romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:

Когда Каутский еще не был ренегатом

Дискуссия вокруг текста тов. Кохозного Панка о коммунизме (https://new-rabochy.livejournal.com/35121.html?view=1608241#t1608241) выявила то обстоятельство, что немало участников сообщества и наших гостей считают СССР не вполне социалистическим государством, а неким слиянием социалистического правительства и государственно-монополитического капитализма в экономике.
Судя по всему, это тема вечная и довольно схоластическая. Всегда можно найти аргументы как в пользу этой версии истории, так и в пользу иных версий.
Не углубляясь в дебри, размещаю фрагмент интересной работы французского социалиста Жиля Дове о Каутском и отношении к нему Ленина.


Дове считает ленинизм усеченной версией марксизма - а именно "каутскианством", отдалившимся от широких масс трудящихся и вставшим над ними.
В основе же теории Ленина-Каутского он видит представление о наделенных революционным сознанием "особенных людях", которые пытаются внести свои представления в широкие массы рабочего класса. В конечном итоге партийный "авангард" оказывается во главе государства, выполняя модернизационную роль там, где "развитие капитализма не смогло быть обеспечено буржуазией". Как только "капитализм распространился на всю планету и установил над ней свое господство... Дни ленинистской идеологии были сочтены".
Я высказывался когда-то в аналогичном смысле: поскольку модернизация территории Российской империи была проведена большевиками, а коммунизм не наступил, возник некий вакуум, из-за которого коммунистическая идея стала рассматриваться массами как преждевременная и утопическая: https://romdorn.livejournal.com/23073.html

Позже выяснилось, что схожую мысль биограф Н.И. Бухарина Стивен Коэн высказывал еще в 1970-х:
"большевизм — движение, опиравшееся на теорию, — пришел к власти без логически последовательной программы экономической и социальной революции... Маркс рассматривал экономическую модернизацию как историческую функцию капитализма, нигде не указывая и даже не намекая на возможную роль социалистов в этом деле"//http://l.120-bal.ru/istoriya/2223/index.html?page=6

Работа Ж. Дове написана в 1977 году, при этом он считал период господства идей Каутского-Ленина уходящим, и с учетом краха Советского Союза и "восточного блока" в 1989-1991 оказался прав. Другое дело, что внятную альтернативу советской версии марксизма представить он не смог, а то, что представил, выглядит наивно.

Так или иначе, некоторые моменты в прошлом и настоящем социалистического движения он отметил верно, так что полагаю нелишним ознакомиться с его текстом.


Ленин, Каутский и Второй Интернационал
"Ленинизм - это побочный продукт каутскианства. Такой вывод может удивить только того, кто знает о Каутском только по тому, как его ругали в большевизме, особенно по памфлетам Ленина "Крах Второго Интернационала" и "Пролетарская революция и ренегат Каутский", и того, кто знает о Ленине только то, что о нем вещают в различных церквях и сектах его последователей.
Но само название ленинского памфлета весьма точно характеризует его отношение к Каутскому. Если Ленин называет его "ренегатом", то совершенно ясно, что, по его мнению, Каутский был до этого носителем высшей истины, которую он, Ленин, продолжает отстаивать. Ленин весьма далек от критики каутскианства, скорее он обвиняет своего бывшего учителя в предательстве собственного учения. В любом случае, ленинская критика выглядит слишком запоздалой и абсолютно поверхностной. Запоздалой - поскольку Ленин питал самые глубокие иллюзии в отношении германской социал-демократии и одумался лишь после того, как "предательство" было совершено. Поверхностной - потому что Ленин остановился только на проблемах империализма и войны, не углубляясь в причины социал-демократического предательства в августе 1914 г...
 До 1914 г. он даже расхваливал СДПГ за способность соединить "рабочее движение" и "социализм" (см. "Что делать?"). То же самое можно обнаружить в статье-некрологе "Август Бебель"...
Ленин адресует слова похвалы "парламентской тактике германской (и международной) социал-демократии" и ее "принципиальной непримиримости" (!) в августе 1913 года! Год спустя он решил было, что номер газеты "Форвертс" (органа СДПГ), в котором сообщалось, что социал-демократические депутаты голосовали за военные кредиты, был фальшивкой, изготовленной германским Верховным командованием. Все это демонстрирует глубину его долгих иллюзий... в отношении Второго Интернационала вообще и германской социал-демократии в особенности...
Каутский (сформулировал свою теорию) в особенно связной форме в памфлете "Три источника марксизма" и которая на протяжении всей его жизни составляла основу его мышления. Ленин воспринял эту теорию и развил ее в "Насущных задачах нашего движения" (1900 г.) и затем в "Что делать?" (1902 г.), где он много и с большой похвалой говорит о Каутском. В 1913 г. Ленин повторил его идеи в "Трех источниках и трех составных частях марксизма", причем говорил о тех же темах и иногда даже повторял Каутского слово в слово...
Для выражения сути достаточно пары цитат: "стихийное развитие рабочего движения идет именно к подчинению его буржуазной идеологии"; "о самостоятельной, самими рабочими массами в самом ходе их движения вырабатываемой идеологии не может быть и речи". Поэтому необходимо осуществить то, что Каутский называет соединением рабочего движения и социализма. "Современное социалистическое сознание может возникнуть только на основании глубокого научного знания... Носителем же науки является не пролетариат, а буржуазная интеллигенция... Таким образом, социалистическое сознание есть нечто извне внесенное в классовую борьбу пролетариата, а не нечто стихийно из нее возникшее". Эти рассуждения  Каутского Ленин сопровождает замечанием: "глубоко справедливые и важные слова".
Разумеется, это столь желанное "соединение" рабочего движения с социализмом не могло быть осуществлено одинаково в Германии и России: слишком различными были условия. Но важно видеть, что глубинные организационные особенности большевизма были не следствием какой-либо отличной теории, а скорее проистекали из применения тех же самых принципов в иной социальной, экономической и политической ситуации..."

Большевики и восстание масс
"Если, по словам Ленина, "ирония и терпение есть главные качества революционера", то, как заметил Троцкий, "нетерпение есть основной источник оппортунизма". Интеллигент - революционный теоретик не должен прилагать специальные усилия для поиска связей с массами: ведь если его теория революционна, он уже связан с этими массами. Ему не требуется "выбирать лагерь пролетариата", у него, собственно говоря, вообще нет выбора. Его теоретическая и практическая критика определяется его отношением к существующему обществу. Он может освободиться от этой критической страсти только подчинившись этому обществу. И если у него "есть выбор", то он уже больше не революционер, его теоретическая способность к критике давно улетучилась. Проблема распространения им революционных идей в рабочей среде решается в зависимости от самой среды. Когда исторические условия, баланс сил между борющимися классами... выдвигают на повестку дня революционный взрыв пролетариата, революционные интеллигенты делают то же самое, что и рабочие. Они делают то, что они могут делать. Они исследуют, пишут, как только могут, распространяют свои слова... Когда Маркс работал в Британском музее, то, как продукт исторической эволюции пролетариата, он был связан если не с тем или иным конкретным рабочим, то с историческим движением пролетарского класса. Он был не в большей степени изолирован от рабочих, чем отдельный рабочий был изолирован от остальных. Эта связь ограничивалась особенностями времени, самого капитализма.
Когда пролетариат формируется как класс и тем или иным путем объявляет войну капиталу, он не нуждается в том, чтобы кто-нибудь "вносил" в него знания, пока он сам не сможет это сделать. Поскольку при капиталистических отношениях производства он служит всего лишь переменным капиталом, то ему достаточно захотеть хотя бы малейшего изменения своего положения, чтобы немедленно оказаться в самом сердце проблемы, которую ему прежде с таким трудом могли растолковывать интеллектуалы. В классовой борьбе революционер связан с пролетариатом не больше и не меньше, чем прежде. Но теоретическая критика теперь соединяется с практической критикой - не потому что она "привносится" извне, а потому что это становится одним и тем же...

 Было бы серьезной ошибкой видеть в российских революционных кружках плод "соединения" рабочего движения с социализмом. Революционеры, объединенные в социал-демократические группы, не внесли в пролетариат никакой "сознательности". Объяснения или теоретические статьи по марксизму были полезны для рабочих, но они не внушали сознательность или идею классовой борьбы, а просто проясняли некоторые вещи и стимулировали дальнейшие размышления. Ленин так и не понял этой реальности. Он стремился не только внушить рабочему классу сознание необходимости социализма в целом, он хотел давать ему руководящие установки, объясняя, что и когда ему следует делать. Это считалось нормальным, поскольку утверждалось, что только одна партия Ленина (как носитель классового сознания) способна понять и отстаивать общие интересы рабочего класса в целом, невзирая на его разделение на различные слои и группы, способна всегда правильно проанализировать ситуацию и сформулировать правильную установку. Однако уже революция 1905 г. показала практическую неспособность большевистской партии руководить рабочим классом; "авангардная" партия оказалась в хвосте. Все историки, даже те, кто симпатизирует большевикам, признают, что в 1905 г. большевистская партия ничего не поняла в Советах..."

Большевики и сталинисты у власти
"...Большевики оказались у власти с задачей "Россией управлять" (Ленин), выполняя дело буржуазной революции..., то есть обеспечения развития экономики России. Это развитие не могло быть иным, нежели капиталистическое. Задавить рабочий класс и любую оппозицию против партии стало важнейшей задачей... Ленин немедленно вернулся к своим "ленинистским" концепциям, которые должны были позволить ему подчинить рабочий класс. Децисты, "рабочая оппозиция" и "рабочая группа" были разгромлены за отрицание "руководящей роли партии". Ленинистская теория партии была навязана "Интернационалу". После смерти Ленина Зиновьев, Сталин и другие развили ее, ужесточив еще больше "железную дисциплину" и "единство мысли и дела". Принципы, на которых покоился сталинистский Интернационал, оставались теми же самыми, на которых строились реформистские социалистические партии: партия отделена от рабочих и "вносит" в него сознание. Но те, кто отвергал ленинско-сталинскую теорию, объявлялись впавшими в "болото оппортунизма, социал-демократии и меньшевизма".

В конечном счете, сталинизм торжествует только в тех странах, где развитие капитализма не смогло быть обеспечено буржуазией... В Восточной Европе, Китае, на Кубе возникли новые правящие группы, состоявшие из высокопоставленных функционеров бюрократизировавшегося рабочего движения, бывших буржуазных специалистов и техников, части военных кадров или бывших студентов, примкнувших к новому порядку, как это произошло в Китае. В конечном счете, такой процесс стал возможным только из-за слабости рабочего движения. В Китае, например, движущим социальным слоем революции стало крестьянство: неспособное само руководить собой, оно могло только руководиться "партией". Прежде чем захватить власть, группа, организованная в "партию" руководила массами и "освобожденными зонами"... Затем она захватила в свои руки всю социальную жизнь страны. Повсюду идеи Ленина служили мощным бюрократическим фактором. Для Ленина функция руководства рабочим движением была специфической задачей "руководителей", организованных отдельно от движения... Санкционируя создание органов, отделенных от революции и профессионально управляющих массами, ленинизм послужил идеологическим оправданием для создания руководства, отделенного от рабочих. В этом смысле ленинизм, вырванный из своего первоначального контекста, есть всего лишь средство подчинения масс, идеология, узаконивающая бюрократию и сохраняющая капитализм: его осуществление было исторически необходимым для развития новых социальных структур, которые, в свою очередь, исторически необходимы для развития капитала. Когда капитализм распространился на всю планету и установил над ней свое господство, условия для революции созрели. Дни ленинистской идеологии были сочтены.
Невозможно исследовать проблему партии вне контекста исторических условий этих дебатов: в любом случае развитие ленинистской идеологии в различных формах было следствием невозможности пролетарской революции. Если история принесла успех каутскианству-ленинизму, если его противники не смогли ни должным образом организоваться, ни даже развить связную критику его, то это не случайно. Успех каутскианства-ленинизма был продуктом его эры, и первые серьезные атаки против него - практические атаки - обозначили конец целого периода истории. Для этого капиталистическому способу производства понадобилось распространиться на весь мир. Венгерская революция 1956 года стала первым звонком, напоминающим о предстоящей гибели всего периода - периода контрреволюции и одновременно революционного расцвета. Никто не знает, когда этот период окончательно уйдет в прошлое. Но ясно одно: с этого времени критика идей Каутского и Ленина, продукта уходящей эпохи, стала возможной и настоятельно необходимой...
Условия, которые обеспечили развитие и успех организаций типа социал-демократов или большевиков, сегодня уходят в небытие. Что до ленинистской идеологии, то революционные группы, жаждущие соединения социализма с рабочим движением, уже не могут ее использовать. Она может служить либо бюрократам у власти, либо как средство временного цементирования союза проходящих мимо революционных рабочих с посредственными интеллектуалами".

http://www.aitrus.info/node/98
Tags: история СССР, история ХХ века, ленинизм, марксизм, сталинизм
Subscribe

  • Будут ли блогеры править миром?

    Прочитал книгу Дмитрия Давыдова «Посткапитализм и рождение персоналиата». Автор доказывает, что в скором времени нас ждёт смена общественной…

  • Варианты будущего

    Сейчас очень много говорят и пишут о том, что нас ждёт в будущем. Многие склоняются к тому, что история движется в сторону введения всеобщего…

  • Больничная жизнь в до ковидные времена

    Один из двух основных аргументов сторонников изоляции заключается в том, что они якобы "спасают" больницы и коечные места.…

promo new_rabochy 22:23, Воскресенье 10
Buy for 10 tokens
Эти два чувака занимаются теориями управления массами, Джонс прославился экспериментом по фашизации старшеклассников своей школы в 1967-м. Гениальный опыт с неоднозначными выводами. По-мне фашизм заходит скорее молодым неокрепшим умам или питекантропам в наколка с выросшими лобковыми волосами.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 120 comments

  • Будут ли блогеры править миром?

    Прочитал книгу Дмитрия Давыдова «Посткапитализм и рождение персоналиата». Автор доказывает, что в скором времени нас ждёт смена общественной…

  • Варианты будущего

    Сейчас очень много говорят и пишут о том, что нас ждёт в будущем. Многие склоняются к тому, что история движется в сторону введения всеобщего…

  • Больничная жизнь в до ковидные времена

    Один из двух основных аргументов сторонников изоляции заключается в том, что они якобы "спасают" больницы и коечные места.…