И попалась мне книга Чуковского «Солнечная», а потом его статья «Бобровка на Саре» - о детском туберкулезном санатории в Крыму. Санаторий тот основан был еще до революции, но, конечно, был не государственным, существовал на пожертвования, был всего на 100 детей и платным.
Стал государственным, бесплатным, для всех, его расширяли, строили новые корпуса, дети там жили годами.
Чуковский писал книгу «с натуры», в дни личной трагедии – в санатории том лечилась и потом умерла его дочь. И есть в книге показательный персонаж – Буба, совершенно дикий «несоциализированный» подросток.
"Всё оказалось просто:
хотя он был старше всех солнечных (ему шел уже шестнадцатый год), он был совершенно неграмотный.
"Номерями" называл он буквы, и то, что он не знал "номерей", казалось ему непоправимым несчастьем.
Он пылко завидовал тем, кому были доступны "номеря".
И вот они-то, из тех 85%, которые не хрустели французскими булками, которые росли как трава, зачастую рахитичные, туберкулезные, золотушные, вшивые, повально неграмотные, часто голодные и никогда никому не нужные – вдруг они стали нужны своей стране. Их стали кормить, лечить, учить, давать профессию.
Все это было сделано в немыслимо короткие сроки. Для огромного количества людей полный бесперспективняк сменился мощным «социальным лифтом».
"Мы стояли бы у церкви на паперти и просили бы милостыню. А теперь, хоть мы и хромые и горбатые, из нас выйдут учителя, инженеры - да, да, - агрономы, бухгалтеры, техники - да - и мы будем работать, как черти".
И они работали. А потом победили.
А их дети забыли, откуда их вытащили. Причем забыли быстро - уже в 60-е. Оттепель - репетиция перестройки, но еще были живы поколение 20-х и фронтовики, вывернулись. Внуки всё сдали окончательно.
Коммент

Community Info