gleb314 (gleb314) wrote in new_rabochy,
gleb314
gleb314
new_rabochy

Categories:

Интервью с идеологом финской системы образования

Само интервью с Паси Сальбергом здесь:
https://pro.rbc.ru/demo/5df3d7459a794776c65b3228?from=column_12

Также, для тех кто хочет чуть более подробно познакомиться с финской системой образования есть его книга "Финские уроки", доступна на русском в сети.

Что мне показалось самым важным:
1) Ставка на улучшение государственного образования. Частные школы не запрещаются, но становятся для подавляющего большинства населения просто ненужными.
2) Переход от контроля к доверию. Нет необходимости постоянно "проверять знания" учеников. Хороший учитель знает, какие пробелы есть у его учеников и что с этим делать. Нет необходимости контролировать выполнение учителями "методик". Хороший учитель знает, как ему учить. (Разумеется, это все работает только при небольших класссах, уделять внимание одновременно 40 ученикам, это и гению не под силу).
3) Ставка на учителя. Учитель становится Мастером, который делает основную работу. А администрация занимается тем, что обеспечивает Мастеру комфортные условия.
Противоположность прусской системе (а также советской и российской, которые являются наследницами прусской системы). В прусской (советской, российской) системе - чиновник министерства образования стоит неизмеримо выше учителя. Учитель принужден или всю жизнь оставаться "винтиком", или начинать делать карьеру - завуч, потом директор, потом в РОНО и т.д. Быть простым учителем - бедность и позор.

P.S. Недоглядел, ссылка полносьтью не открывается. Скопировал интервью под кат


— В России в последние 20–30 лет много говорили, насколько частные школы лучше государственных. Финляндия пошла по другому пути. В чем особенности вашей системы образования?
— Система школьного образования у нас полностью финансируется государством, частных школ почти нет. Это позволяет обеспечить одинаковый для всех уровень знаний. Изобилие частных школ в других странах обычно ослабляет систему государственного образования. Другая особенность — финские учителя очень хорошо образованны: они должны окончить какой-то из исследовательских университетов страны и получить диплом за настоящую научную работу. И они уделяют большое внимание тому, чтобы как можно раньше помочь школьникам, у которых по тем или иным причинам возникают трудности с освоением материала, например математики, или если у них трудности с речью, поведением. Много средств вкладывается в то, чтобы уже на ранней стадии выправить все возможные недостатки. Именно поэтому в Финляндии очень мало школьников, которые учились бы плохо.
— Какие преимущества дает полностью государственная система образования?
— Если для страны важны равенство и справедливость, то их проще добиться в рамках единой системы. Если страна сделала ставку на частные школы, ее политиков мало заботит средний уровень учащихся: они всегда могут сослаться на то, что кто-то имеет возможность получить хорошее образование в частных школах. А вот если система образования государственная, как в Финляндии или Канаде, тогда политикам и министрам приходится отвечать за уровень образования школьников, и они начинают стараться, чтобы возможность учиться в хороших школах была у всех. В долгосрочной перспективе такая система оказывается более успешной с точки зрения качества образования. А вот, например, в Австралии 40% школьников ходят в частные школы, которые перетягивают к себе и лучших учеников, и львиную долю ресурсов.
Школа по-фински
В основе системы среднего образования в Финляндии — полное отсутствие деления учеников на способных и неуспевающих. Например, их не распределяют по классам на основании их способностей. Дети с различными физическими и психическими особенностями учатся в одних классах со всеми. За низкую успеваемость не следует никаких наказаний. Оценки начинают ставить только с пятого-шестого класса. Благодаря своей реформе образования Финляндия в начале XXI века вошла в число стран с наиболее высокими показателями в чтении, математике и научных дисциплинах, согласно исследованию, проведенному Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся.
«Учителям необходима полная автономия»
— Наверное, такая система, как в Финляндии, требует особых учителей?
— Да. Для большинства педагогов, я говорю это как бывший учитель, эта профессия — призвание, возможность помочь другим сделать свою жизнь лучше. Важно помнить, что хороший учитель работает не ради денег. Не надо думать, что если платить учителям немного больше, как часто делают в частных школах, то образование значительно улучшится. Но важно, чтобы зарплата учителей была конкурентоспособной по сравнению с зарплатами работников в других сферах. Катастрофа, если финн или россиянин, у которого хорошие способности к преподаванию, отказывается от этой идеи только из-за зарплаты. Есть страны, где такое происходит постоянно. Размер зарплаты не должен быть ни побудительной причиной, ни препятствием. В Финляндии это получилось. Средняя зарплата учителя у нас примерно такая же, как средняя зарплата в стране. Это что-то около €3,5–4 тыс. в месяц.
— Часто говорят, что у финских учителей есть автономия. Что это значит?
— Позвольте объяснить это с помощью сравнения. Представьте себя на месте врача в клинике, у которого нет никакой свободы действий: вы можете только следовать стандартам, и больше ничего, даже если видите, что пациенту нужно другое лечение. Если мы считаем профессию учителя настолько же высокой, как профессия врача, юриста или инженера, у него должна быть определенная автономия. Самостоятельная возможность выбирать, как именно учить детей, привлекает в эту профессию многих ценных людей. Они понимают, что будут настолько же свободны в своих решениях, как адвокат, который сам думает, как именно защищать клиента в суде. В Финляндии, как и в России, было время, когда считалось, что Министерство образования разбирается в том, как преподавать, намного лучше, чем учитель, а задача образования — просто передать ученику конкретный набор знаний. Это время прошло. Никто не знает, каким будет мир, а учитель должен как-то подготовить к нему ученика. Школам и учителям необходима полная автономия, чтобы самим решать, какой путь будет лучшим.
«Тесты требуют зазубривания, а не понимания»
— В своих выступлениях вы не устаете напоминать, что школы в Финляндии свободны от стандартизированных тестов вроде российского ЕГЭ. Почему вы так их не любите?
— Я не против тестов в школах. Я просто хочу подчеркнуть, что стандартизированные тесты низкого качества — плохая идея, особенно если их приходится сдавать всем ученикам. В Финляндии мы используем тесты выборочно, в них участвуют всего 10–13% специально отобранных детей. Основной принцип в том, чтобы эта выборка отражала состав школьников страны. Нужно, чтобы там был соответствующий процент городских и сельских ребят, иммигрантов, мальчиков и девочек, причем из разных частей Финляндии. Такой тест нужен, чтобы оценить сам уровень образования в стране. Это значит, что мы тратим на проведение тестов намного меньше средств, а на сэкономленные деньги улучшаем их качество. Результаты подобных проверок не имеют никаких последствий ни для школ, ни для учителей, ни для детей. Тесты в таком виде — это хорошо. Но во многих странах через тесты то и дело проходят все ученики. Такую проверку настолько дорого проводить, что качество тестов часто падает. К тому же они отвлекают детей и учителей от того, чем они должны заниматься на самом деле.
— Как же оценивать успеваемость учеников без тестов? Оценки ставить?
— Это зависит от того, какую информацию вы хотите получить от школы. Если надо понять, как учатся дети, мы опираемся на мнение учителей, причем не одного учителя, а всего коллектива педагогов. Они сообщают свое мнение директору, местным властям, отвечающим за образование, родителям. Так и должно быть. А если мы хотим узнать, как работает система на уровне страны, можно полагаться на выборочные тесты, о которых я уже говорил. Финские политики вполне довольны таким подходом.
— В России по окончании школы нужно сдавать тесты, по результатам которых выпускник может выбрать университет.
— У нас тоже есть экзамены, которые сдаются после окончания школы. Они проводятся уже не на уровне школы и нужны как раз для поступления в вуз. Это независимая оценка.
— В России эти тесты тоже проводятся на уровне государства, не школы.
— И это, кстати, хорошо. В Швеции такие тесты отменили, а потом оказалось, что это была ошибка. Учителя расслабились, а ученики потеряли мотивацию. Такие тесты — хороший способ проверить качество образования на выпуске из школы.
— В России этот экзамен часто критикуют. Говорят, что учителя вместо того, чтобы преподавать свои предметы, просто натаскивают учеников на эти тесты.
— Если это так, надо посмотреть на качество тестов. Если они хорошо продуманы и способны оценить знания по предмету, тогда в них нет ничего плохого. Обычно система проверки знаний учеников хромает от того, что тесты требуют простого зазубривания, а не понимания. Если детей готовят вот к таким тестам — дело плохо.
— Вы критикуете подход, сторонники которого стремятся строить школьную систему на основе соревнования между школами и учениками, и предлагаете заменить его другим. В чем суть этой системы?
— Я называю такой подход глобальным движением за реформу образования (GERM — англ., «зародыш, эмбрион». — РБК). Это скорее собирательный образ того, что делается в разных странах, попытка все это осмыслить. Моя критика не означает, что никакой конкуренции, стандартизации и тестов не должно быть. Смысл скорее в другом: если конкуренция между школами, учителями, директорами становится центральным элементом образовательной системы, а стандартизация образования и тесты превращаются в главную идею, это неверный подход. Я поддерживаю то, что называется здоровой конкуренцией. Школьники могут соревноваться по-дружески, стараться сделать что-то лучше, предъявляя более высокие требования к самим себе, а не так, что, если один выиграет, другой должен что-то потерять.
«Азиатские школьники вовсе не счастливы»
— В последние годы результаты тестов финских школьников в международных рейтингах снижаются. Появляются сомнения в том, действительно ли финская система образования — лучшая в мире.
— Да, результаты снижаются, но объяснить это снижение так же сложно, как и их прежний внезапный рост. И дело не только в Финляндии: результаты падают во многих странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, в которую входят США, Япония, многие страны Европы и т.п. — РБК). Могу предположить, что глобальная тенденция к снижению результатов школьников в международных тестах, особенно по естественным наукам, в последние десять лет объясняется появлением смартфонов. Школьники стали совсем по-другому проводить время — часами смотрят в экран, и это оставляет меньше времени не только на чтение, но и на то, чтобы просто думать, а особенно на сон. Это не может не вредить обучению. То, что школьники и подростки сильно недосыпают — в среднем часа по два каждый день, особенно заметно ухудшает восприятие учебного материала. К тому же в Финляндии в последние десять лет для финансирования системы образования просто не хватает средств. Многое объясняется недостатком денег.
— Образовательная система в Восточной Азии, в Китае например, очень суровая, а результаты хорошие, особенно в математике и естественных науках. Почему эту систему так осуждают в Европе, если она столь эффективна?
— В большинстве стран Восточной Азии система образования обеспечивает высокие академические результаты, это правда. Местные школьники учатся намного усерднее и тратят на это больше времени, чем наши. В Южной Корее, Японии, Сингапуре, Китае большинство учеников ходят в школу два раза в сутки — сперва утром, а потом еще и вечером после дневного перерыва. Мои друзья и коллеги в Китае и Сингапуре говорят, что стимулом к усердному обучению там является очень строгая система экзаменов, которые имеют большое значение для всей последующей жизни выпускника. На этих экзаменах решается, например, сможете ли вы попасть в хороший университет. С другой стороны, можно посмотреть на то, насколько счастливы и здоровы ученики, если система образования оказывает на них такое давление. Статистика ОЭСР показывает, что чем лучше в стране итоги тестов, тем, по сути, несчастнее школьники: удовлетворенность жизнью — показатель, близкий к счастью, — падает по мере роста академических успехов. Это хорошо видно в Южной Корее, Сингапуре, Китае. Азиатские школьники вовсе не счастливы.
— Что важнее — счастье или высокие результаты?
— Спросите собственных детей. Мои мальчики немедленно ответят, что хотят быть счастливыми, увлеченными и здоровыми. Если вы всерьез зададите этот вопрос родителям и политикам, думаю, единственным правильным ответом тоже будет: дети должны быть здоровыми, хорошо себя чувствовать, быть счастливыми и способными понимать значение жизни.
— А что, если благодаря этой жестокой образовательной системе восточноазиатские страны станут более успешными, чем западные? Опередят их в бизнесе, науках, технологиях, будут богаче?
— Не думаю. Креативность и инновации, способность мыслить нестандартно имеют больше шансов в странах, где в основу образования положены счастье, благополучие, гибкость. Многие мои коллеги говорят: если в Китае продолжат учить детей так, как сейчас, они никогда не породят значимых научных инноваций. Такая система образования сужает горизонты мышления детей. Нужно иметь в виду, что многие знаменитые китайские ученые получили образование в США или Европе. Не думаю, что западным странам нужно двигаться в сторону образовательных систем Восточной Азии. Культура сильно отличается. Нужно использовать те сильные стороны, которые есть у наших обществ и стран — у России или Финляндии. Если правильно пользоваться богатствами культуры — живописи, музыки, драматургии, литературы, это может значительно помочь экономическому процветанию.
Tags: общество
Subscribe

promo new_rabochy 12:07, sunday 140
Buy for 10 tokens
В РФ набирает силу, организованный властями, флешмоб « #Я_Гагарин» Фотки флешмоба: А это фото Ю.Гагарина перед стартом: Что же не так в фотках флешмоба? Угадай с трех раз....
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments