m_pavluchenko (m_pavluchenko) wrote in new_rabochy,
m_pavluchenko
m_pavluchenko
new_rabochy

Categories:

О истории и исторической политике

Поскольку в сообществе нередко поднимают исторические темы, а также рассуждают о "мифах" и их разоблачении, полагаю будет полезно чуть глубже разобраться с тем, что такое историческая наука, а что к ней не относится.

Во-первых, рассуждая про "мифы" указывают обычно на некие стереотипы имеющиеся в массовом сознании и отражённые в публицистике, на позицию властей относительно событий пошлого, на школьные учебники, но всё это не историческая наука, а отражение политики памяти. Политика памяти, она же историческая политика, совершенно иная отрасль знаний, если история занимается изучением человека в прошлом, то историческая политика сосредоточена на восприятии этого прошлого современниками.

Государство, общественные и международные организации, прочие акторы заинтересованы в формировании выгодного для себя нарратива о прошлом. Причём в отличии от исторической науки их даже формально не волнуют вопросы объективности. Более того, нарратив в политике памяти всегда идеологичен, то есть в него отобраны лишь "удобные" факты и игнорируются не вписывающиеся в концепцию, иначе бы его просто не было смысла создавать. Историки к созданию такого нарратива привлекаются только в качестве консультантов, гораздо большую роль здесь играют идеологи, публицисты, чиновники административно насаждающие сконструированные предыдущими образы. В текстах формирующих политику памяти, в отличии от исторических исследований, нет научной новизны, там не вводятся в оборот новые источники, а интерпретируется давно известное. Некоторые историки занимаются в последние десятилетия изучением политики памяти, например Алексей Ильич Миллер, они препарируют сформированные вышеозначенным путём образы, стараясь показать кто и зачем их пытается создавать.

Хотя практики связанные с политикой памяти применяются с давних пор сам термин очень и очень молодой. Он появился в 1980-х годах в западной Германии, когда канцлер Коль попытался отчасти реабилитировать немецкий патриотизм. Тогда лево-либеральная общественность, в том числе и академическое сообщество, возмутилась этому. Историческая политика приобрела отрицательную коннотацию, как некое циничное стремление государства трактовать прошлое в наиболее выгодном свете, что в общем правда. Но уже в 1990-е годы ровно такая историческая политика буйным цветом расцвела в странах Прибалтики. Здесь актуальная политическая цель - вышвырнуть из политики местных левых, которые могли набрать популярность на фоне кризиса 90-х, подтолкнула здешние власти к спекуляциям на тему советской оккупации и уж совсем смехотворным рассуждениям про геноцид.

Однако самый одиозный пример исторической политики дала в 21 веке Польша, где прямо заявили, что этим важным делом должны заниматься политики и прокуроры, а не историки. Следом за поляками тем же путём пошли и власти Украины. Цели всех выше означенных были в том, чтобы поставить свои государства и народы на место едва ли не главной жертвы событий 20 века. В качестве реакции на такую бурную деятельность соседей исторической политикой озаботились и в Москве. Разумеется во всём вышеозначенном новое лишь то, что это делается прямо и открыто, а сам процесс был формализован.

Такова историческая политика, а что представляет из себя история как наука? Её предмет изучение прошлого на основе исторических источников и при помощи вспомогательных исторических дисциплин. Основными источниками являются письменные (документы, договора, мемуары, письма, дневники, религиозные записи и книги, летописи, хроники и т.д.) и вещественные (созданные человеком нужные ему вещи, сооружения, захоронения и т.д.). К второстепенным источникам относятся художественно-изобразительные, этнографические, а также фото, аудио и видеозаписи, мемораты (зафиксированные историком воспоминания) и др. Всякий источник, прежде чем быть использован, должен быть подвергнут критике и тем самым проверен на достоверность. Ни одно приличное исследование не пишется под одному источнику, даже проверенному, нужно сравнить информацию нескольких источников прежде чем делать выводы. Сами исторические исследования относятся уже к историографии. В таких исследованиях важно соблюдать принцип историзма, то есть рассматривать события не исходя из представлений сегодняшнего дня, а в контексте той эпохи, когда они происходили.

Подходы историков к своему предмету также разнятся. Если условно разместить их в системе координат, то исследователи в одном углу оси абсцисс будут строить свои работы вокруг введения в оборот новых источников или извлечения новой информации из ранее известных, а далее делать осторожные выводы. В противоположном конце окажутся те, кто сначала выдвинул некую гипотезу по поводу прошлого, а уже затем проверяют её через источники подтверждая или опровергая. Первый подход классический и особенно хорошо сохранился в России, так как менее зависим от господствующей в обществе идеологии, а влияние идеологии слишком сильно давило на наших учёных в 20 веке. Второй предпочитают сейчас западные исследователи и он даёт более цельную картину прошлого.

На оси ординат в одном углу окажутся те, кто полагает будто через соблюдение строгих научных методов, в идеале математических, можно реконструировать достоверную и объективную картину прошлого. Их оппоненты с другого конца оси укажут, что всякий источник неизбежно несёт в себе искажения, всякая информация воспринимается самим исследователем лишь преломившись через призму его менталитета и уж совсем нет не ангажированных свидетелей. Посему рассуждая по поводу прошлого нужно всегда делать оговорки, что это наша точка зрения, основанная на таких-то основаниях, но не претендующая на абсолютную истину, которой и вовсе нет. Соответственно всех исследователей можно разместить в одном из углов это системы ближе к тому или иному краю.

Наконец, исторические теории, как и прочее научное знание, должны отвечать критериям фальсифицируемости (принципиальной опровержимости) и верифицируемости (доказуемости).

В заключение вернусь к историческим мифам, нет на земле общества свободного от них, потому что для большинства миф самая удобоваримая форма восприятия информации. Забавно когда человек громогласно борющийся с ними сам воспроизводит такие же "мифы" просто иной направленности, потому прежде чем заниматься разоблачениями надобно осознать от каких мифов несвободен ты сам.
Tags: история
Subscribe

  • "Католики" в Новом Рабочем

    Тема про красно-коричневых заставила вспомнить две вещи. Фашисты родом из Рима. Гитлеровцы с крестами на танках это католики. И наконец, воспеваемые…

  • Журнал "Прорыв" про Китай

    (Случайно попал на прошлогоднюю статью, избранные фрагменты для соо. Автор А. Редин - член редакции журнала "Прорыв".) В кач-ве эпиграфа от меня,…

  • Почему я - красный консерватор (за социализм)

    Актуальная тема затронута товарищем Павлюченко. Про консерватизм. Арзарра в последнее время много пишет про правых либералов, сомкнувшихся с…

promo new_rabochy 10:55, Четверг 89
Buy for 10 tokens
Покой нам только снится deminded в очередной раз копнул Маркса https://deminded.livejournal.com/208004.html "Страдание по стоимости" Конкретно - "трудовую теорию стоимости". Хороший пас - эти страдания показали, в чем дело, что сейчас не так. Отчего им приходится снова и снова ворошить ветхие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments

  • "Католики" в Новом Рабочем

    Тема про красно-коричневых заставила вспомнить две вещи. Фашисты родом из Рима. Гитлеровцы с крестами на танках это католики. И наконец, воспеваемые…

  • Журнал "Прорыв" про Китай

    (Случайно попал на прошлогоднюю статью, избранные фрагменты для соо. Автор А. Редин - член редакции журнала "Прорыв".) В кач-ве эпиграфа от меня,…

  • Почему я - красный консерватор (за социализм)

    Актуальная тема затронута товарищем Павлюченко. Про консерватизм. Арзарра в последнее время много пишет про правых либералов, сомкнувшихся с…