romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:

Было ли в СССР хоть что-то хорошее?! Версия Антисоветчика

Почему "антисоветчика"? А потому что меня неоднократно обзывали "антисоветчиком" (тов. yakommunist) и как-то обвинили в "антисоветской пропаганде" (https://rabochy.livejournal.com/95499.html).
А так как тов. Якоммунист обвинил меня, что я упорно молчу о достоинствах СССР, и говорю лишь о недостатках, я решил снять груз с души и высказаться.

Естественно, у любого явления есть достоинства и недостатки.
Причем верно упоминается, что "наши недостатки есть продолжение наших достоинств".
Поскольку недостатки СССР мы основательно прополоскали и обобщили (https://new-rabochy.livejournal.com/39389.html), пора посмотреть на оборотную их сторону.
Это довольно просто, так что бонусом оценим экономические достижения СССР в сравнении с западноевропейскими странами (оценим статистику на некоторые годы).


Итак, многие товарищи отмечали сосредоточение власти у компартии, отсутствие дискуссий и внутрипартийной (не говоря уж об общественной) демократии, ослабление власти Советов и отсутствие низового контроля действий власти.
При таком недостатке становится понятно, что
- в СССР была устойчивая и быстро реагирующая на изменения "вертикаль власти". Отсутствие параллельных центров силы гарантировало исполнение распоряжений власти и позволяло неплохо планировать многие свершения.
Помню, как мне было трудно понять теорию разделения властей, которую я изучал на "втором высшем" в 2000-е годы. Назначение одного человека на посты Председателя Совета Министров и Генсека (Сталин, Хрущев) или работа Генсека по совместительству еще и Председателем Президиума Верховного Совета (Брежнев) мне казалась очень даже разумной. Немудрено поэтому, что я не видел смысла в фигуре Президента и Канцлера в Германии и совмещение этих постов Адольфом Гитлером не вызывало у меня протеста.
Остановка в развитии теории имела ту хорошую сторону, что учебники устаревали медленно, основные их положения были известны людям разных поколений,
- монолитность идеологии способствовала упрощению в обеспечении "морально-политического единства советского народа".
Усиление государства вместо отмирания - тоже плохо только с позиции "верности слову")). Реально же
-централизованная плановая экономика весьма эффективна при мобилизации ресурсов на приоритетные цели. Это показала война, индустриализация, план преобразования природы и т.п.
Большевикам удалось провести модернизацию экономики страны, что не удалось царям и буржуазии.
- Создание национальных республик хорошо как для развития самих народов этих республик, так и в плане устойчивости Системы перед вызовами сепаратизма: "Смотри, Нурсултан, зачем нам отделяться - ты и так уважаемый человек при власти!"
- Советский Союз постоянно повышал культурный и образовательный уровень своих граждан, уменьшал общую и детскую смертность, но оказался не всесилен перед разнообразными вызовами Жизни((.
Я уверен, что он был вполне жизнеспособным образованием, и мог сохраниться в целости, только коммунистическая идеология постепенно трансформировалась бы в нечто умеренно-лейбористское или умеренно-националистическое по аналогии с КНР.
Dixi!

Теперь посмотрим и сравним статистику СССР и развитых европейских стран.

Возьмем, например, автомобильную промышленность СССР.
Пика до войны она добилась в 1938: 211114 штук. Этот уровень был восстановлен аж в 1949 году: http://istmat.info/files/uploads/45652/rgae_1562.33.1942_l.1-18.pdf
Но в 1927 году ее не было ВООБЩЕ.

В Германии дело было так: "если в 1932 году в стране было построено лишь 64,4 тыс. автомобилей всех видов, то всего через три года, в 1935-м, их количество достигло 269,6 тыс. единиц, а в предвоенном 1938 году — 381,5 тыс. штук"//http://voenteh.com/voennye-avtomobili/germaniya.html

Учитывая численность населения Германии и СССР, отставание довольно заметное, но не фатальное.

В 1937 г. во Франции было выпущено 230 000 автомобилей, в том числе 45 000 грузовиков//http://www.plam.ru/hist/avtonashestvie_na_sssr_trofeinye_i_lendlizovskie_avtomobili/p2.php

Так что Францию по общему числу авто СССР не превосходил, но надо учесть, что грузовиков в СССР делали 180 000. (Надо также учесть, что население СССР ВЧЕТВЕРО БОЛЬШЕ Франции - так что на душу французы нам не уступали)).

Тут вот данные по советской промышленности 1930-х: http://istmat.info/files/uploads/45254/rgae_1562.329.1594_proizvodstvo_1940-1935.pdf

Интересно, что варежек промышленность делала не на каждого гражданина - около 50 млн пар в год. Кожаной обуви побольше: около 200 млн пар, но это тоже максимум одна пара на человека. Правда, если не обувать детей, выйдет ближе к двум парам, что уже неплохой показатель.
Пищевая промышленность показывает некоторый спад с 1938 к 1940 году - войны нет, а перебои уже настали)).
Но по сравнению с 1932 годом рост всех видов промышленности впечатляет.

В общем, в статистике можно копаться бесконечно, в целом думаю, что СССР не превосходил своими достижениями западные страны, особенно считая на душу населения. Но он не был и жутко отсталым. Так что любые крайние оценки неверны.
Tags: история СССР, история ХХ века, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
Так как, так получается, что мне доводится довольно-таки часто с ними общаться, у меня уже, кажется, в достаточной форме начало складываться представление о том, как они вообще мыслят. Понимание того, что именно приводит их к троцкистским ошибкам. Что само по себе, кажется, заслуживает того, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

Recent Posts from This Community