Все они протекционисты.
Протекционизм - это не автаркия и не "железный занавес". Чистая автаркия никогда не встречалась в истории, кроме краткого периода в Японии, и это не закончилось для нее ничем хорошим.
Протекционизм же - это поддержка своих производителей, причем неважно, ориентированы они на внутренний рынок или на внешнюю торговлю. Например, протекционизм азиатских тигров после ВМВ - и в Японии, и в Южной Корее, и в Китае - заключался в поддержке компаний, с самого начала нацеленных на экспорт продукции в США и Европу.
Протекционизм - это универсальный инструмент, одинаково нужный государствам социалистическим и капиталистическим, большим и маленьким, аграрным и индустриальным. Какие отрасли и компании желаешь развивать - те и поддерживаешь. Обязательно, ибо иностранных конкурентов их правительства поддержать не постесняются. Никакой свободной, справедливой конкуренции не существует в природе.
Любые меры, которые лишают иностранных конкурентов преимуществ на вашем рынке - это протекционистские инструменты, будь то тарифы, квоты или обменный курс.
Невозможно быть крупной экономической державой без поддержки собственного производителя.
Все мировые экономические лидеры стали такими с помощью протекционизма.
Британская империя приняла Навигационный акт, по которому вся торговля с английскими колониями могла осуществляться только на английских судах. Из-за этого акта случились Англо-голландские войны, а в результате он сделал Британию владычицей морей. Хлебные законы защищали ее внутренний рынок. Но ближе к 19 веку, чтобы беспрепятственно проникать на чужие рынки, Британия начала продвигать в мире идеи свободной торговли - и ей пришлось открыть и свой внутренний рынок, тогда как ее более слабые конкуренты, наоборот, вводили защитные тарифы. В итоге США и Германия обошли ее по уровню промышленного производства.
США закрыли свой внутренний рынок, прежде всего от дешевых английских товаров, после победы Севера над Югом в гражданской войне. Одной из причин этой войны, кстати, и было неприятие Югом протекционистских тарифов, ввести которые требовали промышленники Севера.
Германская империя вырвалась из числа аграрных стран в индустриальные передовики благодаря бисмарковскому протекционизму.
В Российской империи прорывные темпы роста обеспечили защитные меры Менделеева-Вышнеградского-Витте, но введение золотого рубля изменило тенденцию.
Азиатские тигры после ВМВ поддерживали своих экспортеров: японские корпорации или южнокорейские чеболи, безотказно предоставляя доступные и дешевые кредиты.
В 20 веке, после отказа от золотого стандарта, появился новый, более универсальный инструмент протекционизма - валютный курс. См.: Экономическая арифметика: курс рубля
Мировые лидеры постоянно бдят за обменными курсами конкурентов. Из США периодически раздаются окрики в адрес европейцев, когда те ослабляют свою валюту с помощью количественного смягчения, создавая конкурентное преимущество для своих товаров.
Соглашение "Плаза" 1985 года обязало Японию и Германию укрепить свои нацвалюты. Курс доллара снизился почти на 50% к иене и немецкой марке. Экономика США после этого существенно выросла, а японцы, наоборот, влезли в кризис, из которого до сих пор толком не могут выбраться. Германии же повезло с Горбачевым - за счет восточноевропейских рынков она получила огромный импульс развития.
Но кто больше всех использует ослабление валюты для поддержки своих производителей - это Китай. ЕС после 15 лет нахождения Китая в ВТО признал его страной с нерыночной экономикой. Трамп заявил, что юань недооценен на 30-50%, и Китай отгородился от мира "Великой стеной протекционизма". Все увещевания, однако, оказывались бесполезны. И сегодня Китай - первая экономика мира.
А вот в позднем СССР удерживался постоянный курс рубля, несмотря на процессы скрытой инфляции и девальвации - как следствие, закупать ширпотреб и оборудовние за границей стало выгоднее, чем производить у себя.
Как протекционизм способствует росту промышленности и экономики, так курс на свободную торговлю им вредит - хотя отдельные компании могут здорово обогатиться. Уже написано выше про Англию. Все знают о результате для Китая опиумных войн - которые были чистой воды войнами за свободу торговли (опиумом). Тэтчеризм в Британии практически уничтожил промышленность, рейганомика - поспособствовала переносу производства в ЮВА. Япония, укрепив иену под нажимом Штатов, до сих пор не может восстановить темпы развития даже близко.
Здесь - наметки к теме, как в послевоенном СССР произошел поворот от собственного развития к сырьевой роли в международном разделении труда.
Как видно, результат свободы внешней торговли (или международного разделения труда, по Троцкому) одинаково печален что при социализме, что при капитализме.
Но приверженность глобальному мироустройству - это прежде всего идеология. И Троцкий, и Кудрины-Набиуллины, и Клинтоны - фанатики, готовые пожертвовать ради этой идеи национальными интересами собственных государств. Всемирное для них выше национального.
Community Info