romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:

СССР - уникальное идеократическое государство, а марксизм надо изучать

Сочиняя текст о порноактерах в свой блог, я припомнил Леонида Ионина, известного социолога.
В поиске попалось его интервью, данное около 2007 года. В нем он затронул тему недостаточной изученности Советского Союза именно с социологической точки зрения. А ведь это такой богатый материал!

"СССР, как я уже сказал, – уникальное идеократическое государство, и социологам просто нельзя пройти
мимо такого опыта. А мы проходим, и вполне равнодушно, а в социологии знания
перепеваем Мангейма и более поздних американцев. Но здесь надо говорить не только
о роли марксизма.
Советский Союз как социальная организация, советская история
и советские биографии представляют собой великолепный социологический и
политологический материал.

Социология партий (начиная с РСДРП), элиты, системы
господства, группы интересов, сословия и классы, геополитика, политическая
культура и т.д. и т.п. – все это лучше всего изучать на примере становления советской
системы. А мы в вузах начинаем изучать политическую историю собственной страны
словами «после распада СССР…», а политическую теорию иллюстрируем примерами
из Америки и Европы – которых мы по существу не знаем, поскольку не изучаем
достаточно систематически, – но не из нашей собственной жизни, не из жизни наших
собственных отцов и дедов. В результате студенты не знают и не понимают собственной
страны, и страна не понимает самое себя.
Недавно в телевизионной дискуссии умные люди спорили о том, надо нам
укоренять собственную традицию в России до 1917 года или начинать ее с 1991 года.
Вопрос о том, что советское время – тоже часть нашей традиции, вообще не стоял.
Советское время – это-де «выпадение из истории». Это неправильно и даже гибельно, со
всех точек зрения.
«Советский проект» – вполне модернистский, вполне европейский
проект, и опыт его осуществления – уникальный опыт, который получила наша страна.
Этот опыт, на мой взгляд, может и должен быть осмыслен, должно быть объяснено,
что в нем хорошо, что плохо, и почему. Не надо запихивать его, как скелет, в шкаф.
И не надо рассматривать его исключительно с точки зрения абстрактного гуманизма, то
есть не надо делать эту точку зрения решающей применительно к любой теме. Гегель
как-то писал, что мировой дух ведет свое дело en grand, и не жалеет жертв для своих
целей. Моральное негодование – правильный и, в известных случаях, необходимый
настрой, но реагировать моральным негодованием на глобальные процессы мировой
истории – это все равно, что морально негодовать в адрес цунами, похоронившего
30 тысяч людей, или на приближение астероида, грозящего погубить человечество.
Это, по меньшей мере, непрактично. Также неправильно по моральным основаниям
признать цунами небывшим. Здесь действуют свои законы, и их надо изучать и знать,
хотя бы для того, чтобы в дальнейшем избежать его разрушительного воздействия".

И О МАРКСИЗМЕ

"В 1998 г. исполнилось 150 лет Марксову «Манифесту коммунистической партии». Не
было на Западе практически ни одной значимой газеты или журнала, которые бы не
посвятили этой дате – выходу в свет произведения, во многом определившего судьбы
современной цивилизации, – газетный разворот или тематическую подборку статей.
Единственная страна, где эта дата вовсе не была замечена, – это, конечно, Россия. Так
и живем, как в городе Глупове, мечемся толпой, то вознося кумиров, то сбрасывая их
с откоса в речку. Но время идет, появляются новые люди, не пережившие травмы, о
которой я говорил, зарождается определенный интерес к жизни в СССР, и на этом
фоне может возникнуть интерес к марксизму...
Опыт советского марксизма во всех его разновидностях, начиная
с 20-х годов не может не быть полезным. Я приведу пример. Фрейдомарксизм
Вильгельма Райха, соединявший идеи марксизма и психоанализа Фрейда, стал
основой студенческих бунтов и сексуальной революции 60-х годов. Грубо говоря, от
Фрейда был секс, а от Маркса – революция, и все это органично так соединилось.
Мы живем сейчас в мире, сформированном этой сексуальной революцией. Чтобы в
этом убедиться, достаточно включить на пять минут телевизионную рекламу. Но мало
кто знает, что фрейдомарксизм – в значительной степени продукт марксизма 20-х
годов, а сам Вильгельм Райх, состоявший в Германской коммунистической партии,
публиковался в главном советском партийном теоретическом журнале «Под знаменем
марксизма» (впоследствии был переименован в «Большевик», потом в «Коммунист»,
потом – уже во время перестройки парадоксальным образом – в «Свободную мысль»)
и имел единомышленников среди авторитетных в то время советских теоретиков
(А. Залкинд, например). Это уже потом, когда случился нацизм в Германии, сталинский
переворот и духовная стагнация – в СССР, Райх уехал в США и началась новая эпоха
в его жизни".//https://www.socioprognoz.ru/files/File/history/Ionin.pdf


Конечно, не Сталин внес какой-либо вклад в развитие марксизма. И трепетное к нему отношение со стороны некоторых товарищей обычно говорит о слабом их овладении собственно марксизмом.

Tags: история СССР, марксизм, социология, сталинизм
Subscribe

Buy for 10 tokens
Закончились очередные т.н. выборы. Сформировались новый состав государственной думы, ряд региональных законодательных собраний, избраны (назначены) новые главы субъектов Российской Федерации. И что же дальше? Все мы, пожалуй, до единого, граждане РФ ждем положительных изменений…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments