-
-
vasiliev_vladim wrote in
new_rabochy
Почему «не работают попытки применения классовой теории» к РФ? Окончание Ч. 1.
1.4. Специфика капиталистического развития России – СССР.
Развитие капитализма в России осуществлялось отнюдь не по Западному, а по Восточному пути, то есть буржуазная социальная революция на Востоке, не исключая также Россию-СССР, осуществлялась «сверху».
Специфика и способы осуществления буржуазной социальной революции на Востоке рассмотрены в моей статье «Пролетарская социальная революция. Ч.3: Общие причины срывов» (см.: http://www.dal.by/news/178/19-04-15-18/ ).
Этот процесс в России-СССР усугубился тем, что здесь в результате не столько Октября 1917-го, сколько Великого перелома 1929-1933 годов централизация капитала была доведена до логического завершения — государство отождествилось с капиталистической корпорацией и наоборот капиталистическая корпорация, фактически сконцентрировавшая (централизовавшая) в своих руках весь общественный капитал страны, превратилась в государство.
Однако СССР в те годы был далеко не одинок в превращении государства в «капиталистическую корпорацию = государство», которое на Западе до сих пор именуется как «корпоративное государство». Долгосрочные натурные эксперименты по предельной централизации общественного капитала государством и превращению его в капиталистическую корпорацию с той или иной мерой полноты были осуществлены в фашистской Италии, национал-социалистической Германии (Третий Рейх) и целом ряде других государств Европы, Азии и латинской Америки.
Именно Маркс в рукописях «Капитала», а не кто-либо ещё (Энгельс так и не понял этого, как и очень много и главного в учении Маркса, ибо не дано Энгельсу было понять этого учения) научно открыл закономерность и предвидел такое развитие концентрации и централизации капитала. Маркс открыл и предвидел закономерность образования не только национальных трестов и прочих отраслевых и межотраслевых капиталистических корпораций-монополий, но и «капиталистических корпораций = государств», и ТНК.
Но Великий перелом был таковым не только в СССР и для СССР — гораздо более масштабный и фундаментальный Великий перелом произошёл во всём глобальном процессе воспроизводства капитала, подчинив себе также и СССР.
Всеобщий товар-эквивалент, каковым было металлическое золото в слитках, выполнявшее общественную функцию денег, был полностью изъят из экономической практики и полностью замещён симулякрами денег, с каковыми весь мир имеет дело и поныне.
Деньги — ставшая самостоятельной форма стоимости, первоначальная простая форма капитала, ибо капитал есть самовозрастающая стоимость. Стоимость существует в вещной форме (овеществлена в товарах), но вещью не является — она есть экономическое отношение, а равно и социальное (общественное) качество всякого товара, указывающее на то, что всякий товар есть продукт труда, овеществлённого в данном товаре.
Количество труда, овеществлённого в товаре, равно общественно необходимым в данных общественных (исторических) условиях затратам на производство этого товара. Цена товара (меновая стоимость товара) есть денежное выражение стоимости товара, однако цена товара в каждый данный момент обмена всех товаров на все товары (через посредство денег) на рынке отклоняются от его (товара) стоимости, стремясь, в конечном итоге, к величине стоимости данного товара.
Симулякр денег, не будучи товаром, не имеет стоимости и поэтому мерой стоимости служить не может, а равно и не может быть ни средством накопления (средство образования сокровища), ни средством обращения, ни средством платежа.
Полное изъятие денег из экономической практики и их тотальное замещение симулякрами денег тождественно экспроприации всех общественных капиталов как стоимости теми, в чью частную пользу осуществлено полное изъятие денег из экономической практики и их тотальное замещение симулякрами денег.
Речь идёт о глобальной интернациональной корпорации финансовых капиталистов, существующей в действительности, однако не представленной в качестве институционально организованной и конституировавшей самоё себя в качестве особой организации публично.
Вследствие этого все прежние виды капитала (промышленный, торговый, банковский и др.) стали превращёнными формами финансового капитала, действительными частными собственниками которого являются действительные члены глобальной интернациональной корпорации финансовых капиталистов.
В натуре (in natura) средства производства оставались и остаются в формальной частной собственности (proprietas в римском праве) прежних владельцев, пользователей и распорядителей, определяемой национальными институтами права соответствующих политических государств.
«Горячая» (завершилась в 1945-ом) и «холодная» фазы (завершилась в 1991-ом) Второй Мировой войны, Бреттон-Вудские и иные соглашения, и, наконец, развал СССР закрепили доминирование в мировой экономике не столько США с долларом США (ФРС США), сколько доминиум глобальной интернациональной корпорации финансовых капиталистов на весь общественный капитал человечества.
Согласно римскому праву, доминиум — это неотчуждаемая частная собственность в отличие от «проприетас», то есть от частного временного владения, пользования и распоряжения вещами, не исключёнными из оборота (= не находящимися в доминиумах).
Рубль СССР в средине 1930-х годов уже был привязан к доллару США, попытка создания альтернативы Бреттон-Вудской системе, предпринятая в начале 1950-х годов по инициативе Джугашвили (Сталина), провалилась полностью менее чем за 10 лет. Но и без этого экономика СССР изначально создавалась и функционировала как часть глобальной экономики, хотя внешне (на поверхности общества), то есть идеологически и политически, всё представлялось прямо противоположным образом.
Так что в действительности вся мировая экономика давно уже является частной собственностью глобальной интернациональной корпорации финансовых капиталистов. А первичный (ФРС США) эмиссионный центр и производные от него эмиссионные центры так называемых национальных валют (национальных симулякров денег) второго (мировые резервные валюты) и последующих порядков — стали и остаются неотчуждаемой частной собственностью этой глобальной интернациональной корпорации в первую очередь.
Вследствие этого все текущие владельцы, пользователи и распорядители товаров, начиная со средств производства и заканчивая продуктами производства, имеют их как proprietas по соответствующему национальному праву. Однако каждый из них в действительности занимает определённое место и вследствие этого играет ту или иную конкретную роль в соответствующих цепочках агентских отношений с действительными частными собственниками всего финансового капитала человечества.
Симулякр денег есть обезличенный универсальный титул и средство высшей (для соответствующего государства) институциональной власти над процессом общественного воспроизводства, а равно и средство распределения или, иначе, финансово-распределительный талон на право требования всякого товара (потребительной стоимости) для его частного присвоения в целях последующего производительного потребления или потребительного производства.
Цен уже нет, ибо нет меры стоимости, но есть только симулякры цен — финансово-распределительные рейтинги товаров (отсюда ключевая роль рейтингования и рейтинговых агентств, каковыми являются также и товарно-сырьевые, и фондовые биржи, и многое что ещё, начиная с эмиссионных центров).
Посредством «обменных» курсов валют (= симулякров «цен» валют) и симулякров цен осуществляется регулирование всех пропорций общественного производства, хотя только к этому оно (регулирование пропорций) совсем не сводится.
Обмен товаров тотально замещён распределением товаров, осуществляемым в виде сделок уступки и переуступки собственно товаров (включая выполнение работ, услуг) по предъявлении и передаче соответствующего количества финансово-распределительных талонов на право требования товаров.
Но только лишь в каждом совершённом и завершённом акте такой уступки и переуступки товаров по предъявлении талонов прав требования на них эти последние (симулякры денег) из эвентуальных (в возможности при наличии всех необходимых условий) прав требования превращаются в актуальные (реальные) права требования.
Глобальный переворот в распределении частной собственности на средства производства и все прочие товары, осуществлённый финансовым капиталом, обусловил закономерную трансформацию всей социально-классовой структуры современного буржуазного общества.
Большинство населения Земли превращено либо в наёмных работников (пролетариев), либо в так называемую резервную армию труда, из которой при необходимости рекрутируются новые наёмные работники взамен выбывающих.
Но и структура буржуазии также существенно изменилась, ибо значительная её часть уже экспроприирована или вскоре будет экспроприирована в качестве капиталистов-предпринимателей, превратившись либо в рантье, либо в государственных служащих среднего и высшего звеньев, либо в иных наёмных работников финансового капитала, в том числе частично в полупролетариев или пролетариев.
Никаких других, кроме буржуазии и пролетариата, общественных классов в современном буржуазном обществе давно уже нет.
Этот Великий перелом, а точнее — полный переворот в глобальном воспроизводстве общественного капитала исключительно и только как финансового капитала, а, стало быть, и во всей глобальной экономике детально рассмотрен мною почти в сотне статей, опубликованных в течение 2012-2020 годов.
Из всего этого здесь изложено лишь только то и в той мере, что и в какой мере необходимо для раскрытия поставленных мною вопросов о том, почему якобы «не работают попытки применения классовой теории» к РФ.
Или в действительности классовая теория работает, но ни её, ни социальной организации, ни специфики общественного воспроизводства в России-СССР-РФ в целом не ведают как раз те, кто предпринимает заведомо безуспешные попытки применить неведомую им теорию к неведомому им общественному образованию?
1.5. Социальная организация господствующих и эксплуатируемых в СССР.
В капиталистической корпорации, фактически сконцентрировавшей (централизовавшей) в своих руках весь общественный капитал страны и превратившейся в государство (существующей в институциональной форме государства), только её действительные члены (вместе с членами их семей) принадлежат к финансовым капиталистам, корпоративно персонализируя весь централизованный финансовый капитал соответствующего государства (особого общественного организма). Только они составляют действительно господствующий и правящий слой (подкласс) буржуазии в данном государстве — действительную буржуазную элиту этого государства.
В СССР действительными членами «капиталистической корпорации = государства» всегда была и оставалась союзная номенклатура, формирование которой было начато Джугашвили (Сталиным) сразу же, как только он преемственно принял от Свердлова руководство повседневной деятельностью оргбюро и секретариата ЦК РКП-ВКП(б).
Кроме союзной номенклатуры, были ещё номенклатуры союзных отраслевых министерств, государственных комитетов и равных им ведомств, номенклатуры каждой из союзных республик и номенклатуры каждой из областей. Собственно все они были в ведении той или иной части общесоюзной номенклатуры, дифференцированной по вертикали и горизонталям.
Но и общесоюзная номенклатура, и все прочие номенклатуры формировались и воспроизводились именно как корпорации посредством кооптации в себя новых членов и изгнания (исключения) попавших в опалу по вполне определённым руководством союзной номенклатуры правилам.
Соответственно тому, к какой номенклатуре принадлежал данный конкретный работник, занимал ли он руководящую должность, и какую конкретно занимал, был членом семьи или вышел на покой, определялся объём реальных полномочий (прав и обязанностей, а также правил их осуществления) соответствующего представителя номенклатуры.
Поскольку СССР в действительности был не чем иным, кроме как «капиталистической корпорацией = государством», постольку совокупность представителей всех номенклатур союзного, республиканского и областного уровней была не чем иным, кроме как буржуазией.
Но действительными членами собственно «капиталистической корпорации = государства» под названием СССР была только союзная номенклатура, включая членов их семей.
Однако СССР ведь по-прежнему оставался государством-химерой, как и Российская империя. Вследствие этого две социальные организации — государства-химеры и государства-корпорации — оказались органически неразрывными, то есть одной социальной организацией.
«Элем» стала и была союзная номенклатура, а «будуном» — вся остальная часть буржуазии СССР, то есть совокупность всех прочих номенклатур союзно-отраслевого, республиканского и областного уровней, не только сохранившая, но и ещё более усилившая вследствие этого свой общественный характер «служилого слоя».
Социальная организация кормящего туземного населения также претерпела существенные изменения, к моменту развала СССР превратив всё трудоспособное население в фактических наёмных работников и/или в резервную армию труда.
Кроме этого, начиная с так называемого «застоя», всё более активно формировалась и развивалась якобы «альтернативная буржуазия» в форме так называемого «теневого сектора» экономики СССР, союзных и автономных республик, включая в него полукриминальный и откровенно криминальный сегменты. А стало быть, также формировалась и развивалась якобы «альтернативная» система наёмного труда.
Однако вся социальная организация населения СССР в целом, в том числе и самоорганизация буржуазии, и каждого из туземных народов идеологически, политически и экономически как бы «скреплялась» всей системой «приводных ремней к массам».
Но в действительности эта социальная организация населения СССР политикой его «эля» последовательно атомизировалась вплоть до распыления коренных народов России вообще и возникающей в их недрах буржуазии, в особенности, на отдельные атомы. В наибольшей мере это, опять-таки, относилось именно к русскому народу.
В условиях капитализма именно государство есть форма организации буржуазии как господствующего класса в его целом, и именно как представитель класса каждый капиталист вступает и находится в отношениях с наёмными работниками, занятыми на его предприятии (в организации, учреждении).
В условиях «капиталистической корпорации = государства» это наиболее очевидно, ибо каждый персонификатор работодателя, нанимающего на работу и применяющего труд наёмных работников, выступает не как иначе, кроме как уполномоченный на то агент государства как формы организации буржуазии в господствующий класс, то есть в класс для себя.
А вот каждый наёмный работник вступает в отношения трудового найма (в любой институциональной форме этих отношений) и находится в этих отношениях с капиталом отнюдь не как представитель общественного класса пролетариев, но исключительно и только как индивид.
Пролетарии именно капиталом, применяющим и эксплуатирующим их труд, организуются в «совокупного рабочего» (Маркс) соответствующего предприятия, отрасли, экономики конкретного национального государства и человечества в целом.
Чтобы пролетариат из класса в себе превратился в класс для себя, требуются не только годы успешной борьбы пролетариев за свои экономические, социальные и политические права, но и сознательно направляемая целенаправленная организационная работа, имеющая своим результатом пролетарскую солидарность.
В СССР все попытки такой борьбы и развития солидарности пролетариата жесточайшим образом подавлялись, а любые возможности для самоорганизации пролетариата целенаправленно запрещались, исключались и нещадно искоренялись.
Но это отнюдь не означает, что пролетариата как класса в СССР не было — он был, но чем дальше от Октября 1917-го, тем в больше мере это был класс в себе, а не класс для себя.
Community Info
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital2 540
- Community readers
- Duration12 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo