romdorn (romdorn) wrote in new_rabochy,
romdorn
romdorn
new_rabochy

Categories:

"В Крыму тоже строят коммунизм"

Тема о соцреализме (https://new-rabochy.livejournal.com/20904.html) не вызвала особого ажиотажа, а те, кто ею все же заинтересовался, разделились на две группы: одни с пролетарской прямотой говорили, что весь это соцреализм - просто примитивная пропаганда, а более романтичные товарищи утверждали, что потенциал соцреализма отнюдь не исчерпан и он себя еще покажет.

Я так подумал, что не стоит зацикливаться на махровом сталинском соцреализме типа "Кубанских казаков" или "Спортивной чести", а вспомнить кинофильмы более позднего времени. Литература тоже выдавала нечто соцреалистическое - романы Петра Проскурина, Всеволода Кочетова и Анатолия Иванова вполне подойдут под определение "позднего соцреализма".
Но фильмы смотрели едва ли не все. Причем фильмы по романам указанных авторов - это неинтересно, ибо романы-то эпигонские по отношению к тому же Шолохову (к Кочетову это не относится, он сам по себе автор, просто среднего дарования).
А вот куда эволюционировал самый затрапезный соцреализм? Забавно, но он возродился в Новой России! И вот-вот мы сможем насладиться новой "Высотой"!

Вспоминая советские фильмы без откровенно конъюнктурных "советских" смыслов, мне вспомнились картины "Не могу сказать прощай!", "Приезжая", "Баламут".
Эти фильмы вполне любимы широкими массами, там нет парторга, произносящего пафосные речи, нет сцен сожжения чекиста-коммуниста бандеровцами (как в "Вечном зове" и "Государственной границе", скажем), нет выдающихся трудовых достижений.
И, тем не менее, их вполне можно причислить к традиции соцреализма.
В каждом фильме герои забывают себя ради коллектива или просто любимого человека - который по совместительству знатный передовик, становятся рядовыми советской великой армии труда - способствуя культурному и образовательному подъему села, тянутся к знаниям ради возрождения родного колхоза.
Но есть в этих фильмах и смещение акцентов, сигнализирующее об утрате коммунистических идеалов - о чем почти прямо заявил Шахназаров через несколько лет в "Курьере" ("а я мечтаю, чтоб коммунизм во всем мире победил").
В "Не могу..." это жертвенность и любовь, в "Приезжей" - мотив деревенской жизни как подлинного бытия, в "Баламуте" (сценарий которого писал горожанин Сергей Бодров-ст.) деревенский юноша оказывался практически суперменом на фоне никчемных горожан.
Используя лексику левого дискурса - налицо реакционный тренд.
В итоге развития подобных реакционных умонастроений, в которых все равно-таки доминировала общинность и бесконфликтность, СССР развалился, люди маленько поискали Россию, которую мы потеряли и, кажется, нашли ее, родненькую, в 1930-х.
Нашли в последние годы, когда появился мем про "эффективного менеджера" (https://ria.ru/analytics/20100908/273522924.html), данные ФСБ про обоснованность репрессий (https://rg.ru/2017/12/19/aleksandr-bortnikov-fsb-rossii-svobodna-ot-politicheskogo-vliianiia.html), а в Крыму нашли духовный исток многоликой и монолитной русской нации и государственности (http://www.pravoslavie.ru/75632.html).

История, как учил товарищ Карл Маркс, повторилась, на этот раз в виде фарса.
Ну а какой фарс без кино? И такое соцреалистическое кино сняли современные мастера культуры!

Далее я передаю слово профессиональному кинокритику, главному редактору журнала "Искусство кино" Антону Долину, чью рецензию на фильм о строительстве Крымского моста процитирую выборочно.

(кадр из фильма)

"В прокат вышел фильм «Крымский мост. Сделано с любовью!», снятый режиссером Тиграном Кеосаяном по сценарию главного редактора информационного агентства «Россия сегодня» Маргариты Симоньян...

Крымский татарин Дамир Надырович (Сергей Никоненко) — крепкий закаленный старик... Озорной блондин со слегка бандитским прищуром Дима (Алексей Демидов) — чудо-прораб, занятый на строительстве нового Крымского моста. Варя (Катерина Шпица) — молодая археолог, приехавшая в Крым искать древности, а заодно загорать и купаться.
Колоритный казак Михалыч (Александр Ильин) одиноко водит по проливу катера, не замечая влюбленной в него буфетчицы Лары (Ирина Розанова), в прошлом мастера спорта...
Эта картина похожа на слегка спятившую машину времени. Говоря о событиях 2018 года, она переносит нас одновременно и в 1930-е, когда в отечественном кинематографе были приняты бодрые производственные кинороманы о больших стройках (по всему похоже, что в Крыму тоже строят коммунизм), и в 1990-е, когда в России делалось жизнерадостное, аляповатое ... кино...
Трофим ... задает картине тон открывающей песней с рефреном «Пришла пора наводить мосты», а потом подытоживает ее звучащим на финальных титрах шлягером, в котором фигурируют «золотые маковки церквей», «дедовы медали за Берлин и Прагу», «весенний праздничный салют» и «господня благодать». Благодать рифмуется с «тем, что не купить и не отнять»...
Горячие головы могли бы назвать «Крымский мост» пропагандой. И зря. Пропаганда — это организованная машина, управляемая умным и циничным машинистом откуда-то сверху. Тут мы видим иное — безумную фантасмагорию... На экране — даже не декоративный Крым, а воображаемый, идеальный, невозможный. Подлинная утопия, в которую Кеосаян и Симоньян ныряют с головой, приглашая за собой зрителей.
В этом мире всегда светит солнце, и даже обычная грязь — целебная. Здесь бегают по берегу полураздетыми или вовсе голыми, как в раю. Все поголовно красивы и счастливы, а если нет, то авторы картины вот-вот это исправят. В Крыму нет места унынию и тоске
: все улыбаются, смеются, шутят и употребляют народные выражения.
...беззаботный фильм даже может показаться аполитичным: ведь в нем хорошее сражается исключительно с еще лучшим, а главный конфликт разворачивается между начальниками двух строительных бригад — они спорят, кто надежнее и быстрее будет возводить мост.
...татарин Дамир еще в детстве говорит о собственной семье: «Выслали — значит, так надо было», а в зрелые годы постоянно поминает добрым словом Сталина.
В финале на достроенном мосту замирают в объятии Дамир и найденная им возлюбленная Рая («Обретенная Рая» — хорошее было бы название для фильма)..."//https://meduza.io/feature/2018/11/01/spyativshaya-mashina-vremeni
Tags: Российская Федерация, кино, социалистический реализм
Subscribe

promo new_rabochy 00:51, yesterday 46
Buy for 10 tokens
Товарищи! Вы, вероятно, обратили внимание на бурное обсуждение столь насущной в 2021 г. темы сталинских репрессий. Которых не было. Или были. В общем, щаз разберемся. В яростном догфайте сцепились изворотливые талмудисты, мясные балаевцы, евреи-коммунисты и даже юрист - (фейковый) некрофил.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments