romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:
  • Music:

Автомобиль и бегство от безысходности

Get your motor running
Head out on the highway
Looking for adventure
and whatever comes our way...
We were born, born to be wild
We can climb so high...
Steppenwolf. «Born to Be Wild»


"Рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда не работает".
Карл Маркс. "Экономическо-философские рукописи 1844 года"


Читая разные заметки в ЖЖ об автомобилях и их предполагаемом проклятии, я стал подумывать: может, и мне высказаться? Тем более опыт есть - в 2011 году Дмитрий Жвания напечатал на "Рабкоре" вот эту статью: https://web.archive.org/web/20120328012903/http://www.rabkor.ru/authored/12672.html
Я отправил ответ, и его, как ни странно, очень быстро опубликовали: https://web.archive.org/web/20120328012832/http://www.rabkor.ru/debate/12698.html.
("Рабкор" с тех пор переформатировали, зачистив старые статьи, поэтому я нашел эти дебаты в архиве. Оказывается, и наши комментарии сохранились, так что можно иной раз поностальгировать)).)

В сущности, вот человек мыслит в духе Жвании:
https://sch-haifisch.livejournal.com/68874.html
https://sch-haifisch.livejournal.com/52865.html
https://sch-haifisch.livejournal.com/53298.html

Причем по характеру высказываний видно, что пишет не-водитель. Ему все кажется, что водители из себя кого-то корчат, что автомобиль нужен им для статуса, хотя это сравнительно нераспространенное явление.

И наоборот, вот заметка явно от лица водителя:
https://botya.livejournal.com/66361.html

Но и водитель скользит по поверхности, обращает внимание лишь на удобство личного автомобиля в сравнении с существующим общественным транспортом.
И все трогательно объединяются в чаянии грядущего коммунизма, при котором всюду будет удобный и доступный общественный транспорт, а ресурсы не будут разбазариваться зазря.
Расходятся разве что в представлениях о будущем жилье: один пугается человейников, другой говорит "нормалёк".

А мне вспомнилось читанное год назад и даже репостнутое для памяти.

https://gre4ark.livejournal.com/489245.html - тут человек называет вождение "курением нашего времени".
Мне этот образ показался перспективным: дурная привычка, но взялась она не просто так. Курильщики обычно поясняют, что курят, если нервничают, или им надо подумать, или для удовольствия завершения сытного обеда.
Так или иначе, вождение тоже не может быть связано исключительно с тягой к комфорту. Найм личного шофера зачастую окажется сопоставим с покупкой автомобиля. То же самое относится к такси.
Многие люди используют автомобиль по выходным или как-то еще нерегулярно. К ним отношусь и я... попробую описать свои впечатления от автомобилизации.

Психологи говорят, что желательно менять образ жизни в выходные, чтобы они не походили на будни. Если вы живете в городе, хорошо бы выбраться на природу, а если живете в деревне, неплохо съездить в город. Поэтому тому, кто всю неделю ездит на работу в Москве на электричке, а в выходные надумал съездить туда же с личными целями, вряд ли понравится ехать той же электричкой. В смене транспорта - первая причина использования автомобиля.

Однако поехать можно на автобусе или на такси - ощущения будут немного отличаться от электрички. Но в автобусах обычно пованивает дизельным топливом, могут попасться неприятные попутчики и т.п. Таксист может оказаться неприятным человеком да и просто - он посторонний - уже нельзя свободно обсуждать какие-то темы с женой, например. Возможно, и музыку не послушаешь ту, которую хочешь. Следовательно, смена транспорта не дает ощущения приватности и продолжения "дома" в машине - это вторая причина, которую можно назвать "комфортом".

Однако есть, на мой взгляд, главная причина притягательности вождения, ради описания которой я и затеял написание этого текста.
Когда у меня 4 с половиной года была первая машина, я считал, что с легкостью от нее откажусь, потому что видел в ее использовании только две указанные выше причины. Машина у меня была скромная и не могла обеспечить высокого уровня комфорта, а поехать в Москву я мог даже и на электричке - все равно в выходные в них меньше людей, а детей у меня тогда не было (кстати, речи про ненужность машины ведут обычно бездетные, но рыдающих детей в общественном транспорте они, конечно, встречали и, наверняка, благосклонно им улыбались).
Но эмпирически было замечено, что за 3 месяца без машины я ни разу не ездил к родственникам, живущим в небольшом городе в 120 километрах от меня. В Москву я ездил тоже в разы реже.
Несомненно, я сэкономил некоторые деньги, но жизнь моя как-то поскучнела.
И когда я все-таки купил новый автомобиль, я понял, чего мне не хватало.

Все мы загнаны в условия, описанные в эпиграфе из Маркса - я назвал их "безысходностью". Мы не чувствуем, что обладаем властью над собственной жизнью. И в общественном транспорте у нас есть все шансы почувствовать себя перемещаемым грузом, а не Свободным Человеком, который сам строит свою жизнь и решает все сам за себя.
В первую очередь такое мироощущение свойственно наемным работникам, но мелкие буржуа чувствуют себя, вероятно, еще более загнанными (что и вынуждает их на покупку более дорогих авто, которые создают иллюзию "удавшейся жизни").
Вот реально богатые люди (буржуа), видимо, не нуждаются в подстегивании самоощущения пожиранием километров за рулем авто.
Как-то по работе мне пришлось встречать бизнес-омбудсмена Бориса Титова, а так как известно, что он мультимиллионер, нам было интересно, на какой машине он прибудет в нашу контору. Молодой сотрудник высказал предположение, что на "Феррари", кто-то предположил "Роллс-Ройс" с шофером, но Титов прибыл на немецком микроавтобусе, в котором у него был оборудован мини-офис. Естественно, не он сидел за рулем.

А те, о ком Высоцкий некогда спел "Балладу о маленьком человеке", в вождении обретают себя. Они управляют процессом, в их руках жизнь и смерть - как своя, так и близких, и пешеходов, и некоторых автомобилистов, велосипедистов, мотоциклистов. (Кстати, велосипед не сможет заменить автомобиль в том числе по этой причине, а не только в силу ограниченной функциональности.)
Они обретают власть над временем и пространством:

Мелькают птицы и моторы ревут,
И за бортом машины исчезают города.
Вчера мы были здесь, сегодня мы тут,
А завтра будем там - дорога навсегда!
"Черный обелиск"

Помнится, я нервничал, когда последний раз летал на самолете (в 2011 году). Нет, я не выпивал 0.5 л виски, как одна знакомая, которой часто приходится летать. Но испытывал дискомфорт. Хотя я знаю, что на дорогах не меньше возможностей погибнуть или покалечиться. Я стал анализировать свои ощущения и понял: меня напрягает полная зависимость от внешней силы - летчика и самолета. К тому же я не понимаю значения того или иного крена или вибрации. Может, так надо, а может, у нас вот-вот отвалится крыло?!

Автомобиль остается местом, где человек довольно автономен и многое зависит от его воли и умений. В этом смысле он напоминает сексуальную активность.

Поэтому я не думаю, что общественный транспорт порешает все проблемы. В обществе будущего человек должен будет обрести сам себя, а не просто перемещаться тем или иным способом, как неодушевленный предмет. Ясно, что для этого необязательно быть владельцем автомобиля - развитие автопилотов и каршеринга наверняка уменьшит в скором времени количество металла на дорогах, однако ощущение себя, своей личности нужно будет как-то реализовать в общественно приемлемых формах.
Tags: автомобили, коммунизм
Subscribe

Buy for 10 tokens
Так как, так получается, что мне доводится довольно-таки часто с ними общаться, у меня уже, кажется, в достаточной форме начало складываться представление о том, как они вообще мыслят. Понимание того, что именно приводит их к троцкистским ошибкам. Что само по себе, кажется, заслуживает того, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments