vasiliev_vladim wrote in new_rabochy

Category:

"Между рабством и волей: чем обусловлено долготерпение русского народа"

Статья автора, первоначально опубликованная здесь в ЖЖ, под названием Чем обусловлен «феномен двойственности» русского народа?, дополненная всеми авторскими комментариями, опубликованными здесь же, а также ранее не публиковавшимся послесловием автора, опубликована «Новыми Известиями» под названием Между рабством и волей: чем обусловлено долготерпение русского народа.

Поскольку основной текст статьи уже опубликован здесь, постольку далее публикую доработанное и дополненное авторское послесловие, основа которого впервые опубликована сегодня «Новыми Известиями»:

Зрелые, взрослые люди, как правило, не обращаются к тем или иным идеям и  теориям до тех пор, пока у них нет практической нужды в них, то есть  пока они с более-менее приемлемым для них результатом получают решения  своих жизненных задач посредством применения того идейного и социально-технологического багажа,  который у них есть. 

По мере исчерпания возможностей и запасов своего идейного и социально-технологического багажа, то  есть по мере того, как и насколько жизнь требует от них не привычных им  (ибо они уже не «работают»), а иных интеллектуальных, идейных,  экономических и политических инструментов и технологий их применения, они вынужденно начинают  интересоваться, а что есть на «базарчике», где, кто и что предлагает.  

Однако чем более радикальных изменений в «социальном инструментарии» требует от них  жизнь, тем дольше и с большей осторожностью люди примериваются к  принципиально новым инструментам радикального изменения своего способа  жизни и к производителям таких инструментов.

Речь идёт об иной социальной идеологии (иной системе взглядов на мiр и на самих себя в нём, а также соответствующих этой системе взглядов способах жизнедеятельности в этом мiре) и органически взаимосвязанной системе социальных технологий или, как говорят буржуазные учёные, «социальных практик», в которых воплощена эта социальная идеология.

И лишь тогда, когда вопрос  этот становится лично для каждого из данных конкретных индивидов и для их ближайшего (у каждого свой радиус  этого) круга вопросом жизни или смерти, они совершают свой «выбор» (вернее, выбор этот уже произошёл давно, но его осуществление на практике  откладывали до последнего момента, а посему речь идёт о «решении» перейти к осуществлению этого выбора на практике и начале исполнения такого решения). 

Момент такого «выбора» — это и есть критическая  поворотная точка — точка бифуркации, то есть необратимого перехода в  иное качество. 

Дело только в том, что такой «выбор» совершается, как правило, отнюдь не как совокупность специально запланированных и выполненных индивидом рациональных операций такого «выбора» — индивид по большей части оперативно, то есть в актуальном поле своего сознания, не рефлексирует ни сам процесс этого «выбора», ни его результат, ни, тем более, моменты начала и окончания процесса такого «выбора».

Но лишь незначительное число индивидов подвергает рефлексии этот, уже совершённый, «выбор», то есть постфактум специально возвращается к осознанию, осмыслению и переосмыслению этого, прежде совершенного им, «выбора». Кто-то делает это немногое время спустя, кто-то спустя годы и десятилетия, а большинство — никогда, довольствуясь выводами об этом, сделанными другими людьми, или вообще не задумываясь об этом.

Поэтому на поверхности общественной жизни эта поворотная точка («точка бифуркации») в развитии особого (обособленного, отдельного) социума проявляется как перелом в общественных настроениях и как их смена, происходящая, нередко, весьма стремительно, если дело идёт, во-первых, о массовых настроениях и, во-вторых, о радикальной смене этих общественных настроений широких масс.

Чем больше людей к моменту массового «выбора» иного «социального инструментария», обусловленного изменением объективеных общественных условий воспроизводства данного особого социума, знает о некоем «социальном инструментарии», что он есть, и что его можно получить там-то и там-то, а  равно и получить с ним необходимую поддержку, сопровождение и координацию (это — моменты организации и осуществления кооперации жизнедеятельности множества индивидом) процесса  практического применения этого «социального инструментария», тем легче и быстрее происходит переход соответствующего социума в иное качественное  состояние, тем меньше издержки такого перехода.

Кстати говоря, в России,  как нигде, со всем этим связан также и феномен «рассыпания прежнего государства-химеры и всех его скреп в три дня»...

promo new_rabochy 00:51, yesterday 46
Buy for 10 tokens
Товарищи! Вы, вероятно, обратили внимание на бурное обсуждение столь насущной в 2021 г. темы сталинских репрессий. Которых не было. Или были. В общем, щаз разберемся. В яростном догфайте сцепились изворотливые талмудисты, мясные балаевцы, евреи-коммунисты и даже юрист - (фейковый) некрофил.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.