Vlad Bout (karlsonmarxx) wrote in new_rabochy,
Vlad Bout
karlsonmarxx
new_rabochy

С Днем рождения, товарищ Карл!

В день рождения Маркса повторю свой пост 2018 года. Просто потому, что он мне нравится. А еще потому, что не хочу заморачиваться никаким новым юбилейным постом, а хочу именно в этот день закончить русскоязычный вариант статьи о Ленине, который аж на 10 000 знаков больше ее варианта, отправленного китайским товарищам для публикации на китайском.
P.S. На фото - подлинные часы Маркса из музея в Трире и бюст мыслителю на месте, где он родился, это третий этаж музея. Фото мое 2016 года.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, КАРЛ!

Сегодня, но ровно 200 лет назад, третий этаж старого дома на МостОвой улице (Brückenstraße 10) в Трире, огласил крик младенца. В семье адвоката Генриха Маркса родился сын. Через год семья переедет в дом на Симеонштрассе, где из трех окон второго этажа хорошо будут просматриваться римские ворота Порто Негра. От них до дома Марксов - метров 100-150. Так римская история, античность вообще, как квинтэссенция мировой общественной истории, стала с детства частью повседневности будущего мыслителя. И нет ничего удивительного в том, что позже он заявит, что нет отдельных наук о человеке, что о нем есть только одна наука - это наука история, наука о его развитии.

Пожалуй, ни об одном мыслителе не было сказано столько раз, что он "устарел", как о Марксе. В постсоветской России это повторяли особенно навязчиво. И чем дольше и больше это повторяли, тем это выглядело глупей. А во время очередного мирового кризиса, всеобщих забастовок в когда-то богатейших странах, краха капиталистического эксперимента в России, это стало и вовсе неприличным. Предмет марксизма - человек, условия его счастья и несчастья. Разве эта тема может устареть? Учение Маркса может стать недостаточным, так стирается посох в руках путника. Но чтобы посох не скользил, достаточно заменить наконечник.

Мне уже приходилось писать, что мы сейчас живем в эпоху «Золотого века» марксизма. Может быть, не по качеству исследований — об этом судить рано — но по условиям существования. Марксизм непопулярен, непонятен широкой публике, даже гоним, он утратил связь с власть и собственность имущими — но все это нормальные условия его существования как революционного учения. В полном соответствии со своим содержанием, марксизм должен быть, и может быть только маргинальным учением. В 1990-е и нулевые я, как марксист, чувствовал себя чрезвычайно комфортно. Я воспринимал как должное враждебное отношение к марксизму со стороны академических кругов, возрождавших тогда теологию, русскую религиозную философию, позитивизм, ницшеанство, или обратившихся к постмодернизму или феноменологии. Делать академическую и любую другую карьеру на критическом изучении общественной реальности вряд ли возможно, а делать карьеру мне было скучно. Нельзя служить одновременно истине и маммоне, хотя бы потому, что маммона - не истинна. Поэтому я бы даже сказал так: марксизм элитарен, но не в том смысле, как, скажем, постмодернизм. Марксизм элитарен, аристократичен благородством своих целей и сложностью, и эту элитарность он компенсирует всеобщностью и «приземленностью», реализмом проблем, которыми он занимается.

В школе я любил, как бы сейчас сказали, "троллить" школьное начальство, демонстративно читая на скучных комсомольских собраниях первый том "Капитала". Но тогда я в нем еще ничего не понимал, втыкая в свой мозг заумные понятия и впрыскивая в него туман диалектических рассуждений. Подлинное открытие Маркса произошло позже. Как-то, уже учась на первом курсе истфака, я купил (представьте себе, совершенно свободно, в книжном магазине) 42 том. Пришел домой, открыл Рукописи 1844 года... И жизнь моя была решена. О чем они? Да о том же самом, о чем говорил спустя 166 лет после их написания Брайан Ино в своей петербургской лекции о культуре. Только то, что Маркс выражал предельно кратко благодаря понятийному аппарату Гегеля и Фейербаха, Ино разжевал на хорошем английском языке нашего современника, не отягощенного знанием немецкой философской классики.

А можно об этом сказать и еще короче.

…Уже попрощавшись и стоя на пороге, я оглянулся и обвел взглядом комнату, в которой жил Маркс и где мы беседовали. Я снова удивился тому, каким толстым слоем пыли покрыта старая мебель, посуда на столе и углы. Пыли не было только на книгах, всюду расставленных аккуратными стопками и на детских игрушках, разбросанных на полу. «Странно, доктор. Мы с вами разговаривали о Вальтере Скотте и Шекспире, а я думал, что мы будем говорить о мировой революции». Маркс улыбнулся и ответил: «Вы ошибаетесь, мой друг: мы все время говорили именно о ней».
(с)А.Коряковцев

Tags: Маркс, Репост, марксизм, революция
Subscribe

promo new_rabochy 20:37, yesterday 9
Buy for 10 tokens
Предисловие. Базовые положения Концепции СПС, опубликованной в LiveJournal в статьях 6 и 17 октября, у меня сформировались к 1985 году на основе многолетнего опыта по созданию и внедрению новых технологий и оборудования. Этому способствовали острые дискуссии с руководителями Минхимпрома СССР…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments