vasiliev_vladim wrote in new_rabochy

Category:

Пролетарий или рабочий — это одно и то же или нет?

Без знания и понимания того, что сформулировано Марксом в рукописях 1843-1844 годов, не только невозможно адекватно понять всё то, что написано Марксом в рамках и в целях его «Критики политической экономии», и не только всё учение Маркса в той части, в которой он сам успел его разработать.

Без знания и понимания того, что сформулировано Марксом в рукописях 1843-1844 годов, невозможно понять также и то, каких моментов #Маркс не успел разработать, что это за моменты и в чём должна по замыслу Маркса состоять их разработка, дабы всё учение Маркса обрело завершённый вид органической целостности, завершившей своё становление таковой.

Будущие основополагающие и, самое главное, узловые смысловые моменты «Критики политической экономии» концептуально проработаны Марксом уже в этих рукописях 1843-1844 годов как органическая часть всей концепции, которую он затем развёртывал, детализируя и конкретизируя, в органически целостное учение.

И именно от содержания и смысла концепции, сформулированной во всех этих рукописях, изначально и всегда был очень далёк #Энгельс . И именно с концептами, сформулированными в этих рукописях Маркса, несовместимо было мировоззрение и мышление Энгельса. Далеко и несовместимо на столько, насколько далеки и несовместимы два космоса, абсолютно различные и не отобразимые друг на друга, хотя для третьих лиц в первом приближении оба эти космоса выражены посредством почти одних и тех же слов и выражений. Более подробно об этом см.: «Энгельс — первый ревизионист учения Маркса» (размещено 3 июня в 15.14 здесь: https://vasiliev-vladim.livejournal.com/5667.html ).

Именно в экономических рукописях 1844 года Маркс сформулировал определение «пролетария» (#пролетарий ) не только как «того, кто, не обладая ни капиталом, ни земельной рентой, живет исключительно трудом, и притом односторонним, абстрактным трудом», но и как того, кого «политическая экономия рассматривает только как рабочего».

Определение это записано Марксом в рукописи буквально так: «...пролетария, т.е. того, кто, не обладая ни капиталом, ни земельной рентой, живет исключительно трудом, и притом односторонним, абстрактным трудом, политическая экономия рассматривает только как рабочего» (Собр. соч., 2-е изд., т. 42, с. 53).

Но что есть #абстрактный_труд ? Уже в этой рукописи Маркс формулирует положения о том, что, во-первых, политэкономия различает конкретный труд и абстрактный труд, и что, во-вторых, абстрактный труд есть субстанция стоимости, ибо только абстрактным трудом она (стоимость) создаётся. Что, в-третьих, деньги есть не только ставшая самостоятельной форма стоимости, но и форма капитала как самовозрастающей стоимости. В течение следующих полутора десятков лет все эти положения будут диалектически конкретизированы и развёрнуты Марксом в соответствующие отделы «Капитала. Критики политической экономии».

Итак, #рабочий — это тот, кто «живёт исключительно трудом, и притом односторонним, абстрактным трудом», то есть рабочий — это тот, кто живёт исключительно трудом, создающим не просто стоимость, но именно самовозрастающую стоимость (#капитал = #самовозрастающая_стоимость ).

Далее, Маркс в этом определении ясно и недвусмысленно формулирует, что рабочий — это категория политической экономии. А что есть #категории_политической_экономии , согласно рукописям Маркса 1843-1844 и 1857-1859 годов? Категории политической экономии есть объективные мыслительные формы буржуазного общества, то есть формы мышления и сознания в целом, не зависящие от сознания тех, кто мыслит посредством этих мыслительных форм, но предопределяющие сознание и мышление всех, кто мыслит этими мыслительными формами.

Иными словами, категория «рабочий» — это категория буржуазного общества вообще и буржуазной идеологии, в особенности, то есть это объективная мыслительная форма, предопределяющая сознание и мышление (#реальность в целом) всех органических членов буржуазного общества наряду со всеми другими категориями буржуазной идеологии.

В общественных условиях, обеспечивающих и гарантирующих воспроизводство буржуазного общества, рабочий живёт и мыслится исключительно и только как средство производства капитала = как говорящая рабочая скотина, производящая капитал.

В томе 1-ом «Капитала» Маркс пишет также и о «совокупном рабочем». Всякий, кто дал или даст себе труд внимательно прочитать и понять, по какому критерию Маркс относит к «совокупному рабочему» (#совокупный_рабочий ) тех или иных конкретных работников, не может сделать никакого иного вывода, кроме того, что таким критерием является участие в воспроизводстве стоимости вообще и воспроизводстве капитала, в особенности. Ибо конкретный работник является неотъемлемой органической частью, моментом совокупного работника лишь постольку, поскольку данный работник выполняет одну из функций, выполняемых совокупным работником как целым.

Но капиталисты присваивают прибавочную стоимость (#прибавочная_стоимость ) отнюдь не непосредственно, а в той или иной превращённой форме прибавочной стоимости (прибыль, ссудный процент, дивиденд, рента и т.д.), совокупно опосредствующих и результирующих процесс распределения и перераспределения прибавочной стоимости, произведённой совокупным работником, внутри общественного класса буржуазии.

Отсюда неизбежно и необходимо следует, что наёмный работник есть органический момент совокупного рабочего постольку, поскольку применение его труда любым индивидуальным (обособленным в отдельное предприятие) капиталом обеспечивает частным собственникам этого капитала извлечение прибыли, ссудного процента, дивиденда, ренты и т.д. И именно потому и постольку для капитала и с точки зрения капитала труд наёмного работника производителен, что и поскольку применение этого труда позволяет тем или иным капиталистам участвовать в распределении и присвоении совокупной прибавочной стоимости, создаваемой совокупным рабочим.

Поэтому #совокупный_рабочий есть всего лишь иное выражение «рабочего класса» (#рабочий_класс ) как категории политической экономии, рассматривающей участие основных общественных классов (капитал, земля и труд) в производстве материального богатства с целью воспроизводства капитала, самовозрастания стоимости материального богатства.

Политическая экономия (и буржуазное общество в целом) рассматривает пролетариат именно как рабочий класс, то есть исключительно и только как «класс», персонифицирующий (воплощающий) один из факторов капиталистического производства материального богатства, а именно труд, наряду (в одном ряду) с другими факторами — капиталом и землёй, персонифицируемыми соответственно капиталистами и земельными собственниками.

Как наёмный труд предполагает капитал, так и рабочий предполагает буржуазную идеологию и буржуазное общество как таковые.

Как наёмный труд предполагает капитал, так и рабочий класс предполагает класс капиталистов, в особенности, и буржуазии вообще.

Из концептуальных определений пролетария и рабочего, данных Марксом, следует, что именование пролетария «рабочим» и, соответственно, именование пролетариата «рабочим классом»это буржуазное по своему характеру и существу именование.

Или, что есть то же самое, такое именование есть рассмотрение пролетариата ни как иначе, кроме как в качестве органической части буржуазного общества и с точки зрения этого буржуазного общества, то есть одностороннее рассмотрение пролетариата исключительно и только как источника прибавочной стоимости.

Рассмотрение и институциональная квалификация (институциональное определение) пролетариата как тождественного «рабочему классу» есть рассмотрение и утверждение пролетариата исключительно и только как органической части классового общества, господствующим классом которого является буржуазия, с точки зрения буржуазной идеологии, господствующей в этом обществе, и в классовых интересах буржуазии. 

Рассмотрение пролетария как рабочего, отождествление пролетария с рабочим есть неотъемлемый органический момент процесса воспроизводства капитала (#воспроизводство_капитала ) и буржуазного общества (#воспроизводство_буржуазного_общества ) в целом.

Мысля пролетариев как рабочих, тот, кто не только мыслит так, но и, исходя из такого мышления, практически относится к пролетариям именно как к рабочим и только, всецело пребывает в плену и буржуазной идеологии, и буржуазного общества, воспроизводит буржуазное общество вместе с присущей ему и господствующей в нём идеологией.

И, тем более, в этом буржуазном плену не только находится сам, но и ведёт в этот плен всех других тот, кто навязывает, насаждает в особом социуме (обособленном как отдельный общественный организм) такое мышление, отождествляющее пролетариат с рабочим классом, как абсолютное верное, единственно возможное, ибо единственно правильное, мышление.

Именовать наёмных работников пролетариями или рабочими — это, казалось бы, ничего не значащая мелочь, но в действительности — это такая мелочь, которая скрывает сущность конкретного общества, а не только вещей и дел, производимых в нём и им.

Вместо послесловия.

Пролетариат как общественный класс, его социальная структура и организация, а также «несомненность, ибо невозможность, бесспорность, ибо нелепость» его исторической миссии рассмотрены автором в статье «Пролетарская социальная революция. Ч.4: пролетариат и его организация в класс», опубликованной 26.04.2015 по адресу: http://www.dal.by/news/178/26-04-15-8/ 

«У трудящихся проблема, чем завтра детей кормить, а вы им - «Энгельс -  первый ревизионист учения Маркса». А вот о том, что жизненно важно для  трудящихся - о БОД - нигугу».

Экономическая общественная формация  вообще, а капиталистический способ производства, в особенности, не  только предполагают «относительное и абсолютное обнищание рабочего  класса», рост «резервной армии труда», но и закономерное увеличение  масштаба так называемой «застойной нищеты» в рамках всего человечества, а  не только в рамках отдельно взятых государств. Из «застойной нищеты» уже нет никакой  возможности самостоятельно выкарабкаться тем, кто в неё выброшен — выбракован действительными частными собственниками «самого счастливого  общества в истории», которое уже и на уровне ООН официально ведёт к  замене показателя ВВП «индексом счастья».

И это будет  неизбежно, необходимо и неотвратимо продолжаться, доколе пролетариат  практически не приступит к реализации того, о чём сказано, например, в  моей недавней статье «С чего начать? Общая постановка вопроса» (см.: http://www.dal.by/news/178/30-03-20-1/  ). В ней посредством кратких тезисов изложены политэкономические и  социологические основы революционной диктатуры пролетариата и её первых  шагов по реорганизации институциональной власти над общественным  воспроизводством сначала в отдельной стране.

Но для того, чтобы  практически приступить к этому «началу», пролетариату прежде необходимо,  ибо этого не обойти никак от слова совсем, организовать самоё себя как  класс — преобразить самоё себя из класса в себе в класс для себя. Вот об  этом как раз и идёт речь в указанной уже здесь статье «Пролетарская  социальная революция. Ч.4: пролетариат и его организация в класс», а  также в трёх предшествующих статьях этого цикла, начиная с 1-ой  «Российские уроки».

До тех пор, пока и если пролетариат будет  воспринимать, оценивать сам себя и действовать практически, то есть жить  исключительно и только как «рабочий класс», но не как пролетариат,  организовывать пролетарит в «класс» (в том числе и во множество «приводных ремней» к «рабочему классу», коим несть числа) будет  исключительно и только буржуазия вообще и финансовый капитал, в  особенности.

До сих пор именно так и происходило, и происходит, ибо самое трудное - освободиться отнюдь не из рабства физического, но из рабства духовного, идеологического. 

Пролетарий  как пролетарий этот тот, кто становится свободным, подлинным  человеком, последовательно упраздняя существующее состояние отчуждения  продуктов труда, самого труда, отчуждения самого человека от других  людей и от своей родовой природы (сущности).

Пролетарий  исключительно и только как рабочий это тот, кто воспроизводит  исключительно и только своё наёмное материальное и духовное  (идеологическое) рабство, то есть воспроизводит всё буржуазное общество и  экономическую общественную формацию в их неразрывном целом.

Buy for 10 tokens
Так как, так получается, что мне доводится довольно-таки часто с ними общаться, у меня уже, кажется, в достаточной форме начало складываться представление о том, как они вообще мыслят. Понимание того, что именно приводит их к троцкистским ошибкам. Что само по себе, кажется, заслуживает того, чтобы…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.