nipolin (nipolin) wrote in new_rabochy,
nipolin
nipolin
new_rabochy

Category:

ГОСУДАРСТВО и ОБЩЕСТВО

Очень познавательная дискуссия.
Марксизм и ревизионизм. Дискуссия М.В.Попова и А.В.Бузгалина. Дом Плеханова, Ленинград, 18.01.2019. https://www.youtube.com/watch?v=yl8v9h6FM0E
Один - марксист-ортодокс - призывает снова установить диктатуру пролетариата, которая должна быть вплоть до коммунизма.
Другой - марксист-ревизионист - говорит, что диктатура пролетариата устарела.
Оба в частности правы. А в конце все остались при своих воззрениях, хотя выяснилось, что ревизионисты уже не марксисты, так как отрицают классовую борьбу. И это есть положительный результат. Вместе с тем, теоретическая беспомощность марксистов-ортодоксов против ревизионистов заключается в непонимании взаимоотношений государства и общества.

Тема актуальна всегда.
Нет ясного понимания у многих, в чём разница. А без понимания не ясно, что делать с собой и с обществом. Это узловой пункт мировоззрения, разделяющий людей на два лагеря или на два класса - класс государственников и класс общественников.
Люди зачастую отождествляют общество и государство, но при этом отождествлении они подразумевают под государством общество. Но не наоборот. Хотя общество гораздо шире государства.
Ленин говорил, что государство - это группа или отряд вооружённых людей, нанятых господствующим классом для подавления. В общем случае, когда нет господствующих классов, государство всё-равно останется необходимо, хотя и не столь централизованное, для подавления антиобщественных животных тенденция, для предотвращения деградации общества.

Человеческое общество образовано совокупностью отношений людей. Спектр общественных отношений людей чрезвычайно широк. На одном его крае находятся трудовые отношения, а на другом - биологические отношения. Трудовые отношения создают основу человеческого общества, а биологические отношения ориентированы на продолжение биологического вида человека. Люди вступают в трудовые отношения по разным причинам. Следует обозначить главную, коренную, причину – угрозу голодной смерти, следовательно, угрозу гибели биологического вида человека.
Государство создано обществом для подавления общественного зла, для стабилизации и консервации условий общественной жизни. В силу последнего требования развитие общества совершается не благодаря государству, а вопреки ему. Так как зло есть оборотная сторона добра, то государство всегда будет необходимо для существования общества и никакое упразднение государства, предсказанное классиками марксизма-ленинизма, невозможно.
Государство представляет собой систему формализованных человеческих отношений, построенную на основе отношения раб-господин. На этом же отношении покоится всякая религия. Поэтому государство и религия всегда находят общий язык, всегда совместимы друг с другом. Окончательную форму государство приобрело, унаследовав структуру феодальной пирамиды.

Проблема соотношения государства и общества заключается в вопросе - кому из них принадлежит главенство. Казалось бы, коль скоро общество создало государство, то последнее должно иметь подчиненное значение, должно обслуживать интересы общества и не должно подавлять или душить общество.
Тем не менее, государство в виде бюрократической системы обладает собственными, присущими только ему системными качествами и закономерностями функционирования, далеко не совпадающими с таковыми, свойственными обществу. Бюрократическая система действует согласно имманентным законам, главными из которых являются инстинкт самосохранения и стремление к экспансии в рамках общества. Поэтому общество вынуждено постоянно обуздывать государство. Именно так устроены развитые буржуазные демократии.

В противном случае, когда общество не имеет общественных институтов, установлений или учреждений, способных контролировать и ограничивать государственную машину, оно подпадает под безраздельную власть государства, оказывается игрушкой в рамках бюрократической системы, а в общественном сознании происходит отождествление общества и государства. Такое положение наблюдается в тех социалистических странах, которые испытали экономический крах в связи с переходом к государственному капитализму (оставаясь в то же время в рамках коммунистического строя) и вследствие последовавшего затем распада пролетарского мировоззрения. Если ранее определенный контроль над государством диктатуры пролетариата и его ограничение осуществляла коммунистическая партия в качестве общественного института, то ныне бюрократическая система (но не отдельные бюрократы) получила полную свободу действий и стремится обустроить свою систему за счет общества. Другими словами, ныне государство паразитирует на обществе - бюрократическая система диктатуры пролетариата выродилась в диктатуру бюрократической системы.

Решающая роль при столкновении интересов общества и государственной системы принадлежит человеческой личности, ибо противоречие общество-государство пронизывает каждую человеческую личность. Итак, человеческая личность внутренне раздвоена на общественную личность и государственную личность. Для одних примат принадлежит государственной составляющей, для других - общественной. В первом случае личность тяготеет к формализованным отношениям государственной системы, а во втором – ориентирована, прежде всего, на неформализованные общественные отношения. Соответственно, для одних диктатура бюрократии благоприятна, а для других - невыносима.
Более того, если личность ориентирована на формализованные отношения, то она не способна к саморазвитию и, поэтому, развивается вынужденно под диктатом государства, то есть развивается постольку, поскольку это требуется для функционирования государственной машины. В итоге человек низводится до состояния придатка государственной машины, теряет человеческое содержание и превращается в механизм. Подчинение личности государственной системе, неспособной к развитию по своей внутренней сущности, закрепощает личность и препятствует ее развитию.

К счастью, человеческая личность гораздо шире и сложнее любой государственной системы - она не предсказуема. Поэтому всякая диктатура государства преходяща. Единственным выходом из заколдованного круга для человека, выходом из жесткой зависимости человеческой личности от бюрократии, от государственной системы, является познание. Человек способен узнать и понять, что система, которую он поддерживает, его же и дурачит, оглупляет, обкрадывая его и духовно и материально.
При социализме государство диктатуры пролетариата поглотило общество. Последний бастион общества - трудовые коллективы - был бюрократизирован, когда на излёте СССР были образованы советы трудовых коллективов. Эти советы трудовых коллективов попали под контроль бюрократии и занялись не производством, а распределением под контролем бюрократии.
Растворение общества в государстве есть следствие глубинного процесса - процесса кристаллизации потребителя при социализме. Производители превратились в потребителей. Государство диктатуры пролетариата обслуживает запросы потребителя и в нем же находит свою опору. Поэтому государство культивирует потребителя. Одновременно пролетарское мировоззрение вырождается в мировоззрение потребления, в чем проявляется ранее скрытая внутренняя его раздвоенность. Другой стороной пролетарского мировоззрения является стремление к развитию, свойственное энтузиастам.
В результате господства в общественной жизни потребительского отношения общество испытало экономический крах и перешло на стадию государственного капитализма, которая соответствует третьей стадии социализма и которая завершает развитие социализма в качестве второго этапа коммунистического строя.

Ныне все потребители, ориентированные на формализованные отношения бюрократической системы, брошены последней на произвол судьбы. Если ранее бюрократия осуществляла распределение и обеспечивала потребителя, то сейчас она занялась самообеспечением путем растаскивания общественной собственности. На фоне экономического кризиса бюрократия приватизировала общественную собственность, взамен позволив потребителям вступать в меновые отношения под своим жестким контролем. Государственная система вместе с вышедшими из ее недр крупными собственниками паразитирует, жиреет как за счет общественной собственности, так и за счет собственности мелких предпринимателей. В целом же, государственная система, занятая не той деятельностью, для которой она предназначена, пренебрегает своими прямыми обязанностями перед обществом. Бюрократическая система, оставшись без контроля, испытывает деградацию (также как и общество в целом). Она смыкается с преступным миром таким образом, что теряется грань между государственной системой и системой организованной преступности.
Потребитель в отчаянии требует от государства помощи и не находит ее. В отчаянии он пытается протестовать и под угрозой голодной смерти решается на акты гражданского неповиновения. Но этот протест не несет положительного содержания, так как направлен на сохранение старых порядков. Потребитель превратился в раба бюрократической системы, в государственного раба. Но тем же самым бюрократическая система вынудила его стать энтузиастом поневоле, ибо он работает практически даром на грани голодной смерти в условиях угрозы увольнения и безработицы. В результате верхняя часть общества жиреет за счет остальной части, причем перекачка прибавочного продукта от большинства к меньшинству осуществляется через государственный бюджет.
Но в целом общественная система социализма сохранилась именно благодаря такому расслоению, ибо в условиях существующей общественной системы большая часть потребителей способна производительно работать только под угрозой голодной смерти, а при ее отсутствии предается пьянству или пресмыкается перед начальством. Потребитель платит чрезмерную цену за право бездумно жить, так как государственная машина отбирает у него самую возможность потреблять. Такое положение вполне устраивает государственную систему и обслуживающий ее контингент. Что же остается делать потребителям?

Главная беда потребителей – недостаток разума вследствие отсутствия достоверного знания о себе и об окружающем мире. Последнее объясняется как блокировкой сознания под гнетом предрассудков, так и неумением мыслить диалектически с учетом противоречивости развивающегося мира. Основной предрассудок – вера в ведущую роль государства или в тождество общества и государства. Личность подчинена обществу изначально, и это подчинение воспринимается органично, тогда как подчинение личности государству достигается террором в той или иной форме. Для начала следует понять, что государство, в конечном счете, управляется обществом, а не наоборот.
Наступило время переходить от отрицательного протеста к положительному действию, от гражданского неповиновения к общественной самодеятельности. В обществе всегда существует энтузиазм, как оборотная сторона потребительства. Только энтузиасты способны помочь потребителям покончить с рабским существованием и достичь человеческого состояния. Нужно добиться такого положения, при котором установка на потребление уступила бы первенство стремлению к развитию производства, ибо без производства нет потребления.

В условиях господства бюрократической системы, пронизывающей трудовые коллективы и простирающей свое влияние до самого последнего рабочего места, всегда будет преобладать установка на потребление, так как бюрократия культивирует потребителя как свою опору. Поэтому предстоящая борьба с господством бюрократов начнется борьбой с потребительским отношением к обществу с самого низкого уровня, с уровня первичного трудового коллектива.
Бюрократия должна контролироваться снизу трудовыми коллективами. Для осуществления такого контроля (который, к тому же, должен преследовать цели развития производства) необходимы коренные изменения в трудовых коллективах - должна произойти поляризация производителей на энтузиастов и потребителей и, соответственно, потребуется осознание энтузиастами своей роли в трудовых коллективах. Энтузиасты участвуют в развитии общества путем развития трудовых отношений, а потребители осознают необходимость развития производства и общества в целом и вытекающую из этого необходимость энтузиазма. Другими словами, в трудовых коллективах должен утвердиться новый трудовой порядок, основанный не на бездумном, рабском подчинении бюрократии, а на осознанном участии в развитии производства при ведущей роли энтузиастов. В результате указанных процессов должно утвердиться мировоззрение развития, как мировоззрение, объединяющее энтузиастов.

Прежде всякое общество строилось на основе разветвленной системы всяких запретов, табу (не убий, не укради и т.п.), которые имеют негативное содержание. Только одно позитивное, созидательное требование - в поте лица своего есть хлеб насущный, то есть добывать трудом средства существования - также имело негативную форму, как требование вынужденной необходимости. В этой системе ценностей единственно по-человечески приемлемым выходом было стремление в рай. Понятие рая отражает апологетику животной жизни и стремление человека к животному состоянию; при этом считается, что все беды свалились на человека якобы с древа знания.

Мировоззрение развития утверждает новое позитивное требование - требование свободного познания, независящего от государства. Именно в лоне познания и следующего за познанием развития трудовых отношений и личность и общество достигнут гармонии.
Возникнет новое внутренне раздвоенное общество, в котором положение личности в рамках противоречия общество - государство будет обратным. Государственная личность будет подчинена бюрократической системе и общество сможет воздействовать на нее посредством этой системы. Общественная личность будет подчиняться непосредственно обществу, интересам развития общества, осуществляя вместе с ним примат по отношению к государству.

ПРОЕКТ НООСФЕРА
Subscribe

Buy for 10 tokens
По-русски рубаху рванув на груди. Константин Симонов Г​***орок! Лучший мой друг! Маде ин, маде ин Екатеринбург. Сергей Чернусь Есть такое понятие "русский рок". Это что-то вроде Русского мира, но в части рок-музыки. Собственно, отличительной особенностью рок-музыки является ведущая…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments