romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:
  • Music:

Кто левее - США или РФ?

Слева бесы, справа бесы,
Нет, по новой мне налей!
Эти - с нар, а те - из кресел,-
Не поймешь, какие злей.
И куда, в какие дали,
На какой еще маршрут
Нас с тобою эти врали
По этапу поведут!
Владимир Высоцкий


Недавно у тов. Эрис я высказал мнение, что США левее РФ. Потом я высказал это же в отдельной теме о гендерном разрыве.
Пообещал возражавшим товарищам разобраться в вопросе.
Насколько это удалось, выяснится в данной теме.


Начнем с понятий "правое и левое".
К слову, дебютировав в 2006 году темой о правых и левых (это было не в ЖЖ, ссылку не даю), я понимаю, что сейчас не использую этих выражений в силу их туманности.
И когда мне говорят: "а еще называете себя левым", "Вы не левый, а правый", я недоумеваю: когда я себя "левым" называл?
("Хороший руль левым не назовут", как известно с Дальнего Востока.))
А уж уедание "правизной" ажно умиляет: пенсию при коммунизме, который вот-вот настанет, мне платить не будут? Или покойного И.Хуторского пришлют "разобраться с правашом"?
Эрис написала:
"Капитализм тоже прогрессивный строй по сравнению с предыдущим, но он не левый.
Левизна все же начинается там, где эмансипация (освобождение) человека совмещается с экономически-социальными гарантиями достойной жизни. СССР в первой части уравнения подкачал, США во второй".
Доктор З. написал:
"Со степенью левизны все просто... Гарантированные оплачиваемые отпуска, больничные и медицинское обслуживание - это минимум".

В общем, левые тенденции - это некие гарантии, а правые - это отсутствие гарантий?


Теперь смотрим разные словари и книги.
Как ни странно, нормальных книг по левым и правым нет. Например, Виктор Макаренко ничего не говорит о том, какие идеологии относятся к правым-левым: http://nicat-mammadli.narod.ru/b1.html/b1.pdf
То есть это какой-то околополитический сленг, не более того.
Вроде как "правильные пацаны" и "косячные черти" в неполитическом варианте.))
Однако вот что пишут:
"Термины "правые" и "левые" появились в послереволюционном (1789г.) французском парламенте, в котором возникли три направления, выбравшие (что получилось случайно) свой порядок рассаживания по местам: в правом крыле расположились фельяны - депутаты, желавшие сохранить монархический строй и регулировать его с помощью Конституции; в центре сидели жирондисты - колеблющиеся республиканцы; на левом крыле устроились якобинцы - сторонники радикальных революционных действий, стремящиеся к фундаментальным переменам.
Таким образом, произошло первоначальное разделение на "правых" и "левых" в политике: правые - это те, кто желает сохранить существующее положение, "статус-кво"; левые - те, кто выступает за необходимость перемен, преобразование общественного строя. Синонимами "правых" стали понятия консерватор и реакционер, а "левых" - радикалы и прогрессисты"//https://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/179/Правые


Всеведущая Википедия не прибавляет ясности:
"Во Франции, где возник термин, левыми была названа «партия движения», а правыми «партия порядка»[1][2][3][4]. Промежуточная позиция называется центризм, и человек с такой позицией является умеренным.
Существует общее согласие, что к «левым» относятся прогрессисты, коммунисты, зелёные, социал-демократы, социалисты, синдикалисты, социал-либералы, демократические социалисты, левые либертарианцы, секуляристы, автономисты, антиимпериалисты, антикапиталисты и анархисты[5][6][7][8].
Также существует консенсус, что к «правым» относятся консерваторы, реакционеры, неоконсерваторы, национал-демократы, капиталисты (как и либералы, скорее относятся к центру), в известной степени правые либералы, правые либертарианцы (в том числе анархо-капиталисты), националисты, социал-авторитарии, монархисты, теократы, фашисты, нацисты и франкисты[9].
Существует также и «теория подковы», отвергающая классическое линейное деление на правых и левых, и утверждающая, что ультралевые и ультраправые ближе друг к другу, чем к политическому центру"//https://ru.wikipedia.org/wiki/Разделение_на_правых_и_левых_в_политике


Известный философ Семен Франк в 1930 году написал обстоятельную статью, в которой мучился, подобно мне. О социализме он написал отдельно, выведя его за рамки "правых и левых" идеологий:
"Социализм с самого своего зарождения и по своему существу выходит за пределы противоположности между «правым» и «левым» и образует какое-то третье, самостоятельное, не учтенное этими наименованиями направление. Социализм возник, как известно, из сочетания двух противоположных духовных тенденций: просветительства и рационализма XVIII века (социального радикализма Руссо и Мабли и материализма Гельвеция и Гольбаха), с романтической реакцией начала XIX века против идей XVIII века (первые социалисты — сенсимонисты, ученики Сен-Симона, который в своем учении об «органической» эпохе в противоположность «критической» является последователем Жозефа де Местра). Уже с самого начала он, таким образом, не был ни «левым», ни «правым», будучи одновременно как бы «лево-правым». В дальнейшем развитии социализма второй его генетический корень сказался в характерном для социализма отрицании начала свободы. Таким образом, социализм, сочетая в себе первый и третий из вышеуказанных признаков «левого» направления (рационализм и борьбу низших классов против высших) и в этом отношении продолжая традиции французской революции, резко враждебный «правому» направлению в его традиционном смысле, вместе с тем принципиально отвергает самый, быть может, существенный признак «левого» умонастроения — начало личной свободы и прав личности, которое он заменяет началом безграничного государственного принуждения".

Завершает он словами, которые я поддерживаю: "В конце концов реальность, как всегда, одолеет отжившие идеи, и «правое» и «левое» из жизни уйдет в учебники истории, где оно упокоится, найдя себе место рядом с «гвельфами» и «гибеллинами»".
Я вот тоже не вижу большого смысла в таких классификациях, ибо на практическое качество жизни разные устремления влияют мало.


Диаграмма Нолана
Не удовлетворяясь простой дихотомией, американский либертарианец Дэвид Нолан в 1970 году предложил свою диаграмму:
"Он считал, что практически все политические действия человека можно разделить на две основные категории: экономические и личные. Поэтому по каждой из осей отложена степень влияния государства на эти две категории свобод. В зависимости от допускаемой степени как экономической, так и личной (политической и культурной) свободы, на диаграмме различаются несколько областей, относящиеся к традиционным политическим течениям:
консерваторы (сторонники прагматизма, иерархичности, организованности и экономической свободы при наименьшей личной свободе граждан);
левые (в американской терминологии — либералы: сторонники индивидуализма, равенства и толерантности при наименьшей экономической свободе);
либертарианцы (сторонники минимального вмешательства государства в жизнь общества — минимальное вмешательство государства как в экономической сфере, так и в правовом аспекте);
тоталитаристы (этатисты, коммунитаристы, популисты и т.п.) (сторонники жёсткого контроля государства за жизнью общества как в правовом, так и в экономическом аспекте);
центризм — область в середине, равноудалённая от всех полюсов"//Вики

Забавно пишет о лингвистических различиях правых и левых филолог Георгий Хазагеров:
"Главная черта языка левых - ущербное представление о времени. Из парадигмы времени вынуто настоящее. Есть только проклятое прошлое и светлое будущее... Красные зори все время настают, но никак не настанут. Самой же реальности как таковой не существует.
В мышлении правых акцентировано вечное, сквозь призму которого и рассматривается настоящее. Ключевая формула - ныне и присно. Наличие неизменного “присно”, “всегда” оправдывает существование текущего “ныне”, “сегодня”. Как миг “вечно изменяющейся материи” настоящее бессмысленно, фиктивно, жизнь оправдана лишь будущим. Но как проявление вечного настоящее имеет цену. В нем сталкиваются не прошлое с будущим, что отдает научной фантастикой, а добро со злом, грешное с праведным, что соответствует религиозной картине мира. Все отклонения в настоящем от вечного правые воспринимают как порчу, разрушение, утрату, потерю, забвение... Романтическое сознание, ищущее в прошлом незамутненный источник, исток, корень и тоскующее о золотом веке (фундамент всевозможного неоязычества), едва ли можно назвать ортодоксально правым. Для правого мышления прошлое, настоящее и будущее равны и равно ответственны перед вечным".

Так что там про Америку?!
В общем, я не понял, откуда взялась идея о левизне, предоставляющей гарантии. Скорее тут дело вот в чем: если государство ограничивает экономические свободы индивида, оно же гарантирует взамен некий минимум. Однако, по мнению С.Л. Франка, социализм не является левой идеологией, а как бы "третьим путем". Были тори и виги, а лейбористы пришли позже, короче. Ранние попытки реализации социализма породили реакцию в виде фашизма и нацизма. Но так как кроме собственно умерения социалистических тенденций эти идеологии занимались кучей посторонних и вредных для себя же вещей, они были заменены вариантами "государства всеобщего благосостояния" в виде повсеместного кейнсианства, Нового курса Рузвельта и "скандинавского социализма".

Посему, я лично употребляю выражения "правые" и "левые" исключительно в духе 18 века: консерватизм и реакция в первом случае и стремление к развитию, поиск неизведанного во втором.

Путинская Россия, стремящаяся даже в Конституцию вкорячить представления о прошлом (память предков, Бог, СССР, Великая Отечественная), постоянно живущая сравнениями с 1989 годом (а то и 1953, как верные ленинцы-сталинцы, хотя что там прекрасного, сказать они внятно не могут, см.: https://new-rabochy.livejournal.com/310662.html).

И Америка-США, в которой женщина едва не победила на президентских выборах 2016 года, где узаконены однополые браки, обсуждается вопрос о введении элементов "реального социализма" (Берни Сандерс), где прошлое рассматривается с интересом, но без нажима односторонней госпропаганды (https://www.kinopoisk.ru/film/841335/ , https://www.kinopoisk.ru/film/1044045/ , https://www.kinopoisk.ru/film/86991/).

Ясное дело, что США устремлены к будущему, и оно у них есть, а вот РФ вся в прошлом, и даже если какие-то гарантии от этого прошлого остались, а кое-какие даже вроде добавились (типа детских пособий), перспектива у нее одна:

Ну, а нам что остается?
Дескать - горе не беда?
Пей, дружище, если пьется,-
Все - пустыми невода.
Что искать нам в этой жизни?
Править к пристани какой?
Ну-ка, солнце, ярче брызни!
Со святыми упокой...
Tags: история, социология
Subscribe

  • "Католики" в Новом Рабочем

    Тема про красно-коричневых заставила вспомнить две вещи. Фашисты родом из Рима. Гитлеровцы с крестами на танках это католики. И наконец, воспеваемые…

  • Журнал "Прорыв" про Китай

    (Случайно попал на прошлогоднюю статью, избранные фрагменты для соо. Автор А. Редин - член редакции журнала "Прорыв".) В кач-ве эпиграфа от меня,…

  • Про красно-коричневых

    В 1990-е либералы наклеивали ярлык "красно-коричневых" на лево-патриотов, якобы сочетавших коммунистическую и националистическую идеологию. В…

promo new_rabochy 10:55, thursday 106
Buy for 10 tokens
Покой нам только снится deminded в очередной раз копнул Маркса https://deminded.livejournal.com/208004.html "Страдание по стоимости" Конкретно - "трудовую теорию стоимости". Хороший пас - эти страдания показали, в чем дело, что сейчас не так. Отчего им приходится снова и снова ворошить ветхие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 178 comments

  • "Католики" в Новом Рабочем

    Тема про красно-коричневых заставила вспомнить две вещи. Фашисты родом из Рима. Гитлеровцы с крестами на танках это католики. И наконец, воспеваемые…

  • Журнал "Прорыв" про Китай

    (Случайно попал на прошлогоднюю статью, избранные фрагменты для соо. Автор А. Редин - член редакции журнала "Прорыв".) В кач-ве эпиграфа от меня,…

  • Про красно-коричневых

    В 1990-е либералы наклеивали ярлык "красно-коричневых" на лево-патриотов, якобы сочетавших коммунистическую и националистическую идеологию. В…