smirnov_vasilii wrote in new_rabochy

Category:

Принуждение к труду

Львы на отдыхе. Никаких проблем, когда живот набит под завязку и климатические условия благоприятны
Львы на отдыхе. Никаких проблем, когда живот набит под завязку и климатические условия благоприятны

Человек — высокоорганизованное животное, находящееся на вершине пищевой пирамиды. В дикой природе ему подобен лев — царь зверей.  Львы «трудятся» лишь, когда испытывают голод. После того, как они его удовлетворили, их «трудовые затраты» сводятся к минимальным. Им ничего не угрожает, особенно, если природные условия благоприятны для их существования. Организацию прайда обеспечивают выработанные тысячелетиями правила формирования и функционирования сообщества, подкрепленные физиологией, закрепленной биологическими и социобиологическими законами.

Будучи «социальным животным» человек не может развиваться вне общества — прямохождение, развитие речи и способность к ручному труду формируются исключительно в социальной среде. Свои основные потребности — в пище, защите от врагов и неблагоприятных природных условий люди могут удовлетворить только в обществе. Для этого человек создал  высокоразвитую культуру (материальную и духовную), как свою главную адаптацию к окружающей его биосоциальной среде. К. Маркс полагал, что труд «...вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам». Но вместе с тем труд — это целесообразная деятельность конкретного человека, в процессе которой он активно воздействует на окружающую среду в целях обеспечения своего существования. Трудовая деятельность требует от человека значительных энергетических и интеллектуальных затрат. Эти затраты не являются «естественными» для человека, как природного существа. Они естественны только в том, что обеспечивают лично его естественные потребности. Проблема заключается в том как сделать общественный потребности естественными для каждого человека. Для  принуждения к труду человечество изобрело товарно денежные отношения между людьми. Фактически между человеком и обществом.

С развитием общества повышается эффективность труда отдельного человека. Крестьянин или ремесленник, как показывает тысячелетняя история человечества, вполне спокойно могут жить собственным трудом, ограничив собственные трудозатраты на себя и свою семью до минимума. Однако развитие общественных отношений требует все больше материальных и людских ресурсов для успешного функционирования общественных институтов, обеспечивающих взаимоотношение между людьми.  Прежде всего это касается защиты человека, его хозяйства и семьи от неблагоприятных факторов внешней среды, включая посягательства на его имущество и жизнь со стороны других людей. Членам сообщества, трудящимся на общее благо, необходимы ресурсы для обеспечения их собственных естественных потребностей. Но их обеспечение возможно только в том случае, если другие члены сообщества будут работать не только на себя и свою семью, но и на тех, кто выполняет необходимые для общества функции. Практически каждый человек, включенный в общественные отношения может создать больше полезного продукта, чем ему необходимо для удовлетворения своих естественных потребностей. В том числе и за счет того, что он пользуется благами, создаваемые всем обществомпринцип дополнительности сформулированный Нильсом Бором почти сто лет тому назад. Поэтому люди должны участвовать в общественно полезном труде, внося трудовой вклад в поддержание и развитие общественных институтов, значимых для каждого человека. Желательно добровольно и сознательно. Но не все и не всегда хотят это делать. 

К работе не только на себя, но и на других, как правило, нужно принуждать. В далекие и не столь далекие времена — с помощью плети

Или с помощью шантажа, как в известном мюзикле Б.Брехта:

У акулы зубы — клинья,
Все торчат, как напоказ.
А у Мэкки — нож и только,
Да и тот укрыт от глаз

С развитием общества формы принуждения к труду совершенствуются. В этом отношении современное общество достигло доселе небывалых результатов. Долгое время самым эффективным способом принуждения к труду оказалось вознаграждение за труд на конкурентной основе, что привело к феномену эксплуатации человека человеком.

Комикс, популярный среди современных "марксистов"
Комикс, популярный среди современных "марксистов"

Согласно марксизму эксплуататорами могут быть лишь владельцы средств производства, организующие труд нанятого или принуждаемого к труду силой, или иными обстоятельствами человека. В известном комиксе, до сих пор популярном у пропагандистов классического марксизма, наглядно показано, что если рабочий производит на 50$, а получает 15$, то капиталист 35$, за то, что капиталист лишь подгоняет рабочего. Но это не совсем так. В эти 35$, «недоплачиваемых» рабочему, входит не только рента за средства производства. Громадная часть из этих 35$ идет на расходы по организации производственного процесса (в том числе и на то, чтобы подгонять работающих). И на многочисленные накладные расходы (на амортизацию средств производства, на сырье, на сбыт продукции и т.п.). И на социальные отчисления в виде государственных налогов. Причем с усложнением производства доля платы за обладание средствами производства неуклонно снижается. Это ведет к тому, что в высокоразвитых промышленных странах разрыв в уровне жизни представителей различных страт основной массы населения не столь громадный, каким он был в этих странах 100-150 лет тому назад, каким он является в странах третьего мира. Это привело к феномену скандинавского социализма — решению на практике основных задач социалистического движения в рамках капиталистических общественных отношений

Несмотря на явные успехи, вознаграждение за труд на конкурентной основе в современных высокоразвитых странах  перестает быть эффективным способом принуждения к труду. Высокий уровень социального обеспечения приводит к тому, что в этих странах формируются группы населения отказывающиеся от труда и живущие исключительно на социальных пособиях! Финские власти в 2017-2018 годах поставили любопытный социальный эксперимент. Случайным образом выбранным по всей стране двум тысячами безработных в возрасте от 25 до 58 лет стали выплачивать по €560 в месяц (безусловный базовый доход). Средний доход работающих граждан на то время составлял €2100 в месяц. Участники эксперимента не уплачивали налоги с выплат (весьма высокие в Финляндии!) и получали их в течение двух лет вне зависимости от того, найдут они работу или нет. Одна из главных целей эксперимента состояла в том, чтобы найти альтернативу действующей системе социальных пособий, которая по мнению финских властей слишком бюрократизирована. Однако программа не привела к стимулированию у людей поиска работы и оказалась слишком дорогостоящей. Эксперимент свернули. Победить эпикуреизм и гедонизм, стимулировать тягу к общественно полезному труду, создавая «райские условия» для людей, оказалось невозможным. Такой результат можно было бы предвидеть, если бы экспериментаторы обратили внимание на итоги социального эксперимента «Вселенная-25», поставленного полвека тому назад.

Индустриальное общество нашло эффективный способ принуждения к труду — пропаганду избыточного потребления. Человека заставляют «вкалывать по полной» за сомнительные удовольствия: обладание чем-то «эксклюзивным» и обязательно непомерно дорогим хотя, по-сути, зачастую абсолютно бесполезным и несомненно избыточным! От «золотой» авторучки или кольца с «бриллиантом» до виллы на «лазурном берегу». Причем втягивают в эту гонку начиная с детства, желая воспитать «прынцев» и «прынцесс». Реклама и умелый маркетинг делают свое дело. Проблема правильного потребления настолько значительна, что даже ЖЖ разработал для русскоязычных пользователей программу развития блогов «Эпоха потребления» о том «Как выбирать, где покупать, как эффективно использовать, на что обращать внимание при покупке, как экономить, как тратить деньги и не вредить экологии и другие вопросы, касающиеся потребления товаров и услуг». А вот о том, как ограничить себя от чрезмерного потребления речи не идет. Маркетологов ЖЖ можно понять — законы рынка. Dura lex sed lex  — Закон суров, но это закон.

Другим современным и гораздо более опасным способом принуждения к труду является формирование у населения страха перед угрозой военного конфликта —  межгосударственных и внутригосударственных (гражданских). Человека принуждают смириться со всеми возможными невзгодами «лишь бы не было войны». Вам сейчас плохо, но другим еще хуже и это может случиться с Вами, если не будите трудиться на благо вашего государства, которому необходимы  «першинги», «нодоны», «калибры», «нептуны» и тому подобные «игрушки» политической и военной элиты противостоящих друг другу государств.

И.Репин Бурлаки на Волге. Аллегория эксплуатации человека
И.Репин Бурлаки на Волге. Аллегория эксплуатации человека

Принуждение к труду и эксплуатация человека человеком до сих пор идут рука об руку. Главная причина этого — отсутствие объективных критериев оценки труда конкретного человека с позиции как его собственных физических и интеллектуальных затрат, так и с позиции значимости его труда для общества.

Раньше, 100 — 150 лет тому назад, считалось, что чем больше физической энергии тратит работник, тем выше должен оплачиваться его труд. На практике оценивал затраты труда рабочих-сдельщиков нормировщик, следивший сколько за единицу времени непрерывной работы может сделать рабочий, и на основании этого вычислявший, сколько рабочий может сделать за смену. Естественно, что ни о каком-либо серьезном физиологическом обосновании речь не шла. В советское время оплату труда рабочих соотносили с количеством энергии, тратившейся ими в процессе труда. Причем это обосновывалось данными физиологии труда, которая в то время активно развивалась. Однако данные физиологических исследований вступили в противоречие с экономическими и политическими интересами государства. Интересы страны требовали усиления эксплуатации труда. Но против природы не попрешь. Оказалось себе дороже — несомненно, что физиологическое перенапряжение «строителей коммунизма» способствовало краху СССР.  В настоящее время «основными задачами физиологии труда являются написание рекомендаций по организации рабочего места, эффективное функционирование работника и разработка мероприятий, предохраняющих человека от неблагоприятного влияния факторов среды», т.е. эта наука, по-сути, сводится к эргономике.

В современном обществе все материальные и духовные потребности создаются в результате коллективного труда. Даже создания уникального продукта отдельным человеком невозможно без материальной и интеллектуальной базы, созданной предыдущими поколениями и совершенствующейся его современниками. Более того в становлении уникальной личности участвуют родители и учителя этого человека, которые, в свою очередь, опираются на опыт предшествующий поколений. 

Возможно представить, что секретарша изящно размешивающая сахар в стакане директора завода может значить для эффективности работы предприятия гораздо больше, чем чернорабочий, ворочающий на складе тюки с сырьем. Сможет ли развитие информационных технологий и физиологии труда могут решить этот казус и подобные ему. Теоретически вполне, но будет ли решение рентабельным в свете грандиозной задачи, стоящей перед человечеством, — сохранении себя как космического феномена. Или чисто технократическое решение проблемы принуждения к труду в принципе невозможно? Тогда остается уповать на воспитание всесторонне развитого человека сознательно отдающим свой труд на благо всего общества. Но тогда это будет вообще другой вид — Нomo sapiens intelligens (Человек разумный духовный). 

promo new_rabochy 18:22, sunday 56
Buy for 10 tokens
2 марта, во вторник, Михал Сергеичу Горбачеву исполняется 90 лет. Насколько я понимаю, до более глубокой старости не доживал НИ ОДИН РУКОВОДИТЕЛЬ СССР ИЛИ РОССИИ: Сталин умер в 73-74, Хрущев в 77, Ельцин в 76, а знаменитый Арвид Янович Пельше, над которым шутковал Хазанов, прожил всего-то 84 года.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.