
У нас там в коммах у Майсуряна как-то не так давно приключилась дискуссия по Ю. В. Андропову, об отношении к нему. Всё никак не доходили руки упорядочить материал, чтобы на некоторые вещи внимание обратить. Сейчас вот сподобился.
К примеру, журналист А. Колобродов в своём материале уже почти трёхлетней давности, посвящённом полувековому юбилею с момента возглавления Андроповым КГБ, называет его "самым загадочным из руководителей страны в XX веке".
Действительно, фигура Ю. В. Андропова выглядит весьма неоднозначной. Признаюсь я и сам: думаю, могу сказать, что немало материалов ему посвящённых прочёл, чтобы своё мнение сформировать, которое, первоначально, кажется, более отрицательное, ныне изменилось на скорее положительное.
Некоторые моменты, на которые хочу обратить и ваше внимание. Кстати, сейчас вот интернет листал, и, попав на ещё один материал, увидел, что и другие на это обращали внимание, в данном случае имею в виду исследователя Г. Почепцова. Речь об отношении к Андропову Александра Яковлева.
Вообще занятно, что последний в своих мемуарах пишет, что после того, как в 1976 году "Брежнев перенес тяжелейший инсульт" - "Андропов объективно оказался близок к своей мечте (Яковлев, конечно же, знал о мечтах Андропова! - моё прим.). Поговаривали о сделке: за Брежневым остается номинальный пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, а пост Генерального секретаря переходит к Андропову". (Здесь это к тому, что А., так или иначе, представлял собою полновесную политическую фигуру, могущую претендовать быть первым лицом!)
Из воспоминаний Яковлева (не просто негативных по отношению к Андропову, а прямо-таки очернительских):
С большим интересом я узнал, что Андропов четко делил партию на большевиков и коммунистов... Своими он считал несгибаемых большевиков-фундаменталистов, а коммунисты, по его мнению, постоянно хворали то ревизионизмом, то оппортунизмом, то соглашательством. Он был знаком с опытом некоторых европейских компартий, вынужденных считаться с жизнью и приспосабливаться. Он критиковал их, как только мог.
Яковлев пишет: Брежнев его [Андропова] опасался, поэтому сразу же после смерти Суслова он убрал Андропова из КГБ и взял под присмотр поближе к себе... Маху дал Леонид Ильич: КГБ как был, так и остался под Андроповым. А теперь и весь аппарат ЦК под ним оказался: ему поручили вести Секретариат. Он стал вторым человеком в партии и государстве, а фактически, как до него Суслов, - первым.
При этом, упоминая, как уже отмечено выше, что "в 1976 году Брежнев перенес тяжелейший инсульт", Яковлев там же отмечал, что: "Номенклатура торжествовала. Она просто мечтала именно о таком, впавшем в детство генеральном секретаре". "Впавший в детство" генсек берёт того, кого "опасался", "под присмотр поближе к себе"? Хм... А ведь ещё затем: "весь аппарат ЦК под ним оказался: ему поручили вести Секретариат. Он стал вторым человеком в партии и государстве, а фактически... - первым".
"Новым Генеральным секретарем ЦК единогласно назначили Андропова".
Резюмируя: считаю, что выдвижение Андропова в собственные преемники произошло по воле Брежнева. И это было, в тех обстоятельствах, скорее достойным решением.
Community Info