sophia_picus (sophia_picus) wrote in new_rabochy,
sophia_picus
sophia_picus
new_rabochy

Category:

Политэкономическое

Богатство и капитал
Богатство, национальное или общемировое - это дары природы и все результаты труда, накопленные за существование человечества. Ресурсы, вещи, знания, технологии. По Марксу это потребительные стоимости (правильно - ценности). Капиталы - та часть богатств, которая получила денежную оценку или была капитализирована.
Накопленное человечеством богатство - это реальные ценности. Капитал или стоимости - это отражение человеческих взаимоотношений.
Стоимость возникает в процессе товарно-денежного обмена и искажает реальную ценность вещей. Обращение товаров и денег совершается по собственным законам, которые позволяют капиталам рождаться буквально из воздуха. Маркс называл это товарным фетишизмом.

Монетаризм
Законы обращения денег и товаров изучает монетаризм. Маркс уделил монетаризму не слишком много внимания, но вся его суть заключена в одной главе Капитала Обращение денег:
Таким образом, для процесса обращения за данный промежуток времени:
сумма цен товаров/число оборотов одноимённых денежных единиц = массе денег, функционирующих в качестве средств обращения. Этот закон имеет всеобщее значение.


Но Маркс приходит к выводу, что обмен не создает ценности, а только перераспределяет. Кредиты, проценты, торговые наценки - не источники богатства, а механизмы его перераспределения.
А создает богатство - труд. И Маркс сосредотачивается на производстве, рабочей силе и прибавочной стоимости. К слову, Маркс отмечает, что второй создатель богатств - земля. Но чтобы использовать природные дары, к ним все равно нужно приложить труд.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда!

Прибавочная стоимость - основа эксплуатации
Прибавочную стоимость можно рассмотреть с разных точек зрения.
С одной стороны, прибавочная стоимость для владельца предприятия = доход от продажи товара минус зарплата наемных работников.
Понятно, что если товар продается, то присвоение прибавочной стоимости капиталистом или эксплуатация есть всегда (если не продается - то присваивается только прибавочный продукт).
Затем эта прибавочная стоимость перераспределяется между участниками товарно-денежного обмена - получается, что в основе всех капиталистических состояний лежит труд наемных рабочих, но результат перераспределения - явно не в их пользу. Что не есть справедливо.
Марксисты отсюда делают вывод, что товарно-денежные отношения нужно отменить. Но кейнсианцы нашли другой выход.

Внерыночная справедливость
С другой стороны, для наемного работника прибавочная стоимость = доход от продажи товара минус цена воспроизводства его рабочей силы.
Если прибавочную стоимость рассматривать с этой точки зрения, то теоретически возможно так разделить произведенный продукт, чтобы и зарплата работника была выше, чем стоимость воспроизводства рабочей силы, и капиталист был с прибылью. Необходимость такого подхода уже сто лет назад осознали сами капиталисты, например, Форд - может, он Маркса начитался? Не надеясь на сознательность всех буржуев, МРОТ устанавливают государства.
После Великой депрессии вообще родилась концепция государств всеобщего благоденствия - и зарплата перестала быть единственным источником воспроизводства. К ней добавились общественные блага: бесплатное образование, медицина и др., а также выравнивание доходов с помощью прогрессивного налогообложения.
Эксплуатация никуда не делась, но все были в шоколаде. Удалось сохранить плюсы рыночной экономики, исправив ее минусы. Буржуазные экономисты были в восторге: Маркс ошибался!
Западные государства оставались по-прежнему буржуазными, но проводили социальную политику в пользу бедных. А потом - перестали.

Почему сворачиваются социальные государства

Лучшее исследование о бедных и богатых - «Капитал в ХХI веке» Томаса Пикетти - а его самого называют Карлом Марксом ХХI века.
В начале прошлого века половину мирового дохода получали 10% населения.
В 1970-м году самым богатым принадлежит не половина, а треть богатства.
В 1980-м начинается обратный процесс: рост неравенства. Сегодня в США оно вернулось уже на уровень 1900 года, в России - на уровень 1905-го, в Европе - медленно, но тоже растёт.

Что же произошло?
Источником всеобщего процветания была научно-техническая революция, вызвавшая стремительный рост общего богатства. Маркс жил во времена ее расцвета и вряд ли мог предсказать ее замедление. Тем более, что именно капитализму он ставил в заслугу расцвет науки и техники. Но в чем мир действительно изменился со времен Маркса - так это в том, что нтп замедлился. Ни компьютеризация, ни цифровизация не дают сегодня такого экономического эффекта, какой дали электричество, двигатель внутреннего сгорания или конвейерное производство.
Население же Земли продолжает расти ударными темпами - и за счет чего достигается всеобщее процветание?
Богатства создает труд рабочего, но этот труд состоит из двух частей: перенос прошлого труда на новый продукт, и создание новой стоимости. Но если прошлый труд составляет бóльшую часть стоимости, а доход потребляется сегодня? Не является ли наемный рабочий таким же паразитом, как и капиталист - только по отношению к предудущим поколениям? То есть нынешние поколения просто проедают труд предыдущих (и природные ресурсы)? Общемировой прибавочный продукт составляет отрицательную величину.
И общемировое богатство не растет, а постоянно уменьшается. А делить уменьшающийся пирог - совсем не то, что растущий. Чью-то долю придется урезать.
Tags: марксизм, экономика
Subscribe

promo new_rabochy 15:08, sunday 108
Buy for 10 tokens
Товарищ Лакониум затронул тему Айн Рэнд и, в камментах, — айнрэндовского героя - сильного и умного: https://new-rabochy.livejournal.com/1234361.html. Атланта (титана), сверхчеловека. Аналогичный образ создала и Цвай Рэнд Латынина. К нему же явно или неявно отсылаются многие, покусанные гражданкой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments