Легальная экономика СССР за его последнее тридцатилетие выросла в 3,6 раза, а теневая экономика – в 14 раз. Если в 1960 году теневая экономика по отношению к официальному ВНП составляла 3,4%, то к 1988 году этот показатель вырос до 20%.
Число занятых в теневой экономике, по оценкам Т. Корягиной, в начале 1960-х годов составляло 6 миллионов человек, а в 1974 году их число возросло до 17-20 миллионов человек (6-7% населения страны). В 1989 году таких теневиков было 30 миллионов человек, или 12% численности населения СССР.
По-видимому, плановый сектор к концу брежневской эпохи уже не справлялся с обязанностями донора. Вторая экономика вышла из тени и стала оказывать заметное влияние на жизнь СССР в целом.
Это влияние, во-первых, проявилось в том, что высшая политическая власть, сросшаяся с коррумпированными структурами, стала распадаться на «хозяйства», подчиненные тому или иному высокопоставленному лицу: Горбачеву в Ставрополье, Гришину в Москве, Медунову в Краснодарском крае, Романову в Ленинграде, Щербицкому на Украине, Рашидову в Узбекистане или Щелокову в МВД.
Вследствие первой проблемы, опережающий рост частнокапиталистического сектора экономики и перелив государственных фондов в частный сектор были, по-видимому, главными причинами снижения уровня жизни основной массы советских людей, которые были лишены возможности приобретать «дефицитные», т. е. рыночные товары за свои «плановые» зарплаты.
Подробнее см. https://civil-disput.livejournal.com/1139991.html Бесславные творцы перестройки

Также
https://civil-disput.livejournal.com/1140844.html
https://civil-disput.livejournal.com/1181653.html
Community Info