первый этап коммунистического строя, с тем отличием, что в роли " общины как всеобщего капиталиста" действует не общество, а государство. Хотя, надо признать, классик ошибался лишь в деталях, ибо замена диктатуры пролетариата на диктатуру бюрократии действительно произошла в ходе развития социализма, а третий этап коммунистического строя должен быть ознаменован потерей для государства ведущего положения в противоречии его с трудовыми коллективами.

И, наконец, третий этап коммунистического строя для Маркса есть "коммунизм как положительное упразднение частной собственности - этого самоотчуждения человека - и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному."(К.Маркс и Ф.Энгельс , Соч.,т.42, с.116). По-видимому, Маркс предполагал стирание граней между частной и общественной собственностью в результате процесса, в ходе которого "экспроприаторов экспроприируют".

Вывод.
Путь к коммунизму лежит через преодоление (но не через ликвидацию) общества потребления. Потребление для развития личности, а не развитие личности для потребления. По-видимому, возникнет противоречие мировоззрения потребления и мировоззрения развития.

ПРОЕКТ НООСФЕРА
Subscribe

promo new_rabochy 09:29, yesterday 39
Buy for 10 tokens
Ленинград. Васильевский остров. 1983 г. Как известно, в бытность Юрия Андропова руководителем СССР завелись в стране строгие порядки. То прогульщиков в кинотеатрах ловили, то растрепали хлопковую «мафию» в Узбекистане, то разоблачали милиционеров — оборотней в погонах.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments